Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

По душам

ТЕРПИТЕ, СМИРЯЙТЕСЬ… А ГДЕ ЛЮБОВЬ?

Отправляясь в Новую Ладогу, в храм Рождества Пресвятой Богородицы, я готова была к богословским рассуждениям настоятеля — о.Алексия Волкова, приготовила, как водится, вопросы. А он, показав мне действительно очень красивый храм, в котором полным ходом идёт реставрация, заговорил вдруг о том, что волнует каждого из нас, но о чём мы почему-то молчим: то ли стесняемся, то ли не считаем уместным говорить. Меня просто сразил его вопрос: «Часто вам приходилось слышать хорошую проповедь о любви?». Я задумалась: «Если честно, то всё больше о том, что мы все грешники, должны каяться, терпеть, смиряться и снова каяться». — «Вот, — грустно улыбнулся батюшка. — Причём проповеди эти в большинстве случаев абсолютно книжные. Мне, к сожалению, пришлось даже с одним молодым священником достаточно серьёзно поговорить об этом. Он служил литургию в кладбищенском храме, там была группа прихожанок, которые потеряли своих детей. И когда этот молодой священник, который ещё не знал горечи потерь, у которого нет пока детей, в проповеди стал выговаривать этим женщинам: «Чего вы ходите, чего вы ноете? Бог дал — Бог взял. Благодарите Бога за всё, терпите», — у бедных матерей был такой потерянный вид… Слова правильные, но мать есть мать. И что он сам знает о терпении и утратах? Лучше бы выразил этим женщинам любовь и сострадание. Но его научили стандартным фразам: «Терпите, смиряйтесь, кайтесь — это всё вам за грехи ваши». А где же любовь, о которой говорил Сам Христос? У нас мало говорят о любви, а если говорят, то опять же книжными словами, без душевной теплоты, без живого участия. И это не потому, что мы все плохие, а потому, что, к сожалению, у нас нет духовного опыта, мы разучились сопереживать, потеряли духовное зерно нашей веры. Я не осуждаю того молодого батюшку, согласно Пушкину: «Людей, о коих не сужу, затем что к ним принадлежу».

— Батюшка, а сами вы из верующей семьи?

— Не люблю о себе говорить, лучше о храме, о прихожанах — это гораздо интереснее. Слишком много внимания мы уделяем священникам. А Церковь — это не только священнослужители, главное — люди. И... видите ли, я не большой поклонник Жана Поля Сартра, но его мысль, что когда мы начинаем рассказывать о жизни, то невольно подгоняем её под рамки рассказа, верна. Многие начинают глаголить о каких-то знамениях, знаковых встречах... Поэтому — либо жить, либо рассказывать о жизни. Если коротко, в Церкви я официально с 1993 года, первый указ митрополита Иоанна (Снычёва) определил меня псаломщиком в Вознесенский храм в Колпине, в 1997-м я был рукоположен во священники. До 2010 года служил в Колпинском храме, а потом мне просто сказали, что Богородичный храм в Новой Ладоге нужно приводить в порядок.

Что касается семьи... Родители мои не были воцерковлёнными, а вот бабушка, прабабушка, прадедушка были людьми верующими. Но это ведь не гарантия, что внуки непременно станут верующими. Понимаете, знания о Боге — в нашей душе, в сердце, они врождённые. Не обязательно, чтобы с тобой об этом беседовали. И если вы думаете, что уроки Основ православной культуры помогут нашим детям прийти в Церковь, то я в этом сильно сомневаюсь. Скорее всего, эти уроки подстрекнут их обходить церковь стороной. Ну вспомните Павку Корчагина, как он насыпал священнику махры в пасхальное тесто. Вспомните наших революционеров, половина из которых заканчивали церковно-приходские школы и семинарии.

Уроки ОПК в большинстве своём — конечно, не везде — ведут люди, равнодушные к Православию, а в худшем случае происходит привитие полуязыческих-полународных обычаев, к православной вере не имеющих никакого отношения. Вот в музее проводили урок-экскурсию ОПК, и учитель ничтоже сумняшеся заявил, что в Вербное воскресенье нужно хлестаться веточками вербы (зачем?), а на Святки Церковь якобы разрешает гадать.

— Видимо, учитель прочитал Жуковского — «Раз в крещенский вечерок девушки гадали...» — и сделал свои выводы.

— И такое говорят люди образованные, по местным меркам. Понимаете, мы — столичные жители — абсолютно не знаем, как и чем живёт провинция, глубинка. Здесь другой образ жизни, они по-другому думают и даже двигаются, у них свои представления о мире, Боге и Церкви. Помимо православных канонов ещё существуют бабушки, которые учились у своих бабушек. Вот, смотрите...

Батюшка идёт к входу в храм, справа от двери небольшой выступ в фундаменте, на нём конфеты, рис, изюм, булочки.

— Посильная дань нищим? — делаю я предположение.

— Нет. Голубям. Потому что голуби, по местным поверьям, за покойников молятся. (А упитанных голубей расселось на резной лепнине храма и впрямь немало. — Авт.). Это не дикость, просто люди так живут. Конечно, я пытаюсь учить, наставлять, но... Когда человек прожил большую и непростую жизнь, когда сам нашёл утешение в Церкви, в Боге, в вере и никто его не учил, то и представление обо всём он составил своё, сам придумал какие-то молитвы, правила. Кстати, проведите опрос в городских соборах, где служит образованное духовенство, замечательные проповедники, умные богословы... А поспрашивайте-ка прихожан: кто из них действительно верит в воскресение из мертвых? Послушайте, что они под воскресением из мертвых понимают? Люди либо неправильно понимают слова «чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века», либо думают так, что человек умер и каким-то образом существует в Царствии Небесном. Не понимают, что тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений (см.2Кор.5,10). После же всеобщего воскресения грубые материальные тела преобразятся в духовные и безсмертные. Не более 10% верующих правильно понимают и верят в воскресение из мертвых.

Это не удивительно: Церковь наша после почти векового забвения только-только в себя приходит. Для того, чтобы создать какую-то школу, надо много времени, прошедшие 25 лет — это не срок.

— А разве утрачено то, что было до революции?

— У нас остались знания, замечательная святоотеческая литература, но нет опыта. Возьмите человека, который никогда в жизни не был на кухне, но при этом прочитал все кулинарные книги, выучил все рецепты. Он не сможет сварить даже манную кашу, хотя будет знать, сколько взять молока, крупы, какую задать температуру. Потому как помимо знаний нужен опыт. В Церкви то же самое: помимо величайших знаний, которые оставили нам святые отцы, нужен ещё опыт применения этих знаний на практике, нужна передача этих знаний. И тут устная составляющая, базирующаяся на Священном Предании, не менее важна, чем Священное Писание, ибо это реальный опыт общения. Что важнее: прочитать книги, например, о прп.Паисии Святогорце, или хотя бы раз самому встретиться, пообщаться с ним въяве? Конечно, Священное Писание и Священное Предание должны действовать вместе. Но опыт живого слова, живого общения очень важен. Ведь и апостолы пишут о том, что сами видели и слышали, а не где-то прочитали или краем уха услышали. Если это личное видение и слышание, личный опыт богообщения исчезнут из Церкви, исчезнет и Церковь.

— Слава Богу, уже немало примеров, когда отец — священник и его сыновья становятся священниками. Отец-священник передаст сынам свой опыт.

— Помните, в Первой книге Царств Ветхого Завета есть эпизод о детях священника Илии, которые «были люди негодные; они не знали Господа», и сказал Господь: «Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1Цар.3,13). И филистимляне умертвили обоих сыновей, а Илия, узнав об этом, упал и умер... Вы думаете, сейчас что-то сильно изменилось? Священник тоже человек, он тоже любит своих детей и делает им поблажки. В такой строгости, как послушника, своего ребёнка мало кто будет держать. Иное дело — если человек идёт в священники по своему внутреннему настрою. Но какое отношение это имеет к семейной преемственности? Хотя, конечно, раньше были целые священнические династии.

Передача духовного опыта — дело нужное и важное. Но самое главное — это любовь. Как сказал Господь Бог наш Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35).

Адрес: 187416, Ленобласть, Волховский р-н, г.Новая Ладога, пр.К.Маркса, 49.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая