Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

10 февраля — Собор новомучеников и исповедников Российских

ХОТЕЛОСЬ БЫ ВСЕХ ПОИМЁННО НАЗВАТЬ…

Так писала Анна Ахматова. Хотелось бы… Но это невозможно. Всех мучеников и исповедников, пострадавших за веру, за имя Христово, знает только Господь. Определением Священного Синода РПЦ от 30 января 1991 года на основании решения Поместного собора 1917—1918 годов установлено 5 февраля поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Воистину те, кого политическим языком называют жертвами репрессий, в большинстве являются Христовыми мучениками — жертвами совсем в другом смысле. Это — жертва Богу, имеющая силу спасти мир.

Второго июля 1937 года Политбюро ЦК приняло решение о широкомасштабной операции по репрессированию, выявлению шпионов и диверсантов. По плану, утверждённому для Ленобласти, тройка УНКВД должна была осудить в течение трёх месяцев: по первой категории, т.е. к расстрелу — 4000 человек; по второй категории, т.е. к заключению в лагеря — 10 000 человек. С пятого августа 1937 года началось выполнение этого поистине дьявольского плана. Арестовывали по доносам, на основании подложных протоколов, даже по анкетным данным. По графе «социальное происхождение» мог быть арестован любой священник и монашествующий. Изощрённые пытки стали нормой следствия. К декабрю 1937 года планы арестов и расстрелов были перевыполнены!

Вспоминается песня м.Людмилы Кононовой (Вятка), посвящённая всем русским людям, от богоборческой власти пострадавшим: «Там дела чрезвычайные походя шьют и народным врагом весь народ признают…» Да, мы не можем назвать всех поимённо, потому что имена не всех страдальцев ещё открыл нам Господь, но сегодня расскажем о духовном подвиге трёх тихвинских святых (по материалам Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря).

Приговор приведён в исполнение

Преподобномученица Иоанникия (в миру Александра Яковлевна), игумения Тихвинская, родилась 1 ноября 1859 года в г.Боровичи Новгородской губернии в семье мещанина Якова Кожевникова. Достигнув 15-летнего возраста и получив образование в городском училище, она поступила в Тихвинский Введенский монастырь, где на протяжении 25 лет проходила различные послушания, после чего приняла ангельский чин. 8 сентября 1918 года монахиня Иоанникия была возведена в сан игумении с возложением наперсного креста. Увы, Введенский монастырь просуществовал лишь до 1924 года, а в 1926 году был превращён в детскую колонию. Но игумения, которой шёл уже седьмой десяток, продолжала жить в маленькой келии на колокольне храма и покидать обитель не собиралась. Она понимала, что обречена, и готовилась испить чашу страданий. Вскоре последовал донос, и 15 ноября 1937 года игумения была арестована. На допросе м.Иоанникия отказалась признать себя виновной в контрреволюционной деятельности, и 25 ноября особая тройка УНКВД ЛО на своём заседании вынесла решение о расстреле игумении. Приговор был приведён в исполнение 3 декабря 1937 года, в канун престольного праздника Введенского монастыря — Введения во храм Приснодевы. Память — 3 декабря.

СТРАШНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ:

В 1937 году в Ленинграде и Ленобласти было расстреляно свыше 20 000 человек, так что понадобился новый могильник для массовых захоронений. Им стала Левашовская пустошь. Ныне внешне это обычный лесопарк, только множество символических крестов, памятных камней, табличек на деревьях, которые устанавливают родственники убиенных, напоминают о трагедии. Между деревьями тянутся странные рвы — это просевшие от времени погребальные ямы, как будто морщины, состарившие землю от горя и невыплаканных слёз по детям своим, замученным и невинно убиенным. Этот клочок земли представляет собой не что иное, как огромный мощевик земли Русской. Отдельный деревянный крест на Левашовской пустоши — блаженной памяти репрессированных насельниц Горицкого Воскресенского женского монастыря. Их погрузили на шаланды, которыми чистили каналы, вывозя ил. У судна открывалось дно. На такую шаланду погрузили горских монахинь — около 50 стариц. Капитан Мерёжин вывел судно на Белое озеро и открыл дно… В бинокль видел, что старицы ещё долго держались друг за дружку кольцом. Когда посмотрел вновь — нет их уже, потонули…

Виновным себя не признал

Преподобномученик Арсений (в миру Александр Дмитриевич Дмитриев), игумен Тихвинский, родился 19 ноября 1872 года в крестьянской семье д.Вяжищи Новгородской губернии. Достигнув 26-летнего возраста и получив родительское благословение, Александр покидает родной дом и поступает в Тихвинский монастырь. 5 июля 1901 года зачисляется в штат монастыря указным послушником. 8 мая 1904 года Александр становится мантийным монахом, получив при постриге имя Арсений, а 5 декабря 1905 года — иеродиаконом. Через восемь лет, 21 ноября 1913 года, его посвящают в сан иеромонаха с назначением проходить чередное священнослужение и исполнять клиросное послушание, каковое он и исполнял до момента закрытия обители в 1924 году. В том же году иеромонах Арсений определён священником к полковой церкви г.Тихвина, где прослужил до 1930 года. Затем был назначен настоятелем в Пантелеимоновскую тихвинскую церковь.

Наступил кровавый 1937 год. 29 сентября настоятель Пантелеимоновской церкви был арестован сотрудником Тихвинского райотдела НКВД и препровождён в городскую тюрьму. В застенке НКВД проявил мужество, никого не оговорив и не подписав сфальсифицированные протоколы. В обвинительном заключении карательные органы подтвердили факт несгибаемости арестованного, написав в нём заглавными буквами: «ВИНОВНЫМ СЕБЯ НЕ ПРИЗНАЛ». Т.е. виновен в том, что священник. Расстрелян 3 декабря 1937 года. Память — 3 декабря.

Обвинительное заключение отсутствует

Священномученик Василий Канделябров, пресвитер Сенновский, Тихвинский, родился 23 марта 1889 года в дер.Сенно Тихвинского уезда в семье псаломщика. По выходе из 2-го класса Новгородской Духовной семинарии определён 31 января 1906 года псаломщиком к Кобожской церкви Боровичского уезда. 9 ноября 1917 года перемещён к Лученской церкви, а 9 сентября 1919 года — к Сенновской церкви Тихвинского уезда. В сан иерея Василий Васильевич был рукоположен в 1928 году. Арестован 3 ноября 1937 года. В его деле отсутствует… обвинительное заключение, а само дело представляет собой протокол единственного ознакомительного допроса. Но, видимо, палачам хватило и этого, чтобы расправиться со священником: он скончался в камере после изощрённых пыток. «Осуждённый Канделябров, — читаем в реабилитационной части его следственного дела, — в числе своих знакомых назвал священников Сарва и Панасевича, но показаний о их преступной деятельности не дал». Предположительная дата кончины — 3 декабря 1937 года. Включён в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода РПЦ от 17 июля 2002 года. Память — 3 декабря.

В этот же день — 3 декабря — были казнены ещё три тихвинских священника-мученика: настоятель церкви св.Иова Многострадального о.Иоанн Сарв, настоятель церкви с.Никольское о.Николай Покровский, настоятель тихвинской Всесвятской церкви о.Емилиан Панасевич. Все они причислены Церковью к лику святых.

Полосу подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая