Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

ЗА СВЯТИТЕЛЕМ ВОСЛЕД

Сотрудник газеты «Православный Санкт-Петербург» Владимир ДЁМИН впервые в жизни побывал на знаменитом Великорецком ходе, и мы, зная, как много в нашем городе желающих последовать этому примеру, попросили его поделиться опытом, дать несколько полезных житейских советов, уберечь от досадных ошибок.
— Владимир, как у вас возникло решение идти в Великорецкий крестный ход?
— Всё вышло само собой, неожиданно и стремительно. Знакомые пригласили меня разделить с ними путешествие. Я подумал, вспомнил все накопившиеся жизненные проблемы, понял, что без небесной помощи разрешить их вряд ли удастся, — и согласился.
Вещей, нужных для такого пути, у меня не было совсем, поэтому покупать пришлось всё сразу: походный костюм, палатку, спальный мешок, рюкзак. Покупал всё самое дешёвое. Палатка обошлась мне в 800 рублей, спальник — в 700, пенка, на которой спят, — в 200, костюм с рюкзаком — в 1300. Костюм, кстати, я достал хороший, финский, «энцефалитку», защищающую от укуса клещей. Ещё плащи — те, что продают по электричкам, по 150 рублей. Плюс билеты в оба конца — около 2700 рублей. Плюс на необходимые расходы: еду, свечи, записки и так далее... Всего я истратил около 5 — 6 тысяч.
— Чтобы попасть на крестный ход, нужно предварительно где-то записываться?
— Нет, что вы!.. Покупаешь билет, 1 июня приезжаешь в Вятку, то бишь в Киров, направляешься в Свято-Трифонов монастырь, где собираются паломники, ночь переночуешь, где найдёшь место… Можно устроится в монастыре. Мы ночевали на полу, под лестницей, кто-то разбил палатку на монастырском дворе. Второго утром служба, потом благословение Вятского владыки Хрисанфа, и после обеда — вперёд!.. То есть это так говорится, что после обеда, а на самом деле первый перекус случился уже на привале. Третьего, четвёртого и пятого мы шли, пятого вечером добрались до Великорецка, шестого отдыхали там, ночью седьмого двинулись в обратную сторону и вечером восьмого уже вернулись в Вятку.
— Перед поездкой ты испрашивал у кого-то благословения?
— Я советовался с отцом Иоанном Мироновым — он не возражал.
— Какая часть пути была самой тяжёлой — физически или духовно?..
— Когда пришли в Великорецк: ночью я не мог уснуть — ступни горели нестерпимо. Это был физически самый тяжёлый момент — да и духовно тоже: начались малодушные помыслы, стал жалеть о том, что вообще отправился в крестный ход… Возроптал… Но после той мучительной ночи всё же поднялся на ноги, походил — сперва с трудом, а к вечеру и вовсе забыл о боли. Я так скажу: идёшь ты, унываешь от усталости — и вдруг видишь бабушку, которая еле ноги волочит, с палочкой… Встречались и с двумя палочками — инвалиды… И сразу делается стыдно: я мужчина — и не могу, а тут идёт на костылях — и ничего!.. А люди с малышами!.. Коляску тащат, палатку, да и ребёнка порой надо на руки брать. Но святитель Николай помогает. Как говорят опытные люди: сильные и здоровые идут, надеясь на себя, а старые и немощные идут, надеясь на Бога, и поэтому им легко, а здоровые — теряют силы.
— А какую обувь лучше надевать?
— Сапоги спасали, потому что в иных местах жуткая грязюка: и по щиколотку, и по колено, лужи… Но и лёгкая обувь нужна: когда жарит солнце, а ты идёшь по асфальту, ноги в сапогах начинают кипеть. Так что лучше иметь две пары: резиновые сапоги и лёгкую обувь. Некоторые шли вообще босиком…
— А если, допустим, кому-то плохо станет?
— Крестный ход сопровождают милиционеры для поддержания порядка, эмчеэсовцы и медицинский «рафик». Если кому-то становилось плохо, все кричали «Врача!», и этот крик шёл по колонне дальше, дальше, пока врач не появлялся.
— В милиции не возникла надобность?
