Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СОКРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Статья известного православного румынского богослова Георгия Фечору
На лето мы, как водится, уезжали в деревню, к бабушке. Жили в маленьком домике, построенном из глины и дерева, почти целиком лишённые всего, что называется цивилизацией. Вечера коротали при свете керосиновой лампы, слушая сказки. Каким богатым казался тогда мир, полный тайн и красоты! Я словно жил в каком-то другом времени, был частью другой истории, открытой в вечность. Теперь времени становится всё меньше.
Время летит быстрее, намного быстрее, чем раньше. Вы заметили это? Нам некогда почитать книгу, подумать о своём, встретиться с близкими друзьями, не остаётся времени даже на то, чтобы побыть с детьми и своей спутницей на перепутьях сей жизни.
Отцы, подвизающиеся в пустынях Святой Горы, отшельники наших дней, говорят то же самое: время сегодня течёт намного быстрее, чем раньше, а уж их-то трудно обвинить в психологической субъективности, вызванной социальными изменениями…
Скорость всех процессов возросла, но тем не менее время сократилось — происходит обратное тому, чего следовало бы ожидать! Так, вопреки всей научной логике, идеологи теории прогресса оказались большими лжецами. Не внушали ли они нам в прошлом веке, что научный и технологический прогресс приведёт к тому, что машины заменят человеческий труд и потому времени станет больше? Да, стиральная машина сегодня облегчает труд женщины, но сейчас она намного сильнее страдает от стресса из-за нехватки времени, чем тогда, когда полоскала бельё в реке…
В прежние времена люди передвигались медленно, чинно действовали во всём, что им доводилось делать в течение дня, в течение всех дней своей жизни. Начинали день утренней молитвой и заканчивали вечерней; за столом читали «Отче наш» и не приступали к чему-нибудь, не осенив себя знамением Святого Креста. То есть человек во всякое время и на всяком месте находил свободную минуту, чтобы сказать слово Богу и, как ответ, получить в душе уверенность, что он не один. Его жизнь хоть и была тяжёлой, со взлётами и падениями (какой вообще и должна быть жизнь каждого, чтобы можно было чему-нибудь в ней научиться), но она доставляла ему чувство полноты. Это было существование, переживаемое во всей полноте.
Теперь же всё делается на бегу, так что мы почти всё время чувствуем себя лишёнными радости мгновения, несовершенными в том, что мы делаем и переживаем. И когда совершаешь свою молитву (у кого имеется для этого рвение), ум твой не там. Он мчится вперёд, он вперяется в попечения нынешнего дня или обыденной жизни в целом. А когда принимаешься за что-нибудь, то тебе даже не приходит на ум, что нужно перекреститься, потому что ты уже думаешь о чём-то другом, — да в конце концов, это и не вписывается в окружающую обстановку. Как будто Бог должен следовать за мiром, подражать ему, а не наоборот…
И вот так человек остаётся один. Не только потому, что с ним уже нет Бога, — он и остальных людей: друзей, братьев, супруга или супругу — не воспринимает близко. Это потому, что в беге у каждого свой ритм — иначе говоря, в спешке ты всё время смотришь вперёд, на то, что будет потом, в надежде, что придёт время, когда ты успокоишься. Но жизнь проходит быстро, и наступает болезнь, приходит и смерть, быстрее, чем ты ожидаешь, — приходит раньше этой столь желанной передышки, не дав тебе успокоиться и вернуться в себя, восвояси.
И поскольку ритм чередования дней и лет общества, в котором мы живём, надолго отчуждает нас от жизни собственной души, мы доходим до того, что привыкаем к этому состоянию и всё больше чувствуем себя так, словно её нет вовсе. Поэтому у нас и приживаются эволюционистские теории. Иными словами, мы забываем, откуда мы пошли, забываем родной язык простодушной любви, язык того пейзажа души, в который вмещалось столько красот и тайн. И зачастую мы умираем среди чужих, никому неведомые, как это происходит с огромным множеством христиан, затерявшихся среди лишённых правой веры, подобно еврейскому народу, за кусок мяса рабствовавшему у египтян. Так попустил Бог — может, человек, взглянув на материальное как на символ, поймёт то, что происходит на уровне духа.
Архитекторы обыденного ландшафта современного общества, биотехнологи человечества, подчинённого машине, возомнили, будто человек, подобно детали, может быть обработан настолько, что дойдёт до состояния робота, программируемого компьютера, который будет оперативно отвечать на команды системы. И принялись за этот проект, почти доведя западного индивида до заданных требований. Но всё же природу человека им не удалось изменить полностью. Отчуждённые от собственной души в мире машин и информации, люди страдают, не понимая почему. Большинство из них и вовсе не знают, что у них есть душа. Как же тогда они смогут распознать её и понять её страдание? Они подобны больному, у которого что-то болит, который чувствует большую слабость, головокружение и полную разбитость, но не может сказать врачу, откуда проистекает его недомогание.
Страдание, которое испытывают большинство людей и которое заставляет многих бросаться в водоворот всевозможных грехов, тесно связано с тем болезненным истечением времени, которому уже не хватает на нас терпения. Не хватает потому, что время больше не отмеряет жизнь с Богом — источником времени и жизни. Это мучительное время, подающее нам мерило отчуждения, изнеможения от бега попусту. И чем больше мы бежим, тем более одинокими себя чувствуем. Здесь начинается порочный круг. Ибо чем более одинокими мы себя чувствуем, тем тяжелее нам выносить мучительное течение времени, уже не находящего своего смысла и радости. Так что мы бросаемся бежать во всё большей спешке; прячемся, как в песок, в работу, во всяческие обязанности и хлопоты, а в немногие минуты отдыха, когда остаёмся наедине с самими собой, нам становится ещё тяжелее, и мы начинаем всё сначала. Именно поэтому был изобретён телевизор — чтобы утолить это неизбывное одиночество, переживаемое сегодняшними людьми, презревшими Бога до полного Его забвения и незнания. Телевизор, газеты, Интернет, сенсации, эротика и насилие, бьющие через край эмоции — всё это для того, чтобы заставить нас забыть о том, что наша жизнь стала чрезмерно короткой и мучительной. Живём, словно и не живём собственной жизнью.
Прошу вас, остановитесь на миг в этой гонке пустоты. Нам надо обрести своё потерянное время, возвратить его вновь. Как? Ходя как можно чаще на Святую Литургию. Время жизни нашей души напояется, как и всё сотворённое в этом мире, от благодати Божией, в данном случае — от времени Царства. Попробуйте сделать это, и вы увидите, как изменится ваша жизнь.
Прошу вас, приобретайте своё время, терпеливо стоя на исповеди. Ведь грех — это главный виновник сокращения времени нашей жизни. Бог не даёт нам больше времени, чтобы мы ещё больше не углубили грехов, в которых пребываем.
Приобретайте время, как можно чаще останавливаясь в течение дня, чтобы произнести: Господи помилуй!
Приобретайте время, выбросив вон телевизор, не боясь того, «что скажут соседи, друзья и родные»! Телевизор — самый большой пожиратель времени за всю историю мира. Он в среднем съедает у человека по 3,7 часа времени в день. Вам кажется, что его выбросить невозможно? Но не легче ли отказаться от телевизора, чем страдать из-за потери столь драгоценного времени нашей жизни, мгновений, которые уходят и не возвращаются, времени, в котором ты пока ещё здоров, пока ещё жив? Вы видели когда-нибудь счастливого человека, который смотрел бы телевизор? Или мы забыли и вовсе знать не хотим, что значит счастье? Тогда мы заслужили свою судьбу…
Нам нужно вновь обрести время, став, как прежде, чувствительными к несчастью и боли друзей, родных, соседей и людей с улицы, — а более всего чувствительными к голосу собственного сердца, такого скорбного, такого вдовствующего, словно мы умерли в краю чужих, погребённые среди забот и проклятых удовольствий прозябания, лишённого Бога.
Прошу вас, не пропустите мимо ушей эти слова — ведь мы не знаем, сколько еще нас будет терпеть Бог.
Георгий ФЕЧОРУ
Перевёл с румынского Родион Шишков

предыдущая    следующая