Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Великопостные размышления

«СЕ, СТОЮ У ДВЕРИ И СТУЧУ»

В Откровении Иоанна Богослова сказано, что принявшие начертание имени антихриста будут мучиться в озере огненном. Значит, никто из принявших начертание не спасётся? Или можно принять начертание, а потом покаяться, и милосердный Бог простит? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма Рождества св.Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег СТЕНЯЕВ.

— Нас больше должна занимать не печать антихриста, а печать Божия — миропомазание. Печати миропомазания даются после крещения, и смысл жизни человека — раскрыть эти печати. То есть сделать то, что прп.Серафим Саровский называл «стяжание благодати Духа Святаго». Ведь можно строить свою жизнь на борьбе с разными заблуждениями, а можно — на положительном учении Церкви.

— Могут ли покаяться и спастись люди, принявшие начертание антихриста?

— Нам следует помнить, что если печать антихриста примет православный человек — это будет отречением от Христа, которое не может быть восстановлено. Потому что кому много дано, с того много и спросится. Потому что у нас, православных, есть печать Божия, печать дара Духа Святаго — миропомазание. И когда на человека, принявшего печать Божию, ставится печать антихриста, то совершается грех хулы на Духа Святаго, о Котором сказано: «…не простится… ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12,32). Ибо печать антихриста попирает печать миропомазания. Поэтому православный должен держаться до конца, быть верным Богу. Ведь слово «апостасия» — отступление — относится только к православным верующим. Разве может кришнаит или мормон отступить от истины? Нет, он её никогда и не знал. Отступить от истины может тот, кто пребывал в Церкви — столпе утверждения истины — и отошёл от неё. Принявшие начертание антихриста будут пребывать в таком озлоблении, что даже когда увидят Крест на небе, не смогут перебороть тех перемен, которые произойдут в их душах вследствие принятия печати.

— Будет ли возможна проповедь Евангелия во времена антихриста?

— У пророка Даниила сказано: «Наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» (Дан.12,1). Будут самые страшные гонения, но Причастие будет сохраняться до последних времён, проповедь же умалится. Потому как причащаться можно тайно, а проповедовать-то нужно открыто. У пророка Амоса сказано: «Будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8,12). Люди будут жаждать хлеба не телесного, а духовного. Может быть, для этого Господь и сберегает на Небесах пророка Илию и Еноха, которые сойдут с Небес, и Енох будет проповедовать всему человечеству, а Илия — еврейскому народу, о чём вещает пророк Малахия: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием» (Мал.4,6). «Илия должен прийти прежде и устроить всё», — сказал Христос (Мф.17,11). Евреи осознают, кто истинный Мессия. Как доказательство, Илия объяснит, что антихрист не из колена Иудова, но Иисус Христос из колена Иудова, а также что антихрист не обрезанный, а Христос — обрезанный. Вот почему праздник Обрезания Господня сохраняется, иначе он потерял бы смысл после того, как Христос крестился. Ведь не отмечаем мы праздник Христова бармитства — религиозного совершеннолетия, — когда Иисуса в 12 лет в храм повели. Ибо он значения не имеет. Но апостол Павел предупреждает: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасётся» (Рим.9,27). То есть иудеи, которые в зловерии пребывают сейчас, не спасутся. А остаток, кто услышит проповедь Илии, обратятся, исповедуют Христа и будут спасены.

— Будут ли миссионеры, кроме пророка Илии и Еноха?

— Возможно, и будут, но, скорее всего, спасительнее будет проповедь только этих двоих. Они называются в Апокалипсисе «одетыми во вретище» — эти слова можно истолковать так, что не будет поддержки им, то есть они будут проповедовать в одиночку. Их убьют и положат в Иерусалиме, и весь мир будет смотреть на них. Как возможно, чтобы весь мир видел их, если они будут на улице Иерусалима? А через телевидение. Возможно, будет прямая трансляция. Зачем слугам антихриста делать такую трансляцию? А затем, чтобы они могли сказать: «В Апокалипсисе сказано, что они воскреснут на третий день, а вы увидите — они и на четвёртый день не воскреснут, и на пятый не воскреснут…» Это для того, чтобы посеять дух неверия, смятения, уныния. Но пророки Илия и Енох воскреснут, и все это увидят, и начнутся сомнения в правдивости слов антихриста и отречение от него.

— Что означает строка в первом псалме: «И воскреснут нечестивые на суд»?

— Есть два воскресения. Сказано: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти» (Откр.20,6). Первое воскресение — это когда в этой, земной, жизни неверующие становятся верующими, язычник становится христианином, еретик — православным. А что такое смерть вторая? Это когда Господь скажет: «Идите, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его». Смерть первая — это когда умирает физическое тело. Что значит воскресение второе? Это когда воскреснет тело. Но второе воскресение ничего не решает. Для нечестивых даже лучше было бы не воскреснуть, потому что в их посмертной судьбе уже ничего нельзя будет изменить. Если до момента физической смерти человек не воскреснет для жизни в Боге и с Богом — он будет потерян для блаженной жизни. Недаром Святые Отцы подчёркивали значимость временной жизни на земле. Ибо здесь время покаяния, а там — время суда, здесь время слёз, а там — страданий. И если человек живёт, значит, у Господа есть в отношении его планы и надежды.

— В Апокалипсисе говорится о семи церквах…

— Семь церквей Апокалипсиса — это разные состояния человеческой души. Человек может переживать светлый филадельфийский период и ужасный лаодикийский. Вот сейчас у нас воцарился повсеместно лаодикийский период, люди говорят: «Мы разбогатели, ни в чём не нуждаемся». То есть и в Боге не нуждаются. Даже служители Церкви исповедуют теологию обогащения и процветания, возникшую в протестантской среде. Это опасное явление! Не забывайте слова Господа: «Се, стою у двери и стучу» (Откр.3,20).

Полосу подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая