Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 января — Рождество Христово

ЧУДЕСА СВЯЩЕННОЙ НОЧИ

В книге пророчеств Даниила читаем: «С облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и Царство Его не разрушится» (Дан. 7:13,14). О пророчествах прихода в мiр Спасителя — Сына Божиего — и чудесах священной ночи, когда родился Богомладенец, размышляет настоятель храма Рождества Христова о.Олег ЖАВОРОНКОВ.
Это отнюдь не первое провозвестие о приходе в мiр Спасителя. После грехопадения Адама и Евы Господь изгоняет их из рая и произносит суровый приговор, но уже в нём звучит благодатное обетование Его благости к роду человеческому: «И вражду положу… между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Слова Господа обращены к змею-искусителю, но в них, по мнению Св.Отцов, звучит первое указание на будущее искупление: жена — это Пресвятая Богородица, а семя Её — это наш Господь Спаситель, пришедший для нашего спасения. Не случайно в славянском переводе Елизаветинской Библии «семя жены» стоит не в среднем, а в мужском роде: «Он будет поражать тебя в голову».
— То, что родившийся в Вифлееме Младенец Христос — Сын Божий, было открыто пастухам. На этом часто спекулируют атеисты: «Ну конечно, ведь необразованным людям легче задурить голову».
— Об этом хорошо сказал Святейший Патриарх Кирилл, будучи ещё митрополитом Смоленским и Калининградским: «Итак, кто поклонился Иисусу Христу? Кто принял Его? То были люди самые простые и не книжные — пастухи, а также самые учёные и премудрые — волхвы. А кто не принял родившегося Христа и искал Его погибели? Правитель и политик, готовый на человеческие жертвоприношения своему властолюбию, — царь Ирод. Чему же научает нас это различие между принявшими и не принявшими Христа, явившегося в мир сей? Многому, в том числе и осознанию того факта, что Христос открывается либо в простоте человеческого сердца и в чистоте нравственного чувства, либо в великой мудрости человеческой и в великом познании. В то время как людская посредственность и пошлость не в силах воспринять Христа Спасителя, как не способны соединиться с Ним и те, кто преследует ложные, призрачные и греховные цели». Лучше не скажешь!
Христа принимают либо люди мало ещё что знающие, но младенчески чистые сердцем и помыслами, либо те, кто целиком ушли в познание — познают, познают и… понимают, но лишь то, что приоткрывает им Господь, ибо полностью познать и понять премудро устроенный Творцом мир человеку не дано. Как справедливо заметил Сократ, «я знаю, что ничего не знаю, а вы и этого не знаете». Древние греки сравнивали познание с шаром. Когда человек знает мало — поверхность соприкосновения шара с непознанным невелика, и человеку кажется, что он всё постиг. А чем больше человек познаёт, тем больше становится шар познаний, но и поверхность его соприкосновения с непознанным увеличивается, вопросов возникает больше, чем ответов. Человек начинает осознавать, что Бог — Творец Вселенной — больше всего и выше всего.
— Иной раз слышишь: «Христос — Бог бедняков».
— То-то и оно, что в этом был соблазн для иудеев: мол, как же так, Бог сошёл с Небес, чтобы сидеть в грязи? Бог должен был явиться в храме, выйти из-за завесы с молниями и громом. Вот тогда все бы ахнули: да, это то, что надо, страшно и величественно. Но Господь не устроил красивого спектакля. Христос — «Ветхий денми» — явился в мiр безпомощным Младенцем! Он родился в небогатой семье, и даже кроватки не было у Сына Божиего, а лишь ясли с соломой в пещере, служившей загоном для скота. А иудеи-то ждали царя-мессию, — не нищего! А дальше смотрите, как интересно развиваются события: поклониться Младенцу Спасителю пришли наиобразованнейшие и наимудрейшие по тем временам люди — волхвы. Они шли за звездой и несли три ларчика — золото, зная, что родился царь, ладан, ибо родился Бог, и смирну, которую несли Ему как человеку, который умрёт мученической смертью. Они знали пророчество: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5).
Поклонение волхвов Младенцу Христу символизирует конец языческой магии и мудрость мiра. Сами волхвы впоследствии стали первохристианами: вернувшись в свои страны, они возвестили о рождении Спасителя среди своих народов, а ап.Фома после Пятидесятницы отправился на родину волхвов, крестил их и сделал епископами. В Православии нет особого дня памяти трёх волхвов Каспара, Мельхиора и Валтасара, в ряде византийских рукописей под 25 декабря отмечается только «поклонение волхвов».
— Астрология — занятие неблагочестивое, осуждаемое Церковью. Но волхвов привела в Вифлеем звезда…
— Все Евангелия, в том числе апокрифические, и многие другие свидетельства описывают явление шествия по небу звезды, приведшей волхвов прямо туда, где родился Младенец Христос. Очевидно, это было единственное в истории явление, которое было сотворено Богом именно для указания места рождения Спасителя.
— В средневековой иконографии Рождества Христова часто исполь зуется не звезда, а Ангел, указывающий место рождения Иисуса.
— Да, и это сообразуется с достаточно распространённым святоотеческим мнением, что Вифлеемской звездой был Ангел Божий. Но также есть мнение, что это была комета Галлея.
— Учитывая приготовления к путешествию и расстояние до Иудеи, волхвы прибыли, когда Христу было около двух лет. На это указывает и приказ Ирода «избить всех младенцев в Вифлееме… от двух лет и ниже» (Мф.2:16). Комета два года ползла по небу?
 — Комета могла двигаться столько, сколько угодно было Творцу Вселенной. Вспомните битву израильтян с аморреями под Гаваоном, когда Иисус Навин воззвал к Господу о помощи и сказал: «стой, солнце, над Гаваоном…» (Нав. 10:12). И солнце остановилось и израильтяне продолжили битву и разгромили врага. Так и здесь. Господь мог сотворить звезду специально для возвещения о рождении Сына Своего и двигать её по небу, чтобы, следуя за ней, волхвы пришли в нужное место. Да, это чудо. Ведь что такое чудо? То, что случилось в нужное время в нужном месте для уверения в чём-то людей. Чудо Божие не противоречит физической реальности — оно превосходит её. Чудо произошло и с возведением нашего храма Рождества Христова. На этом кусочке земли был лесок с болотцами, когда его отдали Церкви. Я решил сфотографировать лесочек на память, для составления летописи строительства церкви. Когда плёнку проявили, увидели на месте будущего храма сияние, будто солнечные лучи в разные стороны брызжут. Скептики скажут, что это солнце в линзах так преломилось. Пусть так. Но оно преломилось именно в это время и в этом месте. Господь явно показал, что православному храму здесь быть.
— Возможно, скажу вещь кощунственную, но меня мучает, что из-за одного Младенца, пусть даже Божественного, было загублено 14 000 младенцев в Вифлееме. Жалко невинных детей.
— Вот! Правильно! Нам жаль этих детей. Это результат тысячелетнего господства христианства на Руси, это плод, семена которого так любовно сеял и взращивал Христос. Ныне милосердие — неотъемлемая черта христианина. А ведь в древнем мире убийство, смерть детей не считались чем-то ужасным, ибо ребёнок был по тем понятиям недочеловеком. Только с приходом в мiр Христа пришло понимание, что даже плод во чреве матери уже человек, и убить его значит совершить грех. Это Христос впервые произнёс: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19:14).
— Но разве Господь не мог спасти и тех 14 тысяч детей? Разве нужна была Ему эта кровавая жертва?
— Бог не вмешивается в исторический ход событий, Он его превосходит. Бог даёт законы, которые на данный момент могут воспринять люди. В древнем Израиле царил закон: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев.24:20). Это был спасительный, прогрессивный по тем временам закон, ибо ограничивал жажду мести. У многих народов поныне существует кровная месть, когда за одного убитого вырезается вся семья врага. У древних иудеев — «око за око», т.е. человек за человека — не более!
Да, спасён был только Младенец Иисус, но Он пришёл в мир, чтобы спасти всё человечество от власти сатаны и смерти вечной, в том числе и тех 14 тысяч детей, и нас с вами. Как писал прп.Ефрем Сирин: «Ныне Божество положило на Себя печать человечества, чтобы и человечество украсилось печатью Божества».
Адрес: 193678, СПб, ул.Коллонтай, д.21/1.


Вопросы задавала
Варвара АКИМОВА

предыдущая    следующая