Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я — русский

СОКРОВИЩА РУССКОГО НАРОДА

Великий русский философ И.А.Ильин в работе «Путь духовного обновления», рассуждая о национальном воспитании, выделил 10 основных сокровищ, которые должны формировать полноценного человека в России: язык, песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, армия, территория, хозяйство.

Очень важно, что на второе место (естественно, после языка) поставлена песня! Даже молитва — на третьем месте. И как же замечательно философ сказал о песенном сокровище народной души: «Ребёнок должен слышать русскую песню ещё в колыбели. Пение несёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. …Ребёнок должен безсознательно усваивать русский строй чувств и особенно духовных чувствований. Пение научит его первому одухотворению душевного естества — по-русски; пение даст ему первое неживотное счастье — по-русски. Русская песня глубока, как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение… она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения… Всюду, по всей стране, надо создавать детские хоры — церковные и светские… устраивать съезды русской национальной песни. Хоровое пение национализирует и организует жизнь — оно приучает человека свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении».

Если же обратиться к другим сокровищам воспитания, которые выделил И.А.Ильин, то все они прямо или косвенно связаны с песней и пением: язык, молитва, сказка, поэзия неразрывны с мелодией и гармонией. Жития святых и героев часто служили основой песенных сказов и духовных песнопений. История народа легко может быть восстановлена и исследована по его песням. Армия немыслима без военного оркестра, без гимна, марша, без строевого пения или задушевной песни на привале. Русские просторы и природные красоты — это всегда воодушевляло человека и часто порождало музыку и пение. Даже хозяйственные работы сопровождались песней — и сердцу веселей, и силы прибавляются.

Но, как говорится, есть песни — и песни. Увы, не все они благотворны. Наблюдая, как на иностранных концертах порой люди плачут от каких-либо песен, я стал интересоваться переводом их текстов — и обнаружил парадокс: чаще всего текст — пустой, незначительный, но музыка —
напевная, запоминающаяся! Вот родная австралийцам песня о «матильде»: шёл голодный бродяга с мешком («матильдой», родственной нашему «сидору»), сел под дерево у озерца, к нему подошёл отбившийся от стада барашек; бродяга его съел; тут пришла полиция, а бродяга сказал: «Ну нет, живым я им не дамся!» — и прыгнул в озеро. Всё. А люди слушают и плачут. Другая любимая песня австралийцев — «Botany bay» («Ботаническая бухта»): «Вот мы покинули нашу тюрьму Олд Бейли в Англии, нас везут в какую-то Botany bay в Австралии, и мы не знаем, доплывём мы или нет» — краткий текст песни. А мелодия — вроде ласковой колыбельной. И опять люди вздыхают и утирают глаза. Наверное, потому, что эти песни им пелись с детства и стали частью Родины. Значит, во-первых, срабатывают традиция, обычаи, родная история, дух страны. Во-вторых, возможно, в песне текст не главное, основное — всё же мелодия. А в-третьих, — и это, может быть, самое главное — «работает» сам дух песни, даже, скажем так, её сверхсмысл, на уровне безсознательного.

И у нас в России есть такие песни, которые по моральным соображениям нравиться не должны, а народом они любимы: и сто лет назад их пели (даже Шаляпин), и сейчас поют. Вот две из них. В одной атаман Стенька топит княжну в Волге; в другой — заезжий торговец-коробейник соблазняет деревенскую девушку и ложится с нею в рожь, а рожь должна эту «тайну» сохранить. А мелодии этих песен — раздольные, запоминающиеся. В прекрасном хоровом исполнении услышишь — может и слеза прошибить. Наверное, в этом и притягательность искусства, но и опасность, искусительность. Народ по простоте, когда поёт, не вникает, кто там кого утопил или соблазнил, душа отзывается на напевность, открытость, свободу, широту. Может быть, не зря сказано одним персонажем Достоевского: «Широк русский человек, я бы сузил». Только, думаю, если сузить — это будет уже не русский человек.

Есть песни, где и мелодия, и слова чудесны: «Священная война», «Катюша», «Россия» (И.Талькова). Такие песни — наш золотой запас.

Так с чего всё-таки «начинается Родина»? В смысле песни? Наверное, с самых простых, безхитростных песен, в которых есть прежде всего мелодия, а уж в ней-то слышится и любовь, и забота, и дух Родины.

Капитан I ранга Н.И.Поздняков

предыдущая    следующая