Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Было время

СВЕТЛАЯ СТОРОНА

«А! Вот он, Степан Пробка, вот тот богатырь, что в гвардию годился бы! Чай, все губернии исходил с топором за поясом и сапогами на плечах...» Н. Гоголь, «Мертвые души». Художник А. ЛаптевТак называли свои родные места люди, жившие по берегам Обноры. Деревни там стояли на самых высоких прибрежных холмах. Но светлой ее считали еще и потому, что народ там испокон веку был грамотный. Река Обнора — это юг Вологодской области, она впадает в Кострому, а Кострома в Волгу. Обживались эти места со времен прп.Сергия Радонежского. Сюда он посылал своих учеников Павла Обнорского, Корнилия Комельского, Сильвестра Преподобного…

Деревня Половоз, что стоит у истоков Обноры (родина моего отца), принадлежала Павло-Обнорскому монастырю, которому она была пожалована еще Иваном III в 1489 году вместе с другими деревнями: Зыбалово, Кебас, Вантиево. Когда я рассказала это своим тетушкам, они удивились: «Почему же Вантиево? Уж больно далеко. Других много рядом». Но тогда, скорее всего, рядом ничего не было. Читала, что Павел Обнорский три года прожил в верховьях Обноры в дупле липы. А Сильвестр Преподобный, остановившись в глухом лесу на берегу Обноры, поставил здесь крест и келью и провел многие годы в нерушимом уединении. Наконец, его обнаружил заблудившийся житель того края. В то время эти места еще только начинали заселяться. А в 19 веке деревни одна от другой стояли уже на расстоянии 1,5-3 км — «с поля на поле».

Монастырей в этих благословенных местах было много, а при монастырях были школы, оттого-то и все мужское население здесь в те времена было грамотным. Но по указу Екатерины II многие мелкие монастыри были упразднены. Земли здесь особым плодородием не отличались: своего хлеба «до новины» никогда не хватало, приходилось прикупать. Какой-то доход давал только лен и лес, если у монастыря были в собственности лесные пустоши.

Изменилось положение, когда началось строительство Питера. Туда потянулись люди из разных земель: белорусы-землекопы, костромичи-плотники, ярославцы-каменщики, а грамотные вологжане быстро смекнули, что деньги можно заработать не только топором да лопатой. Грамотный человек при строительстве города был востребован ничуть не меньше, чем землекоп или плотник. Занялись торговлей, а тут уж без грамоты не обойдешься. Торговали в разнос, открывали лавки, трактиры. Постепенно копили деньги. Пристраивали к делу сыновей, родственников, а то и просто знакомых. Связей с деревней не теряли. Деревенская родня отроков 10-12 лет отправляла в Питер, и года два-три парнишка служил «мальчиком на побегушках». Хозяин к нему присматривался, и если работой оставался доволен, справлял ему добротную одежку и отпускал с гостинцами в родную деревню на церковные праздники. В дальнейшем отрок уже обучался делу, а как сравняется ему 17 лет, хозяин дарил два костюма — парадный и попроще, шубу и прочее. В деревне работник появлялся уже женихом, гулял на зимних праздниках, знакомился с девицами. Затем уже в Питере молодой человек получал должность и оклад. А накопив определенное количество денег, начинал подумывать о женитьбе. Приехав в родную деревню, гулял на праздниках, в мясоед женился и, пробыв два месяца с женой, снова возвращался в город.

Самые смышленые и энергичные становились крупными собственниками. Один крестьянин д.Сидоровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии Пестриков владел, помимо всего прочего, Знаменской гостиницей на Лиговке, напротив Московского вокзала. А родной дядя моего отца Михаил Иванович Грачев имел трактир в доме Перца, тоже на Лиговке. Мой дед по матери, крестьянин деревни Батово, Савинов Дмитрий Филиппович, владел тремя домами около Нарвских ворот. Дома были двухэтажные, внизу магазин, вверху — квартиры, но не доходные: в одном доме весь верх занимал сам хозяин с семьей, в других жили служащие. Был у Савиновых в собственности и знаменитый Красный Кабачок, место великосветских забав. Там в свое время отдыхала Екатерина, когда скакала из Петергофа в Петербург, там бывал Пушкин и Долли Фикельмон — внучка Кутузова. Нужно сказать, что крестьяне Савиновы были последними собственниками Красного Кабачка и в революцию всю свою недвижимость добровольно сдали государству и уехали в родную деревню.

Вологодские крестьяне находили возможность для своей деятельности не только в Питере. Так двоюродная сестра моего отца была выдана в деревню Трусово за Матреничева. После свадьбы молодые уехали в Кронштадт, где ее муж слыл «овсяным королем» — в его руках была вся торговля фуражом в Кронштадте. А дядюшка моего мужа юность свою провел в Риге. Его отец, Агеев Павел, крестьянин д.Городково на Обноре, имел свою торговлю в Риге.

Да, в этих землях святых монастырей жили благочестивые люди. Они крепко берегли православную веру и древние традиции предков. Хорошо знали Священное Писание, старались не грешить, а согрешив, каялись и делали вклады в монастыри и церкви. И нам бы так.

Анна Судомоина, СПб

 

предыдущая    следующая