Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Наука и религия

МИР — МАШИНА ИЛИ ПОЭМА?

На наши вопросы отвечает настоятель храма свв.апп. Петра и Павла кандидат богословия, кандидат физико-математических наук доцент СПбГУ протоиерей Кирилл Копейкин.

— Не кажется ли вам, отец Кирилл, что современная техника, заполонившая мир, заслонившая от человека природу, понемногу выходит из-под контроля? Следующие одна за другой технологические катастрофы, стремительное загрязнение окружающей среды — это ещё не все беды, вызванные техникой! Может быть, главная беда — это разрушение человека: сегодня человек чувствует себя простым придатком к невероятно сложным техническим системам. Человек расчеловечивается — вот что страшно!..

— С одной стороны, с вами нельзя не согласиться: техника, а точнее техническая цивилизация, сейчас действительно поставила мир на грань гибели. Но давайте не будем судить о таких вселенских понятиях, как «гибель мира», со своей узкой, сиюминутной точки зрения. Давайте взглянем на положение вещей так, чтобы увидеть и прошлое, и, возможно, будущее.

Итак, прошлое: самое отдалённое начало технической революции можно, видимо, отнести к эпохе Возрождения. Что это было за время? Мне кажется, что если и есть резон называть его Возрождением, то прежде всего потому, что тогда возрождалась древняя магия: всевозможные тайные оккультные учения, колдуны, гадатели плодились тогда безсчётно. И техника тогда же начала развиваться, ибо она по своему глубинному смыслу близка к магии!.. Это, кстати, очень хорошо чувствуют творцы научно-фантастических произведений: в их книгах и фильмах магическая сущность техники почти не скрывается; зачастую техника и магия идут там рука об руку — вот, например, как в знаменитом сериале «Звёздные войны»… Как маг ставил задачу изменить мир в свою пользу, не задумываясь, за счёт чего это изменение происходит и к чему оно приведёт, так и конструктор новых машин вводил в жизнь свои изобретения, не зная и не желая знать отдалённых результатов этого процесса. А сегодня все результаты налицо — земля стоит на грани катастрофы! Сегодня многие экологи говорят о том, что мы уже перешли точку невозврата!.. Люди-то изначально стремились к благому, а привели человечество к ужасному кризису. Я думаю, что это связано в первую очередь с магической сутью техники.

— Выходит, что техническая цивилизация — это некая болезнь человечества? По-настоящему наше общество должно было развиваться вне техники?

— Нет, это не так! Прежде всего я хочу сказать: то, что мы называем современной мировой цивилизацией со всеми её плюсами и минусами, — это не столько мировая, сколько именно европейская и христианская цивилизация. И то, что происходит сегодня, — есть вполне логичное завершение процессов, присущих именно этому обществу. Главная задача, которую ставит перед собой христианская традиция, — способствовать преображению мира; и техника как будто должна была помогать человеку в этом деле.

Всё началось с того, что христианство дало людям новый взгляд на мир и на самих себя. Человек впервые осознал себя личностью. Нам сейчас трудно представить, как могло быть иначе, — но могло! Сейчас любят говорить об «общечеловеческих ценностях», но ценности эти вовсе не принадлежат всему человечеству, — они сугубо христианские. Виднейшие историки и философы утверждают, что понятие «личность» не было известно античности. И вдруг Бог сошёл на землю, Бог вочеловечился, Бог освятил человеческое естество — и человек почувствовал свою ценность, ценность своей души, своей индивидуальности! И мир раскрылся перед ним, как великая, Богом данная книга, изучая которую можно постигнуть Господа! Подумайте, как непросто было людям сделать такой шаг: если мир — это книга, а мы все — герои этой книги, как же можем мы познавать Автора? Представьте себе Пьера Безухова и Андрея Болконского, которые обсуждают замысел «Войны и мира», художественные приёмы Л.Н. Толстого и его философские идеи. Невозможно! Но человек в христианскую эпоху оказался именно в таком положении: он начал познавать замысел своего Творца. Появление такого взгляда на мир — великое чудо, и оно возможно только на почве христианства.

Итак, мы начали изучать мир как поэму, сложенную величайшим из поэтов… (Кстати, в греческом тексте Символа веры слово, которое у нас звучит как «Творец», произносится «Поитос» — «Поэт»!) В первые века христианства мы постигали мир целиком — его отношение к Богу и к человеку; затем (примерно с XI до XVII века) мы поняли, что мир можно разъять на разнородные элементы и изучать их по отдельности, и, наконец, в Новое время человек изучает структуру мироздания, соотнесённость его частей друг с другом. Но в ходе осмысления структуры мироздания неизбежно рождается мысль о том, как бы эту структуру изменить себе на пользу. Так появляется техника — логическое следствие углублённого познания мира. Техника не претендует на глубинное понимание мира: мы не знаем, что такое электричество, но прекрасно умеем пользоваться им. Однако это принципиальное незнание в конце концов приводит ко многим бедам.

Ещё раз подчеркну: всё это становится возможным только в христианском мире, — ни в какой другой цивилизации ничего подобного не произошло, там могут только перенимать и пользоваться тем, что создано в христианском человечестве.

— Так, стало быть, технического прогресса со всеми его катастрофами людям не миновать, и цивилизация сама роет себе могилу?

— От катастроф никто не застрахован, но мне кажется, что у мира есть возможности для развития. Дело в том, что нынешний этап христианской цивилизации — тот этап, который как раз и породил научно-техническую революцию, — подходит к концу. Например, современная физика —
квантовая механика в особенности — дошла до таких границ, за которыми она уже безсильна исследовать мир: перед ней стоят вопросы уже не столько научные, сколько мировоззренческие. Но это не конец науки. Это только завершение очередного этапа познания мира, в том числе и технической эпохи. Исследовать мир далее мы не в силах, — настало время осмыслять его. Диктатура техники должна отныне понемногу отступить.

Что нас ждёт на этом пути — никто не сможет вам предсказать: мы такого и представить себе не можем, подобно тому как люди Средневековья даже отдалённо не могли себе представить мир после научно-технической революции. Но я скажу так: для того чтобы понять некую вещь, нужно в своём уме, в своей душе найти что-то, что соответствует этой вещи, — нужно возвыситься до понимания! А следовательно, осмысление мира не может не привести к небывалому развитию внутренних сил человека! Богом заложены в нас огромные возможности, — мы не используем их и в малой степени. Только святые приближались к подлинному человеческому образу; и сегодня, изучая жития святых, мы должны понимать: вот это и есть собственно люди! Мария Египетская, которая поднималась на воздух во время молитвы и переходила Иордан яко посуху, Серафим Саровский, который кормил с рук огромного, страшного медведя, — эти люди показывают нам, какие силы изначально даны человеку Господом. А раз Он дал эти силы, мы обязаны их использовать.

Встав на новый путь, мы будем обязаны с новой глубиной взглянуть и на Писание. Библия — удивительная книга, она питает и простецов, и мудрецов. Её можно понимать буквально — как это сделал прп.Павел Препростый: он услышал однажды: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9,23), — после чего сделал огромный деревянный крест, повсюду носил его с собой — и тем спасся. Но ведь кроме такого, буквального понимания возможно и более глубокое погружение в премудрость Божию, — и оно принесёт многочисленные благодатные плоды. Огромный пласт научного познания мира, накопленный в минувшую эпоху, позволит нам найти в Писании новые сокровища.

Вообще сам по себе процесс познания и преображения мира закончиться не может никогда: человек на то и был со-здан, чтобы садовничать в Божием саду, который есть вся Вселенная, чтобы служить посредником между Богом и миром. Ведь человек в каком-то смысле слова собирает в себе мироздание. Сказано, что он сотворён из праха земного, и даже в физическом смысле это так. Вот смотрите: мы состоим из органических веществ, а значит, главным образом из атомов водорода и углерода. Откуда взялся во Вселенной углерод? Физики говорят, что он образуется в недрах звёзд, в протекающих там ядерных реакциях. Когда звезда выгорает до конца, она взрывается и выбрасывает углерод в окружающее пространство. То есть мы буквально состоим из праха, рассыпанного в космосе. Если бы размер Вселенной был меньше, то просто не хватило бы элементов, чтобы построить наши тела. Если бы Вселенная была моложе, не выгорело бы столько звёзд, сколько нужно. Мы вмещаем в себя Вселенную — не только душой, но и телом. И задача человека, насколько я понимаю, заключается в том, чтобы преображать мир через себя: если я становлюсь ближе к Богу, то и мир вокруг просветлится.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая