Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

С КЕМ РАЗДЕЛИМ ВЕЧНОСТЬ

Многие православные верующие Санкт-Петербурга хорошо знают и почитают настоятеля храма во имя свв.Царственных страстотерпцев на ст.Сологубовка священника Александра Захарова за его проникновенное мудрое слово, духовное наставление, за помощь и поддержку в скорбях и бедах. Сегодня мы публикуем беседу о.Александра с верующими на выставке «Православная Масленица».

— В Петербурге стали появляться плакаты: на белом поле какое-либо слово — «Честность» или «Доверие», а внизу надпись-обращение: «Что это такое? Расскажите об этом вашим детям». Последнее слово, какое я прочитал на таком плакате, было «Любовь». Это говорит о том, что мы начинаем понимать, что как бы замечательно с материальной точки зрения мы ни жили, если уйдёт из жизни нравственность — это будет беда для России, для русской цивилизации. Я с большим упованием жду появления новых добрых и правильных слов. Надеюсь, что когда-нибудь на плакате появится надпись: «Грех. Что это такое? Объясните своим детям».

Вот только перед тем, как объяснять детям, что такое грех, неплохо было бы сначала рассказать, что такое хорошо, а что такое плохо. Ибо в наши дни чаще всего, когда говорят слово хорошо, имеют в виду — комфортно, приятно, удобно, выгодно… А плохо — когда тяжело, трудно, больно… Это — наследие других рекламных щитов, которые учили нас получать от жизни разнообразные удовольствия и чтобы были они яркими и острыми.

Научить детей, что с духовной точки зрения хорошо — это то, что достойно, богоугодно, душеполезно, нравственно. А плохо — то, что безнравственно, богопротивно, душевредно. И что не всё приятное одновременно душеполезно и нравственно. Пора научиться отделять козлищ от баранов и зёрна от плевел.

Мне вспоминается, как несколько лет назад я был приглашён на телевидение, где за круглым столом обсуждалась тема допустимости эвтаназии, т.е. когда по просьбе безнадёжно больных людей им помогают скоро и без мучений умереть. Собрались медики, работники правоохранительных органов, юристы, священники. Кто-то считал, что это гуманно, если человеку остаётся несколько недель или дней до смерти и его избавляют от безсмысленных жестоких мучений. Да и отчего не порадеть родному человечку, коли он сам о том просит?! Им возражали, что человек — существо достаточно переменчивое: сегодня он просит о смерти, а завтра или через час-другой передумает. Так надо ли выполнять жуткую просьбу «Убей меня!»? Медики говорили и о том, что бывает, поставили человеку смертельный диагноз, а больной каким-то чудом выжил, пошёл на поправку и прожил потом ещё не один десяток лет. Рассказывали такой случай: хирурги вскрыли живот больного, но обнаружили болезнь в такой стадии запущенности, что просто зашили и отпустили домой — умирать. А он взял да выжил! Видимо, кто-то сильно молился за него.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Впервые термин «эвтаназия» был использован в XVI веке английским философом Ф.Бэконом для обозначения «лёгкой», не сопряженной с мучительной болью смерти. В XIX веке эвтаназия стала обозначать «умерщвление пациента из жалости». В годы Третьего рейха в фашистской Германии многих подвергли принудительной «эвтаназии» (смертельному уколу). В настоящее время эвтаназия легализована в Нидерландах, Люксембурге, Бельгии, Швейцарии, в штате Орегон США. В Бельгии разрешена детская эвтаназия. В Совете Федерации готовится законопроект, разрешающий эвтаназию в РФ: неизлечимых больных по их просьбе будут лишать жизни, если такое решение утвердит консилиум врачей, а затем и комиссия, состоящая из медиков, адвокатов и представителей прокуратуры.

— Когда подошла моя очередь высказаться о проблеме с церковной точки зрения, я сказал, что о полезности или губительности эвтаназии безсмысленно рассуждать, пока мы не выясним: в чём смысл человеческой жизни? Если у вас атеистическое понимание жизни и вы считаете, что человеческая жизнь — случайное скопление молекул, которые некое время существуют вместе, а потом растворяются в мироздании, и от человека ничего не остаётся, — для таких людей, наверное, эвтаназия — обычное дело, ибо помогает избежать страданий. Иначе ответит человек верующий, знающий, что только «претерпевший… до конца спасется» (Мф.24,13). Тогда страдания рассматриваются не как тяжёлое ярмо, а как средство для очищения души и приуготовления её к вечности. Верующий не пожелает закончить жизнь самоубийством, ибо знает, что не сами по себе появились мы в этом мире, это Господь дал нам жизнь — безценный, высший дар. И человек, решивший самочинно прервать жизнь, — швыряет этот дар Богу в лицо.

Увы, сегодня многие считают вопросы о Боге и загробной жизни неуместными, отвлечёнными, такими, которыми должны заниматься философы, богословы, батюшки. А обычным людям, мол, не до того — есть вопросы поважней: как прокормиться, одеться, получить образование, престижную работу, норку себе поуютнее смастерить, как пошатнувшееся здоровьице поправить. Слишком поздно приходит понимание, что жизнь складывается так или иначе именно оттого, как мы для себя решим эти на самом деле главные жизненные вопросы. Верующий будет дорожить жизнью, понимая, что это своеобразная школа, а впереди — ответственный экзамен, на котором будет решаться его дальнейшая участь: где и с кем он разделит вечность — с Богом, Ангелами и праведными людьми в раю либо с демонами и нераскаянными грешниками в аду. Хотите умирать спокойно — постарайтесь за время своей временной земной жизни сделать как можно больше добра, а грешить поменьше.

Ценность человеческой жизни — важный аргумент против эвтаназии, а значит, как может один человек (врач) отнять жизнь у другого? Он душегуб, ибо меняет посмертную участь больного и губит свою собственную душу также. Есть опасение, что эвтаназией будут злоупотреблять: сегодня человек может попросить себе «хорошую смерть», а завтра эвтаназию попросят для него его родственники, мечтающие побыстрее заполучить наследство. Кстати, эвтаназия несёт социально-этический урон для культуры. Неспроста даже у ярых сторонников эвтаназии есть ощущение, что это не совсем правильно. Поэтому они и говорят о том, что эвтаназия должна находиться под строгим контролем законов, чтобы исключить недобросовестность и продажность тех, кто за мзду готов спровадить на тот свет зажившихся стариков, опостылевших супругов, детей-инвалидов… Не лучше ли запретить эвтаназию?

— Батюшка, мы на пороге времени, когда номера присваивают, в виде чипов вживляют в руку. Одни священники говорят, мол, ничего страшного, главное — быть хорошим, добрым, не пить, не курить. Ходи с чипом, пусть тобой управляют, ибо если ты человек честный, то всё у тебя будет в порядке. Другие считают, что нанесение на тело этой метки — дело не Божие, а исполнение 13-й главы Апокалипсиса, что это уже как печать антихриста.

— Мне кажется, что таким путём готовится своеобразный духовный концлагерь. Но давайте поставим вопрос по-другому: в концлагере спастись можно? Я думаю, что можно. К тому же я не верю, что можно вживить чип обманным путём и без ведома человека погубить его безсмертную душу, отдав в лапы антихриста. Мне кажется, что каждый человек обязательно(!) должен будет сам, осознанно сделать свой выбор.

Думаю, что все эти новшества государства — биопаспорта и прочее — принимать можно… до тех пор, пока не встанет вопрос отречения от Христа. Вот тут-то каждый и должен будет решить, с кем он — со Христом или с антихристом. Иные говорят, что никто не будет так напрямую ставить вопрос, а я уверен, что именно напрямую. Более того, люди, которые будут это предлагать, несколько раз переспросят: хорошо ли ты подумал и самостоятельно ли принял то или иное решение? Будут спрашивать: не передумаешь ли ты, не начнёшь ли каяться? Потому что они знают, что если человек по слабости или недоумию произнесёт отречение, но потом одумается — Господь по милосердию Своему всё простит. Самый яркий пример тому — ап.Пётр, который трижды отрекался от Спасителя, но возвращён был в число первоверховных апостолов, ибо любил Христа. Перед каждым из нас будет выбор: принять печать антихриста и обезпечить себе благополучную жизнь или отказаться и обречь себя на голодную смерть и гонения. Стойте твёрдо, помня слова Христа: «...будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф.10,22).

предыдущая    следующая