Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Светлейший праздник

МИР СПАСЁН БЫЛ ЧРЕЗ НЕГО

Вновь светлой пасхальной радостью наполняются наши души и  сердца. Пение ангелов доносит до наших душ гармонию небес, человеческие уста исполнены священных песнопений, прославляющих Воскресшего Господа. Не гвозди удержали Иисуса на Кресте, а любовь к нам. Бог говорит: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер.31,3). Но могло ли спасение человечества произойти без крестной смерти Христа? Размышляет священник собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Константин ПАРХОМЕНКО.

Мы не ставим такой вопрос в отношении Самого Спасителя, поскольку изначально было Святой Троицей так задумано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3,16—17).

Но в отношении людей — да, они могли отказаться следовать за Христом, могли отказаться веровать во Христа. Как любили говорить святые отцы, человек был сотворён без его на то волеизъявления, но спасти человека без его желания невозможно.

— Значит, Иуда, когда Спаситель сказал ему: «Что делаешь, делай скорее» (Ин.13,27), мог не пойти, мог отказаться от своего предательского замысла? Есть мнение, что Христос подтолкнул его на предательство этими словами...

— Нет. У Иуды была полная свобода выбора, как поступить. Вообще, что касается Иуды, тут всё гораздо сложнее и... милосерднее, чем мы привыкли думать. Задумайтесь, Господь взял в Свои ученики очень грешного, нечестного человека. И Бог знал об этом, ибо Он всеведущ.

— Но зачем? В надежде, что Иуда исправится?

— Именно! Это замечательный момент: Спаситель набрал себе в апостолы не лучших представителей рода человеческого. Он взял таких, каковы все мы, — с грехами и страстями, присущими любому из нас. Там был Симон Зилот (зилот — мятежник, революционер, по-нашему — террорист. Основной целью зилотов было свержение римского владычества, для достижения её считались пригодными любые средства). Также среди апостолов были купец, торговец, мытарь. Что касается Иуды... Христос дал ему заведовать ящиком с деньгами, на которые апостолы жили. Иуда денежки подворовывал, и Христос не мог этого не знать. Безусловно, Христос взял Иуду в общину, дабы перевоспитать, чтобы тот мог сделать добрый выбор, стать честным.

Ещё один характерный момент — когда Иуда привёл стражников, чтобы те арестовали Иисуса... Знал ли Спаситель, что Его арестуют? Конечно, знал, потому и пошёл молиться в Гефсиманский сад. Однако когда там появились стража и Иуда, Сын Божий встречает его словами: «Друг, для чего ты пришел?» (Мф.26,50). Таким образом Христос дал Иуде последний шанс опомниться, раскаяться и попросить прощения. Да, было уже поздно спасать Христа, но Богу важно было покаяние самого Иуды. Христос надеялся, что Иуда может сделать правильный выбор.

— Тогда каким образом Христос смог бы принести Себя в жертву?

— Каким угодно другим образом. Не зря ведь сказано: «…Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф.26,24).

Сейчас библеисты на Западе и у нас обсуждают тему: «Что значит молитва Христа в Гефсиманском саду?» Традиционно святые отцы говорят, что Христос по человечеству Своему боялся умереть, ибо это больно, тяжело... Потому и просил Отца Своего «пронести чашу сию мимо» (Лк.22,42). Но на сегодняшний день многие библеисты считают, что святые отцы, придерживающиеся этой точки зрения, были не правы. Почему? Потому что Христос не был слабаком, который трепещет от того, что Его распнут. К тому же мы знаем много святых, которые не боялись умереть за Христа и претерпевали немыслимые пытки. Что же, они терпели, не боялись, а Сын Божий оказался слабее людей? Люди шли на пытки и смерть и раньше. Так, мы знаем, что за несколько лет до смерти Христа римляне попытались внести языческие изображения в Иерусалимский храм (в частности, орла), и несколько тысяч евреев подняли восстание и выкинули эти изображения вон. Они знали, что их ждёт мучительная, жестокая казнь — распятие. Историк I века Иосиф Флавий описывает, как эти люди умирали: ни одного слова о пощаде. Они были рады умереть за своего Бога. Распятие — чисто римская казнь, распинали всех мятежников против Рима. Поэтому иудеи и предали Иисуса в руки римлян, чтобы остаться чистыми перед народом.

И вдруг Христос молит: да минует Меня чаша сия. Безусловно, что слова Христа надо иначе понимать. Борение Гефсиманское — это раздумья Христа, по какому пути пойти, какой был бы спасительнее для человечества. Сын Божий мог не отдать Себя в руки палачей? Мог. Накануне, когда Он въезжал в Иерусалим, Его встречали и приветствовали тысячи людей. Возможно, Христос мог бы привлечь этих людей на свою сторону, чтобы не еврейские вожди, а именно народ увидел в Нём ожидаемого Мессию. Но тогда Христос сыграл бы роль, в которой его и ожидали, — роль лидера в борьбе за освобождение евреев от римского ига. Это привело бы к страшному кровопролитию, и это был бы не тот путь, ради которого Он пришёл, ибо, как сказал Христос, «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин.18,36). Бог послал Сына Своего в «умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2,2), «чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3,17), чтобы возвратить человеку первоначальный образ чистого Адама. За нас Христос принёс Себя в жертву.

— Царь Николай II в этом плане схож с Христом. Он тоже отказался от борьбы, от власти, выбрал путь мученичества.

— В каком-то смысле — да. Император мог подавить смуту, пролив реки крови. Но выбрал отречение и мученическую смерть...

Христос не боялся смерти и выбрал крестный путь. А под «чашей», которую Он просил пронести мимо, возможно, надо понимать Его метания и борения, как поступить, какой путь выбрать. У Спасителя не было цели стать Мессией для одного только еврейского народа, Он пришёл ради всего человечества. Сын Божий пришёл, чтобы умереть и воскреснуть, «смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав», дабы избавить нас от рабства сатане и подарить жизнь вечную.

Вопросы задавала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая