Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4 ноября — празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

«ЕЮ ВОЗДВИГАЮТСЯ ПОБЕДЫ»

«Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце своё к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Её за то, что Она явилась такою готовою на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Её предстательство и помощь нам», — писал старец Никодим Святогорец. Сегодня наш рассказ об одной из самых почитаемых Богородичных икон на Руси — Казанской.
В 1579 году, через 27 лет после взятия Казани войском царя Иоанна Грозного, город пострадал от пожара. Сгорел дотла и дом стрельца Онучина, но его дочь Матрёна увидела во сне Матерь Божию, которая сказала, что в земле под развалинами сгоревшего дома находится Её чудотворная икона. И верно, на пепелище нашли икону. Есть предположение, что икона была зарыта в землю во времена владычества в Казани татар кем-нибудь из русских пленников или же обратившихся мусульман, вынужденных скрывать свою веру. Также мы не знаем, кто и когда написал эту икону и как она попала в Казань. Но известно, что это копия образа, который был написан ап.Лукой и хранился во Влахернском храме. В 1579 году с найденной иконы был сделан список и отправлен в Москву Иоанну Грозному, позднее её привёз в СПб Пётр I.
По свидетельству древних источников, через 15 лет после Вознесения на небеса Иисуса Христа апостол и евангелист Лука, лично общавшийся с Матерью Божией, первым живописал Божественное иконное изображение Богородицы. Также до нас из I века дошли свидетельства очевидцев, видевших Богоматерь. По преданию, сохранённому церковным историком Никифором Каллистом, «Богородица была роста среднего или, как иные говорят, выше среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно чёрные; нос продолговатый; лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое; кисти рук… длинные». У Епифания и Никифора тоже есть описание внешности Богоматери: «В Ней не было никакой гордости, а простота без малейшего притворства; не было никакой изнеженности, а во всём совершенное смирение». В письме к римскому сенату консула Публия Лентула мы находим такие слова: «Христос был лицом прекрасен… подобно Матери Своей». У Никифора Каллиста в «Церковной истории» есть свидетельство об ап.Луке, который «первый изобразил живописью образ благолепно Родившей Его (Спасителя)… и… от него это высокое и почётное искусство распространилось по всей вселенной». Икона, написанная ап.Лукой, по распоряжению императрицы Евдокии была перенесена в Константинополь, а сестра императора Пульхерия поставила её во Влахернском храме.
Казанская икона относится к иконографическому типу, получившему название «Одигитрия» — «Путеводительница» (греч.), ибо Матерь Божия ведёт нас ко Христу. Жизнь христианина — путь из тьмы в чудный Божий Свет, от греха — к спасению, от смерти — в жизнь. И Богородица, ставшая мостом для прихода в мир Спасителя, теперь является мостом для нас на пути к Нему. Младенец Христос восседает на левой руке Богородицы, как на престоле, и одной рукой благословляет Мать, а в Её лице и всех нас.
Не раз помогала Казанская икона России. В Смутное время, ровно через 33 года после её обретения, в Россию вторглись польские войска, взяли Москву, заточили в тюрьму Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. Того самого, кто, будучи ещё священником Никольской церкви Казани, писал об обретении иконы: «Чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа». Пришедшие к Минину и Пожарскому ополченцы принесли с собой Казанскую икону. Князь Пожарский не хотел разрушать Москву, где засели поляки, и всё ополчение молилось пред иконой, моля Богородицу сохранить Москву и веру православную на Русской земле. Молитвы были услышаны: 22 октября 1612 года русские приступом взяли Китай-город, а 25 октября под звон колоколов, с Казанской иконой впереди войска, вошли в Кремль. Поляки бежали. В память этого события и установлено празднование 22 октября/4 ноября в честь Казанской иконы Божией Матери.
От Казанской иконы произошло много исцелений. Но интересно, что больше всего исцелений связано с болезнями глаз, слепотой. Приведём несколько примеров. Сразу после обретения иконы на пожарище в 1579 году на пути в Благовещенский собор икона явила своё первое чудо: слепец Иосиф, ничего не видевший три года, прозрел. По прибытии иконы в собор получил исцеление другой слепец по имени Никита. Спустя некоторое время мать принесла в храм слепого ребёнка и со слезами молилась пред святыней о его исцелении. Вдруг ребёнок начал гладить мать ручками по лицу. Архиепископ, увидев это, велел принести яблоко и поднести ребёнку. Как только яблоко поднесли, малыш начал его хватать, и все поняли, что он прозрел. А слепой инок Троицкого монастыря в Казани Иосиф отслужил молебен пред иконой, но не получил исцеления. Скорбный духом он ушёл, а во сне ему явилась Богородица. Наутро инок попросил вновь отвести себя в собор. Он отслужил второй молебен — и на этот раз прозрел. Подобные случаи неисчислимы. Но это не значит, что пред Казанской иконой можно молиться только об исцелении глаз. Благочинный Красносельского округа протоиерей Валерий Швецов объяснил: «Богородицу невозможно делить на Её чтимые образы, Божия Матерь Одна. Разве алкоголик может молиться об исцелении только перед иконой «Неупиваемая Чаша», а женщина, готовящаяся стать мамой, — непременно перед иконой «Помощница в Родах»? Молиться можно перед любой иконой, главное — с верой». А те случаи исцеления телесной слепоты были знамением того, что икона явилась в Казань не просто так, а чтобы просветить духовным светом, открыть духовные очи живущим в Казани мусульманам.
Книга времени перелистывает век за веком, будто страницы. Чудеса и исцеления, явленные чудотворной иконой, продолжаются.  Свт.Игнатий Брянчанинов (†1867) писал: «Однажды прп.Елеазар свершал в келии краткую молитву Иисусову и полагал поклоны. Потом стал читать молитву ко Пресвятой Богородице, говоря: «Пресвятая Госпожа Богородица, спаси меня, грешного!» И вот внезапно является пред ним Царица Небесная в сиянии небесной славы. Царица Небесная произнесла: «Елеазар, не переставай призывать Меня в твоих молитвах, и Я буду всегда помогать тебе».
Нет православного храма, где бы не было Казанской иконы. В этой святыне заложено понимание Богородицы как символа любви и спасения. Как сказал свт.Димитрий Ростовский: «Если бы кто меня спросил, что в поднебесной сильнее и крепче всего, я бы ответил: нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, как Пречистая Владычица наша Богородица… Ею воздвигаются победы, ею ниспадаются враги».
Подготовила Дарья НИКОЛИНА

предыдущая    следующая