Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

В САДУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь Филин Указом Президента России награждён орденом Дружбы за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами. Батюшка не раз бывал на Афоне, и я задала ему вопрос, нещадно меня мучавший. Дело в том, что одна знакомая ездила в паломничество в Иерусалим и привезла не очень приятное впечатление. Следуя по маршруту, постучались они в один греческий православный монастырь. Узнав, что паломники из России… их не пустили. Монах объяснил: «В нашем монастыре не любят русских, потому как не умеют себя вести». В ходе разговора он вскользь бросил, что, мол, греки уже давно православные, а мы — младенцы по сравнению с ними, поскольку всего тысячу лет назад приняли Православие…» И я спросила батюшку: «На Афоне к нам такое же отношение?»

20 ГРАММОВ УЗЫ И ЯБЛОКО В ПРИДАЧУ

— Не замечал такого, — развёл руками о.Игорь. — Кстати, превозношение эллинов над другими православными соборным постановлением Элладской Церкви осуждено. А что в тот монастырь не пустили, так монах ведь сказал, почему, — безобразно люди себя ведут. Однако не надо обобщать, зачастую тех, кто едет по святым местам, не всегда можно паломниками назвать. Это — туристы… А настоящих наших паломников любят везде, потому что они отличаются особым благочестием. Русский истинно верующий человек будет класть земные поклоны пред каждой иконой, благоговейно целовать святыни. У греков нет такого внешнего проявления благочестия. Греция расцерковляется, там много людей, отошедших от Церкви. Хотя, конечно, есть на Афоне и великие старцы, и подвижники. Но русский… уж если он дорвётся до Афона, то молится истово. А гостеприимство на Афоне издревле было в чести. И ныне большие монастыри, в отличие от скитов, берут на себя обременение принимать паломников. Вот, скажем, в скиту братства Иосифа Исихаста отведено только два часа в сутки, когда старец отвечает на вопросы. Монахи объясняют: «Мы тут собрались, чтобы сугубо заниматься молитвой, а если начнём обслуживать паломников, превратимся в слуг». Но в монастырях есть даже специальный архондаричий (архондарик — гостиница).

Афон называют Садом Пресвятой Богородицы, и когда я в первый раз ступил на афонскую землю, понял, почему говорят, что Святая Гора находится между Небом и землёй. Это ещё не рай, но уже и не земля. И меня поразила любовь ко мне — чужестранцу. Это не вежливость, — это именно любовь. Я потом уже сообразил, что просто здесь в каждом человеке видят Христа.

Сколько было примеров выражения этой любви! Помню, мы как-то очень поздно пришли в греческий монастырь (на Афоне 17 греческих монастырей, а русских, сербских и болгарских — по одному). Архондаричий спрашивает: «Вы хотите остаться ночевать?» — «Хотим». — «А не хотите ли поесть?» Ну, вообще-то мы были не против подкрепиться. Трапезная была уже закрыта, но тут же пришёл брат, стал нас кормить. Одно блюдо подаёт, другое — мы едим с удовольствием, он третье подаёт, ещё и ещё — мы едим. И тут я обращаю внимание, что он облокотился на окошечко раздачи и с таким умилением смотрит, как мы насыщаемся. Наконец мы наелись. Но тут он восклицает: «О! нет, ещё не всё!» И дал каждому по яблоку. Никто его не заставлял яблоки нам нести — правда ведь? Он уже нас накормил, но чтобы нам стало совсем хорошо, дал ещё по яблоку — от души.

— Батюшка, а как вы объяснялись-то с греками?

— Когда мы ехали на Афон, выучили по-гречески слова «здравствуйте», «до свидания», «благословите», ну, слово «экклесия» мы все знаем — это церковь. А ещё один иеродиакон из Троице-Сергиевой Лавры подсказал, как называются мощи (липсоны) и иконы. И вот мы потом приходили на Афоне в какой-либо монастырь и перечисляли: «Мы хотим экклесия, иконес и липсоны». 

И ещё о гостеприимстве. Перед тем как мы отправлялись осматривать святые места, нас угощали кофе и узой — анисовой водкой.

— В монастыре водку дают?

— Это традиционное афонское угощение — чашка чёрного кофе, уза, холодная вода и лукум. Я сначала тоже удивился, как это монахи до пьянства дошли. Но когда отшагал по жаре 400 несколько километров, пришёл перегретый, уставший, а мне предложили холодную воду с узой, я выпил и… быстро охладился и психологически расслабился. А после чёрного кофе минут через 20 наступил такой прилив энергии, что я готов был снова в путь.

— И можно на службу идти? Не пьян человек?

— Ну, всего-то 20 граммов, Господи помилуй… да на жаре всё мигом улетучивается. Алкоголь в жарких странах действует иначе, чем в холодных. Помните рассказ Д.Лондона «Сын солнца»? Действие происходит на островах Океании, где европейцы, чтобы не умереть от лихорадки, употребляли алкоголь, нейтрализующий жару. Впрочем, узу на Афоне дают только паломникам. Монахи, как положено по уставу, пьют вино, и то по праздникам. Но пьют не перед трапезой, а в середине: поел, спустя 10 минут игумен в колокольчик позвонил — можно взять вино. Кстати, 100-200 граммов вина за обедом — не питие, а пища. А у нас в России холодно, и культура питья совершенно другая…

В ГОСТЯХ У ПАНАГИИ

В первый же приезд мы — архимандрит из Вятской губернии, мой прихожанин и я — решили подняться на гору до отметки 1500 метров над уровнем моря: по преданию, сюда поднялась Сама Богородица, когда была на Афоне. Здесь стоит храм. А поскольку греки чаще всего Богородицу называют Панагия — Всесвятая, то и храм называется Панагия. И вот, не ведая путей, пошли мы самой короткой, но крутой дорогой, да под палящим солнцем. С непривычки нас чуть удар тепловой не хватил. Уж сумерки на землю пали, мы чуть живые, но до Панагии в этот день не дошли — упали где-то поперёк тропы и кое-как перемоглись до рассвета. Утром оказалось, что не дошли всего ничего — ещё каких-то полчаса — и мы были бы в храме. Храмик оказался простеньким — отлит из бетона, сверху сферический купол с крестиком, сбоку пристроено небольшое помещение для паломников, чтобы было где ночь скоротать. Когда мы наконец вошли в храм Пресвятой Богородицы и поклонились Её иконе, я подумал: «А ведь я в первый раз в жизни действительно потрудился, чтобы поклониться Матери Божией». До этого всё было как-то легко и поверхностно. А здесь, когда семь потов сошло и чуть живой добрался — всё ради того, чтобы поклониться Богородице, — это и в самом деле труд. 

На самую вершину, на которой стоял храм Преображения Господня, мы в тот день не попали, хотя оставалось всего 500 метров. Просто не было сил, а подъём ещё более крутой, никакой растительности, чтобы уцепиться, и дорога вьётся серпантином. Когда мы уже спустились к морю, я без палки даже идти не мог: одну ногу до крови сбил, на второй колено болит, не гнётся.

 В Преображенский храм мы попали в другой раз. Он оказался таким же маленьким и непритязательным, как и храм Панагии. В нём может разместиться на ночлег семь человек. Я вообще спал в алтаре. Но утром вдруг начали собираться тучи. Было страшно — они сползались и справа, и слева на самую верхушку горы, а внутри гроза бушует, молнии сверкают. Мы поняли, что если не убежим, то надолго задержимся здесь, и живы ли ещё останемся? Потому что, по рассказам монахов, молнии там, на вершине, ужас что творят. На храме, конечно, есть громоотвод, но видели бы вы, как он искорёжен от ударов молний! Мы побежали вниз…

 На Афоне начался сезон ливневых дождей, и попади мы в такой ливень, спуститься было бы невозможно — вода несётся потоком, и можно, поскользнувшись, полететь вниз и руки-ноги переломать. Меж тем начал накрапывать дождь. Я несколько раз спотыкался и от ударов пальцев о носок ботинок сорвал себе ногти… Но это, право, были мелочи, в голове стучала одна мысль: «Добежать бы до Панагии». Там дорожка более пологая. Вот промчались мимо Панагии и, с Божьей помощью, мы уже внизу. Тут перед нами неожиданно вырос скит Св.Анны. Монахи подхватили нас, мокрых насквозь, едва живых, обсушили, накормили, уложили почивать. Наутро мы узнали, что обычно паломники, отправляясь к храмам Панагии и Преображения Господня, идут через этот скит, ночуют, а с рассветом начинают подъём на гору, и на обратном пути также отдыхают и ночуют в скиту.

СКИТ СВЯТОЙ АННЫ И ТУРЕЦКАЯ САБЛЯ

В скиту матери Пресвятой Богородицы — св.Анны, или, как её греки ласково называют, «яя» — бабушка, — есть стопочка и чудотворная икона св.Анны, пред которой молятся о разрешении от безплодия. Тут же фотографии детей, родившихся после того, как их отцы приезжали на Афон и молились о даровании им чада.

Я заметил рядом с иконой св.Анны турецкую саблю, поинтересовался, откуда она. И монахи рассказали замечательную историю.

 «У некоего турецкого военачальника не было детей. Но однажды паша узнал о существовании чудотворной иконы св.Анны и отправился на Афон. Созвал он монахов скита (а это было время турецкого владычества) и говорит: «Молитесь, отцы, усердно, чтобы через год моя жена родила сына. Иначе головы всем поотрубаю». Монахи в ответ: «Мы будем молиться Господу, чтобы Он послал тебе наследника. Но молитва успешна при одном условии… тебе надо креститься». — «Если проблема только в этом, я готов». Приняв Крещение, паша отбыл к себе на туретчину.

Жена его вскорости забеременела, и паша собрался на Афон благодарить монахов. Да заказал ювелиру золотую лампаду в форме яйца, чтобы повесить ее пред иконой св.Анны. Ювелир был христианин, он подумал: «Вот турок — и тот лампаду Богородице жертвовать хочет, а я что же? Добавлю-ка немного золота, чтобы и моя лепта пошла на Святую Гору…» Когда паша получил лампаду, он решил проверить, а не сжульничал ли христианин? Взвесил паша лампаду, а она тяжелее, чем весил его слиток золота. «Ага, — решил турок, — христианин часть золота взял себе, а сюда какой-то металл добавил…» Схватил он ювелира — и в тюрьму. В это время родился сын, но один глазик у него был закрыт. Турок приехал на Афон: «Отцы, я привёз лампаду в благодарность за помощь. Но вы не очень усердно молились — глаз у сына не открывается». Один старец отвечает: «Не наша то вина — на тебе какой-то грех». Стал паша припоминать, рассказал и об истории с лампадой. Тут-то и открылось, что лампада была из чистого золота, а паша совершил несправедливость. «Поезжай, исправляй грех, — сказали ему. — А св.Анна поспособствует, чтобы у сына твоего всё было благополучно». Так и свершилось: турок освободил христианина-ювелира, и глазик у ребёнка открылся. Тогда паша вновь поехал на Афон и оставил там свою грозную саблю…»

 А у нас с этим скитом сложились особые отношения. Братство иконописцев сделало нам список, освящённый на иконе св.Анны, только меньше размером. Теперь эта икона находится в храме прп.Серафима Саровского в Песочном. Приходите, молитесь.

Адрес: СПб, пос.Песочный, Ленинградская ул., 10. Тел.596-63-98

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая