Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Веди

Митрополит АНАСТАСИЙ (Грибановский)

БЕСЕДЫ С СОБСТВЕННЫМ СЕРДЦЕМ

Все люди живут и питаются надеждой, которая есть «бог грядущих дней», по слову поэта. Она одна часто озаряет мрачные дни нашей жизни. Больной надеется выздороветь, старость — помолодеть и окрепнуть, бедняк — освободиться от гнетущих тисков нужды. Каждый утомленный странник этого мира говорит себе: «Подожди немного — отдохнешь и ты». Горе тому, в чьем сердце погас этот светильник. Отчаяние равносильно духовной смерти. Ад будет ужасен именно своей безнадежностью.

Если вы видите перед собою человека, лицо которого озарено чистой радостью, не угашайте в нем этого светильника. Радость — эта небесная гостья — есть праздник жизни, который слишком редко посещает нас на земле. Дайте свободу этим живительным лучам солнца: они очищают, просветляют души людей, теснее соединяют их между собою. Пусть страдалец хоть на мгновение почиет от трудов своих: завтра свет уже померкнет над его головой, и он снова проснется для печали и слез. Монотонно долго тянутся дни скорби, мгновенно, как на крыльях, проносятся минуты наслаждения. «Нет, это слишком хорошо, чтобы могло продолжаться долго», — говорим мы себе в подобные моменты, не доверяя собственному счастью. Последнее покидает нас быстро обыкновенно потому, что мы становимся его недостойными, ибо блаженство есть достояние только чистых и смиренных душ и сердец.

Зло по своей сущности настолько отвратительно для нас, что оно не смеет приблизиться к нам в своем собственном обличии, без всякого прикрытия. Сатана нередко принимает поэтому образ «ангела света». Все искушения основаны на подделках, на обмане наших внешних и внутренних чувств. Всякий соблазн стремится к тому, чтобы подменить истину — подкрашенным заблуждением, подлинный свет — блуждающими огнями, порок и страсть представить если не под видом добродетели, то, по крайней мере, в ореоле свободы и с привкусом временной сладости греха.

Мы живем в век подделок. Они преследуют нас всюду. Пред нами постоянно выявляют себя не только фальшивая красота, неискренние речи, лицемерные поступки, но и поддельные авторы — это подлинное знамение наших дней. Они не стыдятся ставить свои имена под чужими произведениями, чтобы только стяжать себе таким образом литературное имя.

С шумом несутся вперед только мелководные потоки. Глубокие же воды текут спокойно. Отражение этого естественного порядка природы мы наблюдаем часто и в психологии людей.

Как некоторые реки питаются в своих истоках от горных высот, уходящих в облака своими снежными вершинами, и потом, спускаясь в долины, забывают о своем первоисточнике, так и наша душа, почерпывая свое лучшее содержание от духовных вершин человечества, соприкасающихся с небом, потом легко забывает об этом и готова приписать себе то, что заимствовала у других.

Нищета бывает нередко безпокойной и назойливой, но не сами ли мы делаем ее таковою, заставляя усиленно стучать в закрытые двери нашего сердца. Особенной чуткости с нашей стороны требует бедность, таящаяся от людского взора, которая «копать не может, а просить стыдится».

Желая объяснить или оправдать то или другое событие, особенно такое, за которое мы чувствуем себя ответственными, мы нередко говорим: «Таков неотвратимый ход истории». На самом деле ничего неотвратимого, заранее предрешенного в последней нет. История есть взаимодействие двух свободных воль — воли Божественной и воли человеческой, причем последняя может идти или в согласии с первой, или вступить в борьбу с нею. В зависимости от этого и направляется ход исторических событий; Бог предоставляет нам свободу действовать по собственному усмотрению даже тогда, когда оно является убийственным для нас, никогда, однако, не переставая руководить общим течением мировой жизни и направляя ее к лучшей цели.

Никто не дал себе труда составить нашу бытовую философию по пословицам. Она была бы чужда всякой идеализации и отражала бы народную душу такою, какая она есть в действительности, т.е. со всеми ее достоинствами и недостатками. Быть может, мы нашли бы в ней объяснение многих таких явлений нашей жизни, пред которыми мы стоим теперь в безмолвном изумлении.

Если принять во внимание, что около трети жизни человек проводит в физическом сне, а большая часть его бодрственного состояния изо дня в день проходит автоматически, в привычных, почти механических действиях, то сколько же времени он живет на земле вполне сознательной жизнью.

предыдущая    следующая