Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я — русский

У РОССИИ СИЛА ЕСТЬ

— …Нам, русским людям, давно пора самим взяться за возрождение своего Отечества. Пусть власть не в наших руках, но если мы будем — каждый на своём месте — делать своё дело, — это уже поддержит Россию.
Так заявила Наталья Алексеевна Нарочницкая — знаменитый русский учёный-историк, публицист, политик — на встрече с петербургскими журналистами, посвящённой выходу в свет книги «Дело партизана Кононова. Политика против истории». Книга вышла в серии «Актуальная история», которую издаёт Фонд исторической перспективы. Н.А. Нарочницкая — президент этого фонда. На этой встрече Наталья Алексеевна говорила на разные темы, и мы приведём здёсь краткие выдержки из её выступления.

О русском гражданском движении
— В маленьких делах сегодня мы видим наше будущее большое дело — возрождение Родины. Маленькие дела, маленький частный успех внушают нам веру в собственные силы, а это сейчас самое важное. Пусть каждый делает для России то, что ему по силам, — а сил щадить не надо! Сейчас с экранов телевизоров на русских людей обрушивается лавина негатива — нас хотят вогнать в отчаяние, подтолкнуть к самоубийству. Нам говорят, что всё плохо, всё умерло, надежды нет… Но мы с вами живы! И мы должны показать это — в первую очередь самим себе, а затем и весь мир узнает о нашей силе. А сила у русских людей есть, и не только в столицах, но и по всей нашей земле. Один из активистов нашего движения — депутат законодательного собрания Тулы. В течение нескольких лет с группой единомышленников он боролся против печально известного тульского губернатора Дудки — в частности, против созданной им системы многократно завышенной платы за жильё. Борьба была яростной, этого отважного депутата неоднократно снимали с должности… Но что же в итоге? Теперь Дудка под следствием, а наш товарищ — вместе с нами на пресс-конференции. Разве плохо? И поверьте: никто сверху ему не помогал. Пусть не всегда и не всем сопутствует такая удача, но я знаю, что подобное упорство — продуманное, тщательно организованное — нередко приводит к добрым результатам. Надо поверить в это, надо поверить, что мы можем. Миром правит сила, и мы вынуждены биться.

О русском народном хозяйстве
Возрождать Россию на безнациональной основе — идея нелепая и нереалистичная. Любое государство строится на базе основной нации, на народе, обладающем, как говорят учёные, «сильным ассимилирующим потенциалом». Что такое «ассимилирующий потенциал»? Стремление во что бы то ни стало заключать браки с представителями других наций? Вовсе нет. Ассимилирующий потенциал — это способность втянуть в орбиту своих традиций и гражданских связей другие народы. Русским эта способность в высшей степени свойственна.
Но для того, чтобы такую способность реализовать, русский народ должен изо всех сил противиться собственной люмпенизации. Разрушение нашей промышленности привело к тому, что рухнули — особенно в глубинке, особенно в исконно русских землях — объекты традиционного приложения сил местного русского населения. Там, где умерло предприятие, сотни инженеров, технологов, квалифицированных рабочих остались не у дел. Там теперь царствует оборотный капитал, торговля, там продавец сигарет чувствует себя гораздо уверенней, чем бывший инженер. Там, где царствует торговля сигаретами, русские люди не конкурентоспособны. «Народ не торговый», как писал о нас Марко Поло, который ненадолго заезжал в Киев-скую Русь. Мы — народ творческий, народ-строитель, народ-землепашец, народ-воин, и если в стране нет возможностей для созидательной работы, если жить можно, только продавая и перепродавая чужую продукцию, русские начинают хиреть. Мы говорим о нормальном русском человеке: не гении, но и не бездаре, — мастеровитом, умном, умелом, трудолюбивом человеке, на котором держалась региональная промышленность, медицина, образование, армия. Этот человек был инженером, технологом, квалифицированным рабочим, преподавателем местной школы, местного вуза… Сейчас эти профессии не финансируются, и русские люди становятся неконкурентоспособными. Но кто вместо них будет преподавать в местном вузе или работать технологом на заводе? Тот, кто сейчас лениво метёт улицы, ёжась от непривычного русского мороза? Нет, конечно.
Нам нужен экономический рычаг для восстановления своего положения, социальных связей, социального тела русской нации. Это одна из главных наших задач.

О возрождении нацизма в странах Прибалтики
— Хочу выразить сожаление, что ни у латышей, ни у эстонцев не нашлось другого опорного пункта для национального самосознания, кроме тех двух-трёх лет, когда элита этих наций дружила с Гитлером. Обидно за прибалтийские страны. Это говорит о том, что они ещё не вышли из стадии самоутверждения, — и есть ли надежда, что выйдут когда-нибудь?.. Тезис о «русском оккупационном режиме» не выдерживает никакой критики, потому что «оккупационный режим» — это не презрительная кличка, а юридическое состояние, которое определяется прежде всего неравенством перед законом основного населения и оккупационной власти. Простите, но такого неравенства в СССР не существовало. Да, в Советском Союзе не было всех западных свобод, но это положение оставалось одинаковым для всех — и для русских, и для грузин, и для эстонцев. И покажите мне такой оккупационный режим, в котором национальная наука, национальная литература, национальная музыка награждались бы государственными премиями, как это было в СССР!.. Кстати, на Западе молодёжь, наверное, уже не знает, что до 1917 года Прибалтика была частью исторической России, что никто это положение не оспаривал. Злейшие соперники России никогда не сомневались в законности её прибалтийских владений. Вскоре после заключения советско-германского договора о ненападении в августе 1939 года лорд Галифакс, министр иностранных дел Великобритании, заявил примерно следующее: «Нравится нам или не нравится, а Советский Союз никогда не берёт того, что ему раньше не принадлежало». Такую же оценку дал Черчилль в палате лордов. Словом, в своё время присоединение Прибалтики к СССР ни у кого в мире не вызвало протеста.
Сейчас в прибалтийских странах — членах Европейского совета! — спокойно маршируют эсэсовские легионеры, а руководство Европейского союза только морщится: мол, не надо уж так-то… И это когда одного окрика из Брюсселя было бы достаточно, чтобы вся Прибалтика немедленно оставила свои игры в нацизм. Но его нет, этого окрика…

О «церковных власовцах»
— Я категорически не приемлю подобных идей… Особенно горько, когда с ними выступают некоторые священники… Я полемизировала на «Канале 100» со священником Георгием Митрофановым. Он, честно говоря, потряс меня слабостью своей аргументации: «Страна-де была такая плохая, что не надо было её и защищать». Я спросила отца Георгия: когда при вас бандиты собираются резать человека, а вы можете помочь несчастному, — разве вы будете его расспрашивать: «А ты, может, грешил сегодня? А ты, может, неверный муж? Или сам вчера воровал?» Нет, в такой момент мы не судим. Беда случилась не с государством — греховным политическим институтом, — а с Отечеством. Это разные вещи. Когда приходит беда, нация обязана духовно подняться на высоту птичьего полёта и понять, что нужно на время отложить споры по устроению государства для того, чтобы защитить Отечество. Та нация, которая способна осознать это, сможет продолжать себя в истории и со временем получит возможность улучшить государство. Для меня в этом отношении образцом служит Сергей Рахманинов: он был верующим человеком, ненавидел коммунизм, эмигрировал из страны… Но когда случилась война — он все силы отдал победе Советской России: он, старый, больной, работал до обмороков, давал концерты по всем Соединённым Штатам — зачем? Чтобы заработанные деньги переслать Сталину. Он что, не знал, что Сталин — коммунист? Конечно, знал, — но для него Россия в любом обличии оставалась Родиной. И он, как мать в притче о Соломоновом суде, предпочёл видеть её живой в руках большевиков, чем растерзанной чужеземцами. Для меня такое национальное самосознание есть пример для подражания: на этом я стояла и буду стоять.

предыдущая    следующая