Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

9 февраля — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

ВИНОВЕН В ТОМ, ЧТО СВЯЩЕННИК

В 30-е годы прошлого века допросы, учиняемые священникам, стоящим за веру и Христа до конца, велись с пристрастием и особой жестокостью. И зачастую следственные документы — единственные свидетельства духовного подвига человека или его падения. И мы не можем не оценить подвиг тех, кто несмотря ни на что не лжесвидетельствовал, а, претерпев страдания до конца, поднялся на высоту подвига. Сколько было их — поднявшихся на высоту подвига, убиенных только за то, что были священниками! Среди них — сщмч.Сергий (Флоринский) Раквереский.

Родился будущий священномученик 4 марта 1873 года в древнем русском городе Суздале в семье священника церкви свв.безсребреников Космы и Дамиана Феодора Флоринского. Крестили младенца Сергием в честь Прп.Сергия Радонежского. Закончив в 1893 году Владимирскую Духовную семинарию, он, по обычаю того времени, занимается преподавательской деятельностью — учительствует в Яксаевском земском училище Суздальского уезда. И только в 1900 году распоряжением протопресвитера военного и морского духовенства Сергей Фёдорович был определён на вакансию священника в церкви 151 пехотного Пятигорского полка. Получив назначение, он венчается с Елизаветой Ивановной Смоленской, дочерью полкового священника лейб-гвардии Уланского Её Величества полка — протоиерея Иоанна Смоленского. А ровно через два месяца — 5 марта 1900 года — преосвященный Вениамин (Муратовский), епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии, рукоположил Сергея Фёдоровича во священника за Божественной литургией в Исаакиевском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. И новопоставленный иерей с матушкой Елисаветой отправился в местечко Берёза-Картузская Гродненской губернии, где и был расквартирован 151 пехотный Пятигорский полк.

Полк, несмотря на свою молодость, уже имел славную историю. Сформированный в 1863 году, он отличился в Русско-турецкую войну 1877—1878 годов и был награждён Георгиевским знаменем с надписью «За взятие Карса 6 ноября 1877 года». После войны полк продолжил нести службу на Кавказе до 1894 года, когда был переведён в Варшавский военный округ.

А надобно заметить, что обязанности полкового священника в те времена не ограничивались совершением богослужений, но включали в себя проведение бесед с военнослужащими и членами их семей и воспитание в своих духовных чадах духовно-нравственных качеств. На поле боя полковые священники поддерживали солдат, идя с ними бок о бок в атаку, но вместо оружия сжимая в руках святой Крест. И во время гибели своих подопечных не оставляли они их, напутствуя в последний путь, оставаясь на тонущих кораблях вместе с ранеными и умирающими. Вот и о.Сергий отправился вместе со своим полком на передовую, когда началась Первая мировая война в 1914 году. И здесь его отмечают наградами: орденами Св.Анны III степени и Св.Владимира IV степени и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Кстати, для получения такого креста требовался особый подвиг! За свою деятельность и безстрашие о.Сергий снискал любовь и уважение окружающих. Командир полка полковник Д.Ардазиани писал: «Отец Сергий — примерный пастырь во всех отношениях, незаменимое духовное лицо на поле брани и прекрасный человек».

После Февральской революции 1917 года положение военного духовенства в частях стало очень трудным: равнодушие и кощунства окружающих порождали чувство ненужности. Опасность смерти угрожала не только от пуль и снарядов противника, но и от своих же солдат, взбудораженных революционной пропагандой. 22 июня 1917 года о.Сергия переводят священником в 29 полевой запасной госпиталь, который располагался в Эстляндии, в г.Везенберге (Раквере). В госпитале, как и на предыдущем месте своего служения, батюшка своими качествами доброго пастыря покорил сердца всех сотрудников. И когда в январе 1918 года — через шесть месяцев после его назначения — последовал приказ народного комиссариата об увольнении всего духовенства из военного ведомства, госпитальный комитет решительно воспротивился этому постановлению новой власти и вынес решение об оставлении о.Сергия на службе в госпитале «по желанию всего состава служащих».

Увы, недолго пришлось прослужить здесь о.Сергию. В феврале 1918 года Эстляндия была занята немецкими войсками. 22 марта госпиталь расформировали, и о.Сергий остался на чужой стороне без средств к существованию. Положение усугублялось ещё и тем, что новое правительство, взяв под контроль всё православное духовенство Прибалтийского края, не давало ему разрешения уехать на Родину. Когда же власть в Везенберге, как и на большей части Эстляндии, взяла Эстляндская трудовая коммуна, то 19 декабря 1918 года протоиерей Сергий Флоринский был арестован как представитель старого реакционного режима. По делу о.Сергия не было долгого разбирательства и суда, его обвинили в причастности к формированию частей Белой гвардии Северо-Запада России. В конце единственного и краткого допроса, протокол которого занял всего одну страницу рукописного текста, о.Сергий заявил: «Вина моя в том, что я священник, в чём и расписываюсь». 26 декабря комиссия вынесла постановление о расстреле. Расстреляли о.Сергия 30 декабря в лесу Палермо, где ныне установлен памятный камень всем расстрелянным в то время. После ухода большевиков все расстрелянные были перезахоронены. Отца Сергия Флоринского похоронили на городском кладбище с восточной стороны православной часовни, вокруг которой хоронили священников, служивших в храме Рождества Пресвятой Богородицы г.Раквере. В июле 2002 года определением Священного Синода РПЦ протоиерей Сергий Флоринский был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Второго июля 2003 года на месте захоронения сщмч.Сергия произведены раскопки, в результате которых были обретены нетленные мощи. Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, рассмотревшего доклад комиссии по открытию захоронения, останки о.Сергия были признаны святыми мощами. Ныне мощи сщмч.Сергия Раквереского почивают в раке, установленной в храме Рождества Пресвятой Богородицы г.Раквере. По своим молитвам там получают помощь страждущие и скорбящие. Частица мощей Сергия Раквереского передана в дар СПб епархии и помещена в Николо-Богоявленский Морской собор. Память — 30 декабря.

Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая