Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О СВЯТОСТИ И ПОРЯДОЧНОСТИ

Мы знаем, как надо жить. Мы попытались жить как надо и убедились, что одного «знания» недостаточно. Для нас очевидно, что если бы все люди на Земле зажили так, как заповедовал нам Спаситель, — на Земле был бы рай. Почему же люди не живут по Его заповедям? Не получается. Даже у тех, кто искренне этого желает! Не хватает внутренних, духовных сил. Слишком силен «внутренний враг». Что же делать? Где почерпнуть силы? По совести могу назвать только одно место: в Церкви. Другого источника благодатной помощи Божией на земле нет. Вне Церкви Христовой есть только учение Христа — безспорно, возвышенное и высокоморальное… Но учение о святой жизни ещё не делает жизнь святой. Нужны силы для осуществления этого учения в жизни.
Лишь в Церкви Христовой с Ее богоучреждёнными святыми Таинствами можно получить силы для благодатной, святой жизни. А если бы эти силы можно было получать ещё где-то — так и святых мы находили бы везде и всюду. Но святые встречаются только в Церкви. Конечно, порядочные люди есть везде, и среди атеистов тоже. Однако порядочный человек и святой человек — не одно и тоже. Святой — это человек плюс живущий в нем Дух Святой. Стяжать этого Духа Святого сложно. «Внутренний враг» ни за что не хочет уступить Ему место в душе человеческой. Но в «стяжании Духа Святого Божьего», по слову прп. Серафима Саровского, и состоит смысл и цель христианской жизни. Вот чего надобно всю жизнь «искать», и «добиваться», и «копить».
А добьюсь ли? — За это ручается многоликость церковной святости. Ведь святые-то всё разные люди: знатные и простые, богатые, бедные и нищие, блестяще образованные и безграмотные, мужчины и женщины, юноши и старцы, здоровые и больные, цари, князья, воины и земледельцы, монахи, священники и миряне. Это говорит о том, что негоже нам кивать на «условия жизни» и оправдывать ими свою греховность. И греховным стать, и спастись можно в любых условиях. Сила Божия в немощи совершается. Надо только принять с благоговением эту благодатную помощь Божию, вспомоществующую нашей безпомощности.
Святой человек по внешнему виду может и не отличаться от просто «порядочного». Как же узнать, где святой, а где просто порядочный? У работе священника Павла Флоренского «Эмпирея и Эмпирия» есть рассуждение об отличии человека духовного от душевного. Читай: «душевный» — просто порядочный, а «духовный» — святой, и узришь, чем отличается один от другого. Представь себе кусок стекла и кусок льда, отшлифованные одинаковым образом. На глаз они — если лед чистый — почти неразличимы, и может показаться, что лёд нисколько не интереснее и не прекраснее стекла. Но с точки зрения молекулярного строения лед имеет над стеклом преимущество, подобно тому, как игра оркестра над базарным шумом. Во льду – музыка, в стекле — шум; во льду — стройность и упорядоченность, в стекле — хаос и безпорядок, во льду — организация, в стекле — анархия. Каждая частица стекла — только для себя  и, самое большее, толкается о соседние; целого нет. Во льду каждая частица занимает в организации чудесного строения определенное место. Но это различие внутренней структуры, являющееся как бы символом различия человека душевного от человека духовного, на глаз совершенно незаметно…
Почти каждый человек подчиняется нравственным и гражданским законам, старается слыть искренним, ищет славы справедливого. Да и кто захочет предстать в обществе, сняв с себя все покровы, если это повлечёт неприятности? Злой и добрый, душевный и духовный живут в общих чертах одинаково. Разница не в способах действования, а в мотивах. Человек душевный не выходит из нормы, потому что опасается заслужить наказание или приобрести дурную славу, утратить те или иные почести, ради которых он лицемерит; если бы душевные люди не боялись законов и наказаний, то сорвались бы со сдерживающей их цепи, обманывали бы, грабили и обижали других. Попробуй тогда очеловечить и обОбразить такого! А духовный человек, утверждая Бога и открываясь для Его воздействия, делается уже сознательным проводником Божественных сил, живым органом тела Христа. Такой не живет для себя и не умирает для себя; живет ли, умирает ли — для Господа живет и умирает. Потому такой человек имеет право заявить: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2.20).
Священник Александр ЗАХАРОВ

предыдущая    следующая