— Нет, слава Богу!.. Святитель Николай хранит паломников.
— Не тяжело постоянно находиться в огромной толпе?..
— Если плотной массой идут, то тяжеловато. В конце колонны свободнее, да и молиться удобнее. Но все стараются попасть в голову, поближе к иконе. На привале останавливается икона, все хотят приложиться к ней. Но за иконой следует группа благочестивых бабушек, которые ходят не первый год и очень ревнуют о своём месте — стараются не пускать посторонних.
— Кто же несёт икону?
— Добровольцы. Но там есть хитрость: если хочешь понести икону, то найди ещё двух человек, и так, втроём, подойди под благословение к отцу Иову, который руководит крестным ходом. Александр, водитель нашей редакции, который не первый раз участвует в Великорецком ходе, нёс икону километров шесть — по буеракам, по болотам, по полям, по лесам, причём с больными ногами… Говорит: «В этом году был очень тяжёлый ход! Но с иконой было легко: это не я её нёс, а сам Святитель нёс меня».
— Было ли что-то такое, что тебе не понравилось?
— Погода. В Крестный ход святитель испытывает паломников ненастьями: то мелкий холодный дождь, то ливень, то пекло знойное, а то и ураган. Я впал в уныние… Но когда встаёшь в час ночи, чтобы продолжать путь, на всё смотришь уже по-другому…
— Вы и ночью шли?
— Да, это одно из испытаний: пост, бдение и молитва. И физические нагрузки. Идёшь всю ночь, утро, день, до самого вечера. Потом, пока палатку разобьёшь, пока то да сё… В 10 вечера — спать, а в час ночи снова встаёшь… Отоспался только дома.
— Обычно на крестном ходе — долгом или коротком, — всегда звучит молитва. А на Великорецком? Нельзя же сутки напролёт…
— Просто идёшь и молишься. Я, например, читал тропарь святителю Николаю. А многие читают акафист — те, кто знает его наизусть, потому что неудобно на пути смотреть в книжку.
— Как менялось твоё душевное состояние на протяжении пути?
— Я постоянно чувствовал, что делаю именно то, что нужно делать. Именно так надо жить. Когда 30 тысяч православных людей идёт за иконой святителя, это вызывает особые, ни с чем не сравнимые чувства. Самое яркое ощущение благодати у меня было, когда мы уходили из Вятки и шли мимо одного храма. Там батюшки обнимали всех паломников, благословляли, окропляли святой водой… И когда мы шли обратно, они выставили купель, брызгали кропилом в толпу и кричали: «С праздником, дорогие, с праздником!» Это было до слёз умилительно. Удивительная любовь.
— Наверное, люди вокруг говорили о чудесах…
— Рассказывали, но я шёл со своими мыслями, со своей молитвой… Помню только, что многие люди что-то просили, и просьбы исполнялись очень быстро. Кто-то замуж не мог выйти, а после крестного хода находился отличный жених и дети рождались хорошие… У кого-то всё отлично получается с работой, устраиваются дела… Буду надеяться, что и я не зря молился. Один из вопросов сразу разрешился: по поводу женитьбы. Я хотел, чтобы святитель Николай управил мой путь в нужную сторону. Вернулся в Питер, и вопрос быстро решился, хотя и не положительно.
— А природа там какая — в Вятских землях?
— Такие виды открываются!.. Стоишь на холме, а внизу леса без конца… И солнце светит: на обратном пути святитель Николай нас благословил хорошей погодой. Природа обычная, русская: тому, кто любит русскую природу, будет на что посмотреть.
— А ощущалось ли присутствие святителя на крестном ходе?
— Если 30 тысяч православных человек идут, единодушно молясь Чудотворцу, трудно не ощутить его дыхания. Идём все вместе, дышим одной молитвой… И священство рядом с нами — всё запросто, батюшки любвеобильные, без изысков — настоящие простецы. Перед лицом святителя все равны – вот что ясно чувствуется.
Вопросы задавал Алексей МАКСИМОВ

предыдущая    следующая