Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

«ПАТРИАРШЕСТВО — ЭТО ЖЕРТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ»

Слева направо: архим.Кирилл (Гундяев), проф.прот. Ливерий Воронов, прот.Владимир СорокинЭти слова почившего о Бозе 5 декабря 2008 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II очень точно отражают суть патриаршего служения. Так чем же примечательна эпоха Патриарха Алексия II, 18 лет возглавлявшего РПЦ, и что досталось в наследство вновь избранному 16-му Предстоятелю Русской Православной Церкви Кириллу? На эти вопросы отвечает настоятель Князь-Владимирского собора, благочинный Центрального округа, профессор СПб Духовной академии о.Владимир СОРОКИН.

Господь ведает духовное состояние и нужды чад своих и потому для каждого времени посылает Русской Православной Церкви именно такого Предстоятеля, каков в данный момент надобен. Вспомним с благодарностью послереволюционных Патриархов. Господь избрал св.Патриарха Тихона (Белавина), время служения Предстоятелем 1917-1925. Что ему досталось? Революция и смена социального строя. Всё вынес святой Патриарх и отстоял Церковь Христову. После св.Тихона под свою руку приял паству Святейший Патриарх Сергий (Страгородский). Господь увенчал владыку патриаршим саном незадолго до его кончины: Святейший возглавлял Русскую Церковь в 1943-1944 годах. Но ещё в бытность его Местоблюстителем довелось хлебнуть владыке лиха — социальная неустроенность жизни общества, церковное многообразие… Я не сторонник того, чтобы называть события тех лет борьбой — в Церкви нет борьбы, есть именно попускаемое Господом многообразие, поскольку в результате такого соборного кипения и выкристаллизовывается определённая позиция. Испытывал Господь Святейшего и войной, и разрухой. Патриарх Сергий выдюжил и оставил после себя Церковь, по крайней мере признанную властью юридически.

В послевоенные годы Господь указал перстом быть Патриархом Алексию I (Симанскому) на долгие 25 лет (1945-1970). Страна прошла революцию, коллективизацию, голод, пятилетки, войну… и выстояла. Выжила и Церковь. Но после смерти Сталина, при котором Церковь вроде бы стали приветствовать, вновь начались гонения. Слава Богу, Русская Церковь к тому времени успела выйти на мировую арену — вступила в 1961 году во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), а Патриарх Алексий I, выступая на Международной конференции в Москве, открыто заявил, что Церковь в СССР гонима. Так РПЦ привлекла внимание и сочувствие всего мира.

После Алексия I избрали Патриархом Пимена (Извекова). Странные это были времена — 1971-1990 гг.: весь мир нас ценит, за рубежом говорят, что Русская Православная Церковь — Церковь мучеников. Но сами мы об этом открыто сказать не можем — нас за это ещё преследуют, ибо власть не хочет признавать себя мучителем. Однако в обществе пробуждается чувство национального самосо-знания, народ вдруг понял, что мы не Иваны родства не помнящие, мы нация с многовековой историей и культурой. Патриарх Пимен добивается празднования 600-летия Куликовской битвы, под его началом РПЦ начала готовиться к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Я помню, как противоборствовала этому торжеству власть, сколько постановлений выпустила, призывая не придавать этому событию значения. Продажные историки писали, что на самом деле не было никакого Крещения Руси… Почему? Потому, что понимали: празднование 1000-летия Крещения Руси — мина замедленного действия, и «взрыв» ещё принесёт свои плоды. Так и случилось: общество осознало, что Церковь — это не просто культовые здания, где молятся «тёмные» бабушки, но силища, поддерживаемая народом. Мы поняли, что Церковь — это нечто родное, глубинное, что вера жива и у нас есть св.мученики — свидетели пред Престолом Божиим за Россию. Россия пробудилась от атеистического сна.

Слева направо: проф.прот.Владимир Сорокин, архиеп.Кирилл (Гундяев), проф. прот.Иоанн МаендорфВот такая Церковь досталась Святейшему Патриарху Алексию II неустроенная, полуразрушенная, обобранная… но живая. Я помню, как проходили тогда выборы Патриарха, поскольку был ректором СПб Духовной академии и семинарии и меня послали на Поместный Собор от нашей епархии. Власть делала всё, чтобы возвести на патриарший престол митрополита Филарета (Денисенко). Уж как нас обрабатывали! Особенно архиереев, ибо у них больше власти, нежели у мирян. Было даже предложено провести выборы открытым голосованием, чтобы, как на партийном собрании, встал священнослужитель и во всеуслышание заявил: «Я и моя паства избираем Патриархом такого-то…» Нет, нас никто ни к чему не принуждал, во время бесед произносилось слово «желательно»

— Батюшка, Вас тоже обрабатывали?

— А как же! Но у меня была твёрдая позиция, я был послан защищать интересы Церкви. Для властей стало ударом постановление Собора о тайном голосовании — ведь это означало свободу выбора. И мы воспользовались дарованной свободой, проголосовав за того, кто поведёт Русскую Церковь ко Христу, — за Алексия II (Ридигера). Хотя митрополит Филарет не бездействовал: созывал украинских архиереев, давил на них. Но на нас-то, русских, ему давить было тяжеловато. Кстати сказать, украинцы уже тогда представляли серьёзную силу, а на нынешнем Соборе их было уже 191 человек. В дальнейшем положение может стать критическим — большинство на Поместном Соборе будут представлять украинцы. Потому что они быстрее рукополагают, специально увеличивая количество своих архиереев, чтобы потом в нужный момент диктовать свою волю православной Москве.

— Но чтобы иметь количественный перевес на Поместном Соборе, нужно епархии размножать. А что там на Украине размножать? Разве что дробить епархии на более мелкие…

— Именно это они и делают. У них каждый мало-мальски значимый городишко имеет своего епископа. Теперь сравните: в СПб епархии — 600 приходов, в Московской — 800. Но на Поместный Собор от каждой епархии поехали по три представителя. На Украине в епархиях от силы 10-15 приходов, но тоже едут три делегата.

— Мы тоже не лыком шиты. Святейший Патриарх Кирилл, ещё будучи митрополитом, призывал: «Чтобы архиерей был ближе к народу, надо, чтобы у нас было больше епархий, меньших по размеру».

 — Правильно, потому что Патриарх Кирилл прекрасно понимает ситуацию. Значит, будет что-то меняться.

 Теперь о том, какое наследие получил Патриарх Кирилл (Гундяев) от почившего Патриарха Алексия II. Патриаршество Святейшего Алексия ознаменовалось восстановлением разрушенных и небывалым размахом строительства новых православных храмов и монастырей. Ныне в РПЦ действует 30 000 приходов, 804 монастыря, из них в России — 234 мужских и 244 женских, в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских, в дальнем зарубежье — 3 мужских и 3 женских. Кроме того, 16 мужских и 9 женских обителей насчитывает РПЦЗ, воссоединившаяся с Московским Патриархатом в 2007 году. Работают 5 Духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ.

 С другой стороны, скажите, ну какая система сможет обезпечить кадрами все эти новоиспечённые приходы и монастыри? Где брать священников? За последние 10 лет наша и Московская Духовные академии выпустили около 1,5 тысячи священнослужителей. А спрос был во много раз больше. При митрополите Иоанне (Снычёве, † 1995) рукополагали всех подряд. А другого выхода не было — при советской власти действовал закон: если в храме нет священника и не идут богослужения — приход закрывается. Вот и рукополагали, лишь бы было кому служить. Потому в нашей епархии ныне серьёзный процент духовенства либо без духовного образования, либо оно на таком низком уровне, что и говорить не хочется.

 При Святейшем Алексии II полным ходом шло не только строительство храмов — был массовый приток в Церковь людей. Недаром почивший Патриарх любил повторять фразу: «Второе Крещение Руси». К сожалению, лишь малая часть крещёных в те годы осознали себя христианами. Для большинства всё началось и закончилось крещением. Ведь многие крестились, отдавая дань моде, почти ничего не зная о Православии. Но Господь сказал: «Приходящего ко мне не изгоню вон» (Ин.6:37), и мы не вправе были отказать людям в Таинстве Крещения, надеясь, что со временем Господь приведёт их к Себе.

 Итак, вновь избранному Патриарху Кириллу досталась в наследство изобилующая храмами и монастырями Церковь, но слабая верой и духом. Укреплять веру — вот его основная задача.

 Хочу ещё отметить, что патриаршество Алексия II было положительно в плане представительства Русской Церкви. Я хорошо знал почившего Патриарха и не раз принимал участие в различных международных встречах вместе с ним. Патриарх Алексий всегда держался с большим достоинством. Помню, был он избран как-то президентом на Конференции Европейских Церквей. Каждая Церковь имела своё представительство, были устроены шествия по городу. Но за версту было видно: вот идёт Русская Православная Церковь, её представители. Потому что Алексию II природой была дарована благородная осанка, умение высоко держать голову. Он понимал, что за ним стоит Церковь — серьёзная духовная сила, с которой следует считаться. На любом государственном мероприятии он всегда сидел только в первом ряду, непременно рядом с Президентом России. Не ради себя, но потому что место Русской Православной Церкви в первом ряду. Другие конфессии возмущались и критиковали нас за это, ведь по Конституции все религии равны, и представители четырёх основных религий в нашей стране — Православия, ислама, буддизма и иудаизма — должны бы сидеть рядом. Но Патриарх понимал, что Русская Православная Церковь — Церковь большинства жителей страны, Церковь государствообразующей нации, и она должна быть впереди.

 Кстати, ещё когда патриарх Алексий II был митрополитом нашей епархии, он, понимая, что представляет Русскую Церковь, никогда сам не ходил к уполномоченному — тот приходил к нему.

 При этом Патриарх Алексий отличался удивительной скромностью. Вспомним его поездку на Украину, когда он ценой своего здоровья предотвратил раскол. Сам он рассказывал: «Как прилетел, мне сказали, что сразу же надо ехать к президенту во дворец. Я ответил, что приехал в связи с юбилеем и первый мой визит будет к святыням Киево-Печерской лавры. И мы поехали, и народ ждал. Если бы поехал принимать орден от президента, как только ступил на украинскую землю, народ бы не понял, зачем я, собственно говоря, приехал».

 — Какими качествами отличается вновь избранный Пат-риарх?

 — Я хорошо знаком со Святейшим Патриархом Кириллом. Когда он поступил в нашу Духовную семинарию, я был там преподавателем.

 — И какие отметки Вы ставили будущему Патриарху?

 — Святейший учился хорошо. Он из коренной священнической семьи, был у митрополита Никодима (Ротова) иподьяконом, участвовал во всех встречах и дискуссиях и всегда был на шаг впереди современников, обладая великолепной интуицией и редко допуская промашки. Когда семинарии грозило закрытие, митрополит Никодим оставил её на нас, молодых, и семинарию удалось сберечь. Кроме того, Святейший обладает огромными знаниями. Вспомните, как блестяще он представлял св.блгв.князя Александра Невского в проекте «Имя России». А какую замечательную передачу ведёт на телевидении на протяжении 15 лет — «Слово пастыря»! Его по этой передаче знала, любила и слушала вся Россия. (Святейший и впредь будет вести передачу. — Ред.).

 — Святейший Патриарх Кирилл, ещё будучи председателем ОВЦС МП, придавал большое значение православным СМИ…

 — Да, он говорил: «Нужно помнить, что в руки газету берут как люди церковные, так и малоцерковные, а также и люди неверующие». Об этом надо помнить журналистам и готовить разнотемные душеполезные статьи. Последний Архиерейский Собор принял свыше 60 постановлений, и каждое достойно обсуждения на страницах газет. Например, об отношении Церкви к проблеме прав человека, об отношении к инославию. Собор даёт ведь только основы православной концепции по разным вопросам, а вы, журналисты, кипите разумом, обсуждайте. Ваша газета, имеющая авторитет и грамотных людей в штате, могла бы взяться за подобные темы.

 Кстати, я сейчас читаю книгу редактора вашей газеты А.Ракова «Повторение пройденного… Былинки». С какой любовью он подбирает стихи, для сравнения даёт образцы плохих стихов. Вот так же православные СМИ должны бороться за чистоту Православия, изобличать ересь. А то я недавно купил любопытную книжку «Старец Самуил». Цитирую дословно: «Эта книга об апостоле Христове, о старце Самуиле, с Богом (1903-1985) жившем в Великой Киевской Руси в наше время, неподалёку от Харькова. Величайший, дивный, страшный и необыкновенный был дар у старца — дар Боговидения. Но тяжёлый и трудновместимый для людей был крест его: вымаливание грешников из ада, в том числе некрещёных, самоубийц и безвинно убиенных во чреве детей. Кого вымаливал, тех благодатию Божиею с Архангелом выводил из ада и присутствовал при распределении этих счастливцев по разным обителям рая». Что это за бред? Разве это православная книга? А ведь её автор — матушка одного из священников нашей епархии… Я на епархиальном собрании, состоявшемся 16 декабря, поднял вопрос о переаттестации священников на предмет знания ими православного вероучения и верности Православию. Реакция? Зал рукоплескал.

 Кстати, о ереси. 28 января, после избрания Патриархом митрополита Кирилла, прошла дискуссия по различным вопросам. И вот один из представителей Поместного Собора поднял вопрос об обязанностях Патриарха. А надобно сказать, что обязанности Патриарха Русской Православной Церкви очень чётко прописаны в Уставе. Но отдельные делегаты возжелали их усилить, внеся дополнения, что Патриарх обязуется быть хранителем святоотеческих преданий, церковного учения и т.д. Предложение исходило от тех, кто голосовал за других кандидатов на Патриаршество, кто обвинял митрополита Кирилла в экуменизме. Конечно, Святейший ответил достойно, он прошёл хорошую школу в богословских спорах с Константинополем, с католическим Римом и протестантами, будучи председателем ОВЦС МП. Я знаю, потому что не раз сопровождал его в поездках.

 Патриарх Кирилл ответил, что, мол, вы понимаете, о чём говорите? В латинскую ересь нас толкаете? Облекая Патриарха такими полномочиями, мы превращаем его в «Папу» Русской Православной Церкви. Это совершенно неприемлемо. Ибо чем отличается православие от католицизма? У католиков Папа — главный, и ему подчиняется Собор, в Православии главенствует Собор архиереев, а Патриарх — это только должность, и все епископы равны ему. Чем руководствуются католики, ставя Папу над всеми? Они говорят, что среди двенадцати апостолов главным был Пётр, ибо ему Спаситель доверил ключи от рая, а Папа — наместник апостола Петра на земле. Православие говорит, что все двенадцать апостолов равны, а глава над ними — Христос! Наш Собор — от равенства всех апостолов во главе со Христом. Мы — славяне, мы — православные и веруем во единую, святую, соборную, апостольскую Церковь. А невежество безграмотных ортодоксов и лжепатриотизм могут иной раз натворить больших бед. Задача Патриарха Кирилла — блюсти чистоту Православия, ибо за время патриаршества Алексия II мы возросли количественно, но качественно нам ещё расти и расти.

 Однако ещё более меня удивляют люди, не имеющие позиции: на выборах Патриарха около 30 бюллетеней оказались пустыми. Это как понимать? Эти люди зачем на Поместный Собор ездили? Ведь их избрали, чтобы они стали голосом своей епархии. А они оказались просто равнодушными людьми, потому что, если вы живой член Церкви, — не имеете права оставаться в стороне. Мёртвые души Русской Православной Церкви не нужны. И нынешний Патриарх со всех нас спросит, какие мы православные христиане. Ибо надо жить, служить и писать так, чтобы Церковь нашу не позорить.

 — Новый Патриарх был избран практически единодушно. О чём это говорит? Что всё было предопределено заранее или же о том, что Русская Православная Церковь действительно цельный организм, где царят, как в апостольские времена, любовь и единство?

 — Это свидетельство того, что нового Патриарха послал нам Господь! Если РПЦ для России является духовным организмом, то Патриарх — это градусник, который отражает температуру и состояние этого организма, определяет, больно общество или нет. Патриарх Кирилл — самый полезный, современный, своевременный и нужный человек в наше время для Русской Православной Церкви.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая