Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О книге Александра Ракова «Поэзию любят красивые люди»

«ЭТО ДЕРЕВО ВЕЧНО РАСТЁТ»

Это дерево вечно растёт.
Его корни в глубинах пространства…

Борис Бурмистров

Говорить о книге, содержащей больше тысячи стихотворений русско-язычных поэтов, наших современников и мастеров прошлого и даже позапрошлого веков, представителей разных поэтических школ и течений, поэтов разных национальностей и вероисповеданий, связанных лишь алфавитным порядком, говорить о книге многоликой и многообъемлющей, складывающейся из противоречивых и согласных элементов бытия, наверное, проще через обобщающий образ. Древний образ растущего древа в данном случае неоригинален, но может быть наиболее выразительным для понимания основной идеи книги, которая не является ни узко тематическим поэтическим сборником, ни антологией. Несмотря на то что эта уникальная книга обладает возможностью самостоятельного существования и интересна как таковая, её смыслы в большей степени раскрываются в контексте предыдущих книг автора.

Имя Александра Ракова, признанного литературоведами основоположником нового литературного жанра, и его знаменитые «былинки» достаточно известны. Известен и неуёмный, творчески ищущий характер санкт-петербургского прозаика, автора девяти «толстых» книг прозы. Хотя по стремлению своей верующей, импульсивной души он явно тяготеет к поэзии. Писатель всегда работал и продолжает работать в малых художественных формах, требующих максимальной изобразительной точности, напряжённой образной выразительности. Идеи в его «былинках», воплощённые оригинальными авторскими средствами, не абстрактные, не выдуманные, но живые, и всё произведение, говоря словами В.Белинского применительно к поэтической идее, «является не отвлечённой мыслью, не мёртвою формой, а живым созданием». Но, как известно, идея связана с формой художественного выражения. Поэтому, наверное, А.Ракову для ещё большей выразительности этой поэтической идеи, для убедительности своих щемяще правдивых, «живых» былинок понадобилось поэтическое слово, которое усиливает и подтверждает сказанное автором.

Издревле на Руси более всего доверяли слову ритмическому, образно-символическому, с помощью которого удаётся полнее всего передать идеи христианского вероучения, а ещё вспомним, что, по тонкому замечанию архиепископа Иоанна Шаховского, «поэзия — помощница молитвы». Но в подтверждение своих «былинок», для их типизации писатель использует не только духовную поэзию. Даже наоборот, для решения сложных нравственных задач, для выражения своих духовных исканий, в обезпечение художественной реальности он использует иногда стихи бытового, повествовательного плана. К ряду творений известных мастеров слова он добавляет стихи авторов забытых и малоизвестных и даже самодеятельных поэтов. Более формы и правильности написания поэтического текста писателя заботит искренность автора, главным он считает безыскусность.

В книгах прозаика, созданных за последние годы, каждая «былинка» содержит своё смысловое поэтическое подтверждение, и в прозу «былинок» автор включает стихотворения или их фрагменты, может закончить даже маленькой поэмой. Так, внося в свои произведения допустимый в современной прозе элемент несобственно-авторского повествования, писатель подчеркивает авторскую позицию, усиливает авторскую идею.

Новая книга «Поэзию любят красивые люди», в которой собраны воедино почти все стихи, использованные А.Раковым в предыдущих книгах, значительно от них отличается. В ней он вообще отказывается от собственного повествования, предоставляя слово только поэтам, что, однако, не исключает присутствия авторской идеи. Да, подчеркну, идеи, а не идей, несмотря на многообразие тем и проблем, затронутых в выбранных А.Раковым стихах. Именно это кажущееся хаотическим многообразие наводит на предположение, что книга создана не только для того, чтобы расширить наше представление об обширности и глубине пласта поэтического творчества. И не только для того, чтобы вернуть из забвения многих уже ушедших и, слава Богу, ещё здравствующих поэтов. Для чего же А.Раковым проведена эта титаническая работа, большое литературоведческое исследование? Для чего он по крупицам собрал истории жизни многих забытых поэтов и неимоверно трудно разыскал и опубликовал, за небольшим исключением, их фотографии, а главное, их стихи?

Да, это очень важно и милосердно, но мне кажется, что не только в том заключается основное значение этой необычной книги. Интереснее всего, что осознанно или, скорее всего, неосознанно, по наитию своей верующей души, автор пытается с помощью художественных произведений осмыслить основополагающие законы бытия. И то, что в прежние века мы бы назвали хаотическим набором имён и текстов, в ХХI веке обретает закономерные очертания, похожие на разрастающуюся крону вечного древа человеческого творчества. Именно образ кроны дерева наводит на мысль, что ведь сегодня для описания морфологических свойств природы и человека, то есть живых, турбулентных, не подчиняющихся линейным законам систем, используются строгие, проверенные алгоритмы фрактальной геометрии. Именно с её помощью выявляется порядок из любого безпорядка, кажущегося хаоса.

Как стало известно науке ХХ века, мир элементарных частиц и Вселенной не подчиняется привычным линейным физическим законам. И теория творчества, в которой нет и не может быть длящейся стабильности, только в первом приближении описывается законами Аристотеля. Также современная теория причинно-следственных связей доказывает, что не существует изолированных систем, что, даже разнесённые на большие расстояния и временные промежутки, они все взаимосвязаны, как веточки знаменитого фрактального дерева английского ученого Майкла Бетти, показавшего с помощью ветвления этого дерева, то есть с помощью дробления на части, что всегда эти части примерно подобны целому.

Книга А.Ракова есть подтверждение фрактального устройства нашего мира. Поэтому, наверное, и в её названии множественное число — «красивые люди» — связано и со словом в единственном числе — «поэзия». Поэты, стихи — это фрактальная первооснова, а поэзия, отождествляемая с Красотой и Любовью, — то целое, отражение напряжённого стремления к которому через творчество требует от автора тонкого художественного зрения и недюжинной собственной творческой силы. Несмотря на то что здесь мы не находим ни одного его авторского слова, иначе, как автором этой книги, А.Ракова назвать нельзя. Потому что он управляет всей этой, на первый взгляд, неустойчивой хаотической системой, доказывая один из её законов, а именно пластичность, то есть способность вне зависимости от внешних воздействий сохранять направление движения. Ведь и в природе дерево вне зависимости от кривизны и неправильности своих веточек всегда растёт вверх.

Элементарные частицы этой системы — духовные и нравственные стихи, собранные автором книги, — своим большим, очень большим количеством (число измерений объекта) создают необходимый уровень для нашего восприятия, растущего, как то древо, всегда вверх к солнцу, к постижению Божественной основы мироздания, где кажущийся хаос содержит прекрасный порядок. Автор книги показывает, что в этом стремлении нельзя выламывать у дерева творчества ни одной веточки: ни имени художника, ни его поэтической строки. Только ощущение целостности, единства со всем сущим позволит человеку испытать состояние полноценного бытия, которое основано на взаимодействии, высмотренном еще две тысячи лет назад великим греческим философом Плотином: «Прежде всего, необходимо, чтобы сам орган зрения был подобен и аналогичен объекту созерцания. Никогда бы глаз не смог воспринять солнце, если бы сам не был подобен солнцу; точно так же и душа не сможет видеть прекрасного до тех пор, пока сама не будет прекрасной, и вот, чтобы увидеть красоту и божественность, каждый человек должен сам стать прекрасным и божественным».

Много тому способствует книга А.Ракова, содержащая в своём названии две извечные опоры бытия, две незаменимые ипостаси творчества — Любовь и Красоту. Это не просто слова. Зная, с какой самоотверженностью работал над книгой автор, с какой любовью он, как крупицы золотого песка, собирал стихи, могу сказать, используя слова П.Флоренского, что это целостное произведение «проработано духом», а значит, обладает художественной стойкостью и может оказать должное метафизическое сопротивление современному апокалиптическому фронту, воссоздавая целостную картину мира, реставрируя утраты в единстве духа.

Валентина ЕФИМОВСКАЯ

 ПРИОБРЕСТИ КНИГУ МОЖНО В РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ «ПРАВОСЛАВНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» ПО ЦЕНЕ 400 руб.

При пересылке по России 400 руб.+100 руб. почта. Читатели, которые помогли в издании книги, могут получить её безплатно.

190005, СПб, Измайловский пр., 2, Ракову Александру Григорьевичу, на книгу «Поэзию любят красивые люди». Тел.(812)335-36-22

 

предыдущая    следующая