Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Основы духовной жизни

ПРЕПЯТСТВИЕ НА ПУТИ К СВЯТОСТИ

Основные ступени духовного состояния человека: спасённость, которая достигается искренним покаянием (даже разбойника); праведность, не только дарующая вечную жизнь, но и приносящая уже здесь, на земле, духовные плоды и мирную жизнь; святость, приобретаемая очищением сердца от страстей и стяжанием Духа Божия (прп.Серафим Саровский). Но на пути к святости стоит одно весьма серьёзное препятствие, без учёта которого человек, даже правильно живущий, может оказаться в гибельном состоянии.

В каждом человеке, даже в самом отъявленном злодее, присутствует устойчивое чувство своей «хорошести»; это пре΄лестное чувство, к сожалению, остаётся без внимания даже у верующих людей. Нам и в голову не приходит, что мы можем оказаться где-то вне Царства Божия. Пусть не со святыми, но хотя бы в самом отдалённом его уголочке, конечно, будем. Я же верующий, православный, хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь. А если при этом я никого не убил, не ограбил, не обворовал, не изменил жене (мужу), то что же ещё нужно? Осталось только одно — признаться самому себе: я — святой! Подавляющее число христиан замечают лишь самые грубые свои нравственные падения, не видя ни силы своих страстей, ни своего безсилия искоренить их.

Присмотревшись же к своим желаниям, чувствам, отношениям к друзьям и недругам и сопоставив их с голосом совести, с учением Евангелия, христианин увидит и нечто другое, не очень приятное. Оказывается, я не могу не осуждать, не завидовать, не тщеславиться, не объедаться… — и столько ещё этих «не могу», что от моей «хорошести» ничего не остаётся. Даже когда делаю, кажется, доброе дело, и то оскверняю его тщеславием, расчётом, ревностью и прочее. Слушаю общую исповедь с подробным перечислением грехов, и 99% в ней — моё, то есть вижу, что я ни в чём не соответствую евангельским нормам жизни. Кажется, остаётся только одно — воскликнуть вместе с прп.Макарием Великим: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (никогда) сотворих благое пред Тобою». Но нет. Как точно подметил свт.Феофан (Говоров), «сам дрянь дрянью, а всё твердит: несмь яко же прочии человецы». Такое неви΄дение себя и непонимание сути христианства всё глубже поражает сознание современных верующих во всём мире, особенно в протестантизме. Недавно в США был проведён опрос, который дал поразительные результаты: 21% назвали себя святыми — каждый пятый! Но попробовали бы задеть самолюбие или кошелёк этого «святого»…

Только ви΄дение в себе «дряни» является условием и критерием правильной духовной жизни. Оно снимает с человека розовые очки и открывает ему очень далёкую от святости реальность его души.

А.И.Осипов, профессор МДА

предыдущая    следующая