Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Со-страдание

«УТВЕРЖДЕНА МЕЖ НАМИ ПРОПАСТЬ…»

Последний наш разговор с отцом Александром ПАНИЧКИНЫМ, настоятелем храма св. прав. Феодора Ушакова, известным петербургском церковном историком, был посвящён русскому церковному расколу: той ране на сердце нашей Церкви, которая и до сих пор не затянулась. Но ведь был в своё время и другой раскол — на Православие и католицизм… 
— Отец Александр, как вы думаете, наш русский раскол когда-нибудь будет преодолён?
— Боюсь, что никогда. Почему? А ввиду косности людской, ввиду приверженности к традициям. Такая приверженность — дело не плохое… Вот представьте себе такую фантастическую картину: вдруг, ни с того, ни с сего, государство решило отменить в России Православие и насаждать у нас католичество… Вместо митрополита прислали в Петербург какого-нибудь кардинала… Ну и что? Разве все наши православные сразу перекрестятся в католиков? Разумеется, нет! Большинство решительно не примет такие «реформы». И вовсе не потому, что все так уж твёрдо знают различие между Восточной и Западной Церквами: ведь и среди образованных прихожан мало кто может чётко сформулировать наши расхождения… Но дело не в знании, а в приверженности традициям: «Отцы и деды наши молились по-православному — и мы не отступим!» Так что людская косность имеет свои положительные моменты. Хотя, с другой стороны, она порой очень мешает: люди путают обряд с догматом, историческую традицию с сущностью веры. Какая разница между двуперстьем и трёхперстьем? Только в традиции. Когда я крещусь трёхперстьем, я складываю пальцы во имя Пресвятой Троицы — это правильно. Но если я крещусь двупер-
стьем, я складываю пальцы во имя двух естеств, человеческого и Божеского, во Иисусе Христе — что же тут плохого, что тут еретического?
— Наверное, к вопросам традиции можно отнести и вопрос о церковном календаре. Не всё ли равно: новый стиль, старый стиль?..
— На первый взгляд действительно кажется, что вопрос этот незначительный, но при ближайшем рассмотрении… При новом стиле Пасха наша однажды может оказаться раньше еврейской, а это уже нарушение правил Первого Вселенского собора — и такое совершенно недопустимо. Когда в Греции в начале ХХ века Патриарх Константинопольский Мелетий перешёл на новый стиль — там сразу произошёл раскол. Мелетий был масоном и много злых дел натворил. Теперь говорят — можно жить по новому стилю, а Пасху праздновать по старому но тогда всё совсем запутается. И если уж рассуждать о стилях, то надо помнить, что Иисус Христос жил при старом стиле — и Он его не менял. Зачем же мы будем отходить от того календаря, при котором жил Христос? К тому же ныне многие учёные утверждают, что юлианский стиль точнее, чем григорианский, что он руководствуется движением звёзд, а не одного только солнца, что на весь космос ориентирован, и если по Солнцу случается сдвиг, то на уровне звёзд этого сдвига нет. Папу Григория XIII, который ввёл григорианский стиль, запугали учёные, сказав, что по юлианскому стилю через 40 тысяч лет Пасха будет летом. Но что такое 40 тысяч лет? Мы от Рождества Христова прожили две тысячи, а столько успели наделать дел… Нет, 40 тысяч лет человечество вряд ли просуществует. Господь долготерпелив, но всему есть предел…
— А может быть, и расхождения с католиками можно назвать ничего незначащими мелочами? Мы молимся так, они этак — но и мы, и они веруем во Иисуса Христа, в Богородицу, во святых… Кто-то из святых отцов, если я не ошибаюсь, сказал: «Стена между Православием и католичеством велика, но она не доходит до небес»…
— Стена? Не знаю… Может быть, и нет этой стены. Но пропасть имеется, и пропасть непреодолимая. Как сказано в Евангелии:  «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16. 26). Некоторые преподаватели СПбДА говорят так: «Католики не еретики, ибо они не осуждены ни одним Вселенским Собором». Вы лукавите, отцы!.. Вы переводите разговор из области догматической в область каноническую. Да, формально католики не осуждены, но догматы они нарушают, поэтому догматически они — еретики. Область ересей — это всё-таки область богословия, а не права. Помилуйте, а протестанты? Они тоже не осуждены Вселенским Собором. И баптисты не осуждены! И иеговисты! И всё-таки это — еретики.
К тому же можно сказать, что они всё-таки осуждены. Это произошло в 1870-х годах на совещании Православных Патриархов. Такое совещание — почти Вселенский Собор. К тому же все ереси были осуждены на всех предыдущих соборах, а ведь ничего принципиально нового с тех пор не придумано. Ныне ереси прошлого только причудливо сочетаются друг с другом. Как говорит Екклезиаст: «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1.10). Потому-то еретики нового времени не любят, когда люди читают древних отцов: «К чему это? Зачем ломать голову над такими древностями? Мир с тех пор так изменился!.. Почитайте-ка лучше Александра Меня, Антония (Блума), Мейендорфа, Шмемана…» Вот такие голоса исходят из наших духовных учебных заведений.
— Всё-таки, по моему мнению, большинство современных православных не сочувствуют церковным «новаторам» и предпочитают держаться «веры отцов»…
— Слава Богу, это так. Но надо учитывать такую вещь: человек всегда склонен искать правду на стороне. Если он приходит в Православный храм и видит, что батюшка там ездит на «Мерседесе», что старушка-прихожанка тащит в церковь последнюю копейку, а священники недовольны, что она мало принесла… Я знаю прекрасных, умных, интеллигентных людей, которые разочаровались и практически отпали от Церкви: не ходят на службы, не исповедуются, не причащаются… Ведь человек как устроен? — сначала он терпит, старается не замечать очевидного, смиряется — ибо его учили смиряться… Но со временем горькие впечатления накапливаются, достигается критическая масса — и происходит взрыв.
— Наши священники ездят на «Мерседесах». А разве католики ездят на велосипедах?
— Я говорю о том, что ответственность духовенства весьма велика. Не в «Мерседесе» дело. Батюшка где-то кому-то не уделил внимание, даже, может быть, был грубым… А вы попробуйте по 25 раз в день отвечать на одни и те же дурацкие вопросы… Но последствия бывают печальными. А взятьтакой распространённый грех, как пьянство. Сколько священников спились, сколько ушли из жизни по этой причине… Я многих знал лично, о многих молюсь… Но, надо сказать, наш добрый народ тоже подвержен этому греху и относится к таким батюшкам с пониманием. А вот если священник налево пошёл — это уже хуже, это редко прощают. А корыстолюбие и подавно!.. Как тут быть священнику, который точно так же, как и все прочие люди, терпит искушения, борется с ними — и не всегда успешно?.. Сам Господь сказал «Человекам сие невозможно» — то есть невозможно соблюсти все заповеди. Профессор Осипов, у которого я учился, любит приводить такую цитату из Исаака Сирина: «Исполнение заповедей приводит нас к пониманию невозможности их исполнения и тем самым приводит нас к смирению». А человек смотрит на нас, немощных, и говорит себе: «Всё-то у них неладно — пойду-ка я поищу правды у католиков! или у иеговистов!» У тех хватает своих безобразий  — но ведь человек пока не столкнулся с ними, а выбор уже сделал…
Священникам надо помнить о своей ответственности за паству. Об ответственности за Православие в целом.
Вопросы задавал
Алексей БАКУЛИН

12 сентября — перенесение мощей св.блгв.князя Александра Невского. Редакция от души поздравляет всех православных, которые носят славное имя Александр.

предыдущая    следующая