Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

БОГОРОДИЧНАЯ ПАСХА

«Русская  Церковь еще в одиннадцатом веке прозрела эту тайну, так восприняла тайну Божией Матери, тайну жизни, и смерти, и воскресения, и последнего торжества, что сделала этот праздник праздником Церкви Русской», — писал еп.Василий Родзянко. Успение Божией Матери называют ещё Богородичной Пасхой. Почему? Успение и вдруг — Пасха. Отвечает священник храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала о.Георгий ПИМЕНОВ.

 — Возможно, кто-то удивляется: странные эти христиане, празднуют смерть Матери своего Бога. Не смерть мы празднуем, потому и праздник называется Успение, т.е. усыпание. А у Бога все живы. Успение Богородицы — это и Её Воскресение, ибо Она — первая из людей новозаветных, Которая была вознесена на Небо плотию, то есть обожилась и наследовала жизнь вечную. Она как будто на малое время уснула и затем воспрянула к вечной жизни. Поэтому мы молимся о «безболезненной, христианской, непостыдной кончине…», каковым было Успение Богородицы. Чтобы не бесы явились к нам, но Господь принял наши души в руки Свои.

 — Но Богородица — «честнейшая Херувим и славнейшая без сомнения Серафим…», а мы — грешники…

 — Не надо забывать, что Богородица была земной женщиной. Да, лучшая среди дочерей человеческих, но всё-таки человек. И мы должны стремиться жить, как Она, то есть стремиться к святой жизни и христианской непостыдной кончине.

 — На православных иконах праздника Успения изображается лежащая на смертном одре Богородица и Христос, Который держит на руках спеленатого младенца…

— Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Её Сын, спустившийся с небес к смертному одру, принимает в Свои руки маленькую и хрупкую душу Матери Своей — родившейся в новую жизнь — в виде спеленатого младенца. Ибо Богородица не сразу была взята на Небо телом. Мы не знаем когда именно, но знаем, что на третий день опоздавший к погребению Богородицы ап.Фома попросил отпереть гробницу, и все увидели, что там не было тела Пречистой. То есть в какой-то мере Матерь Божия вкусила смерть, как и Христос, и, как Христос, воскресла. Вообще за всю церковную историю единицы тех, кто был взят в Царство Небесное телом — пророк Илия, Енох, ап.Иоанн, Богородица.

— Чем была наполнена жизнь Богородицы все годы после смерти и Воскресения Сына Её Иисуса Христа?

— Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь — Своим присутствием, словом и молитвами. При этом Её отличало удивительное терпение и кротость. Вспомним: под сводами убогой хижины раздается Архангельское благовествование о Рождении от Неё долгожданного Мессии, и Она смиренно принимает эту весть, веруя в непреложность обетования Господнего. Безгласно стоит Она при Кресте, как будто нет вокруг кипящего моря человеческой злобы — ни сетований, ни упрёков. После Воскресения и Вознесения Господа Матерь Божия осталась на попечении ап.Иоанна Богослова, скромно жила в доме его родителей близ горы Елеонской, но для апостолов и всех верующих была утешением и назиданием. Она, Которая всю жизнь сохраняла и слагала в сердце Своём все слова о Сыне Божием, теперь, беседуя с апостолами, поведала им о чудесных событиях Благовещения и нетленного от Неё Рождения Христа, о Его младенчестве и земной жизни. Кто мог бы рассказать об этом лучше и полнее, чем Мать?

 Вся Церковь, утвержденная от Иерусалима до границ освоенного мира, знала о Ней и восхищалась Ее смирением и подвигом. Ученик ап.Павла грек Дионисий Ареопагит даже свидетельствовал, что, если бы он не исповедовал Единого Бога, он решил бы, что перед ним «богиня». Воспоминание о ней оставил и другой ученик – Никифор Каллист: «В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением».

Последние годы земной жизни Дева Мария, по преданию, часто посещала места, освящённые присутствием Христа: приходила молиться на Голгофу и на Елеонскую гору. Частью души Она была уже не на земле, стремясь к соединению с Сыном. Тем не менее Она каждую минуту употребляла на пользу рода человеческого, утешала, учила и наставляла всякого, кому требовалась поддержка или совет, посещала больницы и темницы. Богородица жила строго по заповедям Своего Сына и потому могла утолять людские печали. Но вот в один из дней Архангел Гавриил известил Её о приближающемся часе Её ухода из мира. Для Приснодевы это была весть радостная, долгожданная. Она видела, что устроение Церкви на земле совершилось, и готова была к переходу в мир иной.

— Так что же мы празднуем?

— Перед кончиной Богородица обещала собравшимся в доме Иоанна Богослова апостолам не оставить мира в сиротстве и подавать помощь всем, молитвенно к Ней прибегающим. Глаза Её уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Неё Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…» Но и по Успении Своём не оставила Матерь Божия мiра. Во время общей вечерней трапезы апостолы увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов. Она сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». С тех пор Церковь празднует это событие — день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения. А на Руси праздник Успения Пресвятой Богородицы — один из самых долгожданных, ведь это, как и Пасха Христова, напоминание о жизни будущей, лучшей, о том, что земная кончина для христианской души – временна, это только переход, соединение с Богом.

 Идёт Успенский пост. «Кто постится, тот с добрым духом молится», — говорит свт.Иоанн Златоуст. Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление даже постной пищи. Почему?

— А чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, ибо пост, отнимая у плоти лишнюю пищу, ослабляет силу чувственных влечений, делает нашу телесную природу способной подчиняться движениям духа. К тому же объедаться, чревоугодничать можно и постной пищей. Пост же показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи. Пост обнаруживает укоренившиеся в человеке страсти и пороки, к которым мы прилепились сердцем, и делает нас способными к молитве и размышлению о Боге. Недаром все святые весьма строго постились сами и советовали поститься другим.

ИДЁТ-ГРЯДЁТ УСПЕНСКИЙ ПОСТ

Устав Церкви учит: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (еды), не как от скверных, а как от неприличных посту и запрещённых Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, т.е. без отваривания пищи; во вторник и четверг — «сварени ем пищи, но без елея»; по субботам, воскресным дням разрешается вино и елей. До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св.отцов, «если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный должен тесно соединяться с постом телесным. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

 Адрес: 198005, СПб, наб. Обводного канала, 116. Тел.316-00-93

 Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая