Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Аксиос!

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ

В эти торжественные, полные надежд и тревог дни мы решили не перепечатывать официальные сообщения об избрании нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Нам кажется более полезным напомнить читателям слова, сказанные Святейшим несколько месяцев назад — в 2007 и в 2008 годах, в бытность его ещё митрополитом Смоленским и Калининградским, показать читателю, хотя бы отчасти, тот духовный, богословский и политический багаж, с которым Господь привёл его к  престолу Патриарха Московского и всея Руси. (Выделение текста везде наше. — Редакция)

СОТРУДНИЧЕСТВО СО СВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ

На этом направлении не стоит ждать сенсаций. Православная Церковь всегда будет держаться учения, которое она исповедует с апостольских времён: мы должны сотрудничать с властью в добрых делах и нравственно противостоять её греховным действиям, особенно если речь идет о принуждении к отречению от Бога и веры.

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ

Позиция Церкви должна быть активной всегда, а не только в трудные  времена. Ведь мы помним слова Евангелия: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6:11). И поскольку беды и конфликты всегда становятся следствием греха, христианин призван ему противостоять. Кто-то может, например, утверждать, что финансовый и экономический кризис — не дело Церкви. Но не её ли долг — свидетельствовать о том, что жажда наживы, эгоизм, неуёмное потребление не могут не привести к катастрофе, причём в жизни как отдельных людей, так и всего мира? То есть сделать несчастными миллионы людей, которые потом спросят: почему же Церковь нас не предупредила?

ОБ ЭКУМЕНИЗМЕ

В наших отношениях с инославными конфессиями все стороны понимают имеющиеся принципиальные различия, и сам факт общения не означает, что мы стремимся стать единым целым. Так же, как, например, Россия, поддерживая отношения с США, вовсе не стремится стать одним из американских штатов. Увы, различия в вероучении и в религиозной практике между Православием и инославными конфессиями сейчас только увеличиваются. Например, с некоторыми из протестантских общин – Лютеранской церковью Швеции и Епископальной церковью США дело дошло до полного разрыва из-за официального одобрения ими гомосексуализма…

Полагаю, что в свете многочисленных вызовов, ответов на которые ожидает от христиан современный мир, сотрудничество между Русской Православной и Римско-католической церквами имеет перспективу… В частности, обе церкви противостоят вытеснению христианской веры и морали на обочину общественной жизни, указывают на неприемлемость для христианского сознания пересмотра нравственных норм, выступают против абортов и эвтаназии, осуждают легализацию «однополых союзов», совместно вырабатывают позицию по вопросам биоэтики…

Впрочем, мы помним о целом ряде расхождений в вероучении и практике Православной и Католической церквей, и в этой области не может быть никаких компромиссов.

О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Права человека никогда не мыслились как орудие борьбы с традиционной нравственностью. Напротив, все международно-правовые документы допускают ограничения прав человека по соображениям морали. Несмотря на то что моральные представления общества в наше время очень неоднообразны, это не значит, что они относительны. Вот почему мы призываем обратиться к нравственному опыту религиозных традиций, который даёт разделяемое многими людьми представление о достойном и постыдном.

О БЕЗРЕЛИГИОЗНОМ ОБЩЕСТВЕ

Совершенно не согласен с тем, что вакуум религиозности полезен, потому что «нейтрален». Сфера смысла жизни не терпит пустоты. На место истинной веры и высокой нравственности в «нейтральном», обезбоженном обществе неизбежно придут и уже приходят самодовлеющие, жаждущие слёз и крови кумиры — радикализм, гордыня, культ потребления, эгоизм. Не хочешь служить Богу и ближнему — окажешься их рабом.

О РУССКОЙ САМОБЫТНОСТИ

Самобытность нашей страны заключается в том, что она объединяет многие народы, культуры и религии. Благодаря мудрой и взвешенной политике наших предков им удалось создать уникальное полифоническое пространство доверия и соработничества, известное как Русский мир, в котором разные народы, культуры и религии мирно уживались и который, в отличие от Европы, никогда не знал войн на религиозной почве. Сегодня в этом уникальном историческом опыте нуждается не только Россия; пожалуй, еще больше в нём нуждается остальной мир. Мы должны сделать всё зависящее от нас, чтобы не позволить расколоть мир, на сей раз уже по религиозному и цивилизационному признаку.

О ЛЮБВИ К РОДИНЕ

Именно любовь к Отечеству является исполнением заповеди Божией о любви к ближнему. Это значит, что надо строить свою жизнь так, чтобы принимать во внимание не только личные интересы, но и интересы других; быть участливыми, отзывчивыми, заботливыми, неравнодушными. Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом — страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься.

О ЦЕРКОВНОМ РАСКОЛЕ

Православный человек всегда дорожит своим спасением, а в расколе спасения нет. Потому что испокон веков известно: грех раскола не смывается даже мученической кровью раскольника. Раскол — это не церковь, а её муляж, это внешняя декорация, в которой не может обитать Дух Святой, это, если угодно, цирковое представление, во время которого только по видимости совершаются некие действия, имитирующие церковную службу, но где не действует сила благодати Божией. Подобная искусственная конструкция не может быть ни жизнеспособной, ни спасительной…

Необходимо как зеницу ока беречь единство Православной Церкви. Можно по поводу чего-то не соглашаться друг с другом, можно в чем-то даже творчески противостоять друг другу, но ни в коем случае нельзя разделять то, что апостол Павел именует «тело Церкви» (Кол. 1:18). Ибо впасть в этот грех очень просто, а изжить его крайне трудно… Ибо всякий раскол, в конечном итоге, есть явление утраты братской любви.

О ПОСЛЕДСТВИЯХ УКРАИНСКОГО РАСКОЛА

Результатом возможного разделения православных на Украине могут стать реальные геополитические и цивилизационные катаклизмы мирового масштаба.

ЕПАРХИИ СЛИШКОМ ВЕЛИКИ

Я бы сказал так: чтобы архиерей был ближе к народу, надо, чтобы у нас было больше епархий, меньших по размеру. Когда архиерей знает всех своих священников в лицо и по имени, когда он их всех рукополагал, знает их семьи, их детей, жён, то это создаёт очень тесные, правильные и добрые взаимоотношения.

О ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЕ

Мне кажется, православная региональная газета может стать местом серьёзной дискуссии о духовных ценностях, опираясь на которые наш народ только и может идти в будущее. Считаю, что региональная газета призвана стимулировать такую дискуссию…

Нужно помнить, что газету берут в руки как люди церковные, так и малоцерковные, а также и люди неверующие. Газета должна быть интересной и для тех, и для других, и для третьих. Тогда она будет заключать в себе некий духовный, интеллектуальный вызов, обращённый к тем, кто не воцерковлён, но также и к тем, кто вообще не верит в Бога. Мне кажется, что современное православное издание должно всегда принимать во внимание то обстоятельство, что значительный процент даже крещёных людей сегодня живут так, как будто никакого Бога нет… Вернуть этот самый главный вопрос философии (а я бы добавил ещё: самый главный вопрос жизни) в центр внимания людей, я думаю, должны наши церковные СМИ.

О НАСТУПЛЕНИИ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЁН

Далеко не всё благополучно в жизни рода человеческого, даже на самый поверхностный взгляд. А приглядевшись, мы обнаружим некие грозные знаки серьёзного кризиса, который ныне переживает человеческая цивилизация. До сих пор никогда и нигде, даже в языческой Римской империи, грех не оправдывался публично, никогда и нигде до сих пор грех не подкреплялся нормой закона. Такого в человеческой истории ещё не бывало. И вот мы дожили до времён, когда грех подкрепляется нормой закона, а значит, и силой власти.

ГОСПОДЬ САМ ВЕДЁТ СВОЮ ЦЕРКОВЬ

Я с детства имею реальный опыт Божия водительства и знаю, что Господь Сам ведёт Свою Церковь. Если бы это было не так, она давно бы исчезла, ведь ей в истории противостояли очень грозные силы, перед которыми, если следовать житейской логике, она была немощна и ничтожна. Но многие могущественные лидеры и системы ушли в прошлое, иногда безславно, а Церковь продолжает стоять. Она побеждает не властью и не силой. Она побеждает любовью. И верой – если только это истинная вера. Убеждён, что так будет всегда.

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОТКЛИК

Да, есть у Церкви Предстоятель!

И это Патриарх Кирилл.

Днесь жизни всяческой Податель

Его с небес благословил.

И Церковь Русская спокойна:

Чужды ей распри и раздор.

Достойнейшего из достойных

Сегодня выбрал наш Собор.

И нам не страшны холод ночи

И волн стремительный набег.

Рукою твёрдой мудрый кормчий

Ведёт спасения ковчег.

Татьяна ЕГОРОВА

предыдущая    следующая