Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Практический Закон Божий

ЧТО ТАКОЕ РАДОНИЦА

Это день поминовения усопших во вторник Фоминой седмицы (21 апреля в этом году), следующей после Светлой, который разделяет радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Этот день по народному преданию посвящается усопшим, но в церковных книгах и правилах об этом ничего не говорится.  Даже в народе нет единой традиции относительно этого дня. Сей обычай возник в Русской Церкви, а потом распространился и в Сербии. Обычно в этот день после Литургии люди идут на кладбище, где на могилах совершают литию (малое поминовение). Несмотря на то что церковными правилами этот день никак не оговаривается, существуют серьёзные причины, которые оправдывают народное предание и молитвенную традицию на Радоницу: 1) на службе Фоминой недели кроме главной темы, посвящённой тому, как апостол Фома уверовал в Воскресение Христово, вспоминается и славное схождение Иисуса Христа во ад (величание), где Он умершим объявил Свою победу над грехом и смертью и Своё вечное прославление (см.1Петр.3,18—19); 2) чтобы радость Воскресения разделилась с умершими; 3) так как на Страстной и Светлой седмицах не позволяется поминовение умерших (кроме сорокадневной панихиды), то начиная с Фоминой седмицы дозволяется молитвенно поминать согласно Уставу.

Обычно на Радоницу люди украшают могилки, сажают новые цветы, разбивают о памятник усопшего яйца со словами: «Христос Воскресе!», а священники читают молитвы за усопших. Этим предивным церковно-народным обычаем, освящённым вековым преданием, мы прежде всего выражаем свою любовь, почтение и уважение к своим умершим родственникам (родителям), с которыми хотим разделить радость Воскресения Христова, радость победы над смертью.

Также мы исповедуем свою православную веру в жизнь вечную и в наше общее воскресение, так как веруем всему, что Божественные уста Христовы изрекали: «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8,51); это значит, что, когда тело умрёт, душа праведника остаётся невредимой от смерти. Или: «Верующий в Меня если и умрёт, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин.11,25—26).

А когда Господь обратился к евреям со словами: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8,56), они возразили: «Может ли мертвец видеть?». Разумеется, не может. Только живой человек может видеть и радоваться. Ведь Бог наш есть Бог живых, а не мёртвых. Значит, пра­отец Авраам жив, хоть и умер за тысячу лет до пришествия на землю Христа. И если Авраам жив, то живы все остальные праотцы, пророки и праведники. Живы апостолы и евангелисты, святители и мученики; живы и Пресвятая Матерь Божия и святой Иоанн Креститель. Живы и все те, которые крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и которые трудились жить по вере отцов наших. Живы и все наши умершие родственники, которые в Бога веровали, честным Крестом крестились и жизнью своею веру свою засвидетельствовали. Ко всем ним на Радоницу мы обращаемся с радостным восклицанием: «Христос Воскресе!» — и слышатся из гробов нам ответы, достигающие наших сердец: «Воистину Воскресе!»

Пребывайте же всегда в пасхальной радости! Аминь

Епископ Рашско-Призренский и Косово-Метохийский Артемий

предыдущая    следующая