Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О «ЗАОЧНОМ ОТПЕВАНИИ» И КРЕМАЦИИ

Каждый православный христианин должен заботиться не только о должном погребении тела усопшего, но и об упокоении души близкого ему человека. Но многие, даже те, кто принадлежит Церкви по Святому Крещению, теряются перед лицом смерти, начинают поступать так, как им советуют знакомые, а порой и некоторые недобросовестные работники ритуальных служб. Большие деньги тратятся на приобретение дорогих гробов, на устроение шумных пьяных застолий, что не приносит пользы страждущей душе покойного, предстоящей Богу, даже вредит ей. Немногим лучше и те печальные случаи, когда в храм отправляется только один из родственников, чтобы заказать так называемое "заочное" отпевание. В этом случае чинопоследование совершается над листом бумаги, на которую священник насыпает землю, которую родственники переносят на кладбище и рассыпают над могилой покойного. Таким поступком все, кто не принял участие в молитве, показывают свое полное безразличие к покойному, к его загробной участи. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало, а нас прямо обвиняет перед Богом: "Проклят, кто дело Господне делает небрежно…" (Иер.48.10). Совершение "заочных" отпеваний" возможно только в особых случаях: во время войны, когда родные получили похоронку, но не знают о месте захоронения погибшего; когда факт смерти человека, при его многолетнем отсутствии, устанавливается судом. К глубокому сожалению, "заочные отпевания" совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался в нескольких кварталах от храма Божия.

И уж совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: "Адаму же сказал… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят…" (Быт.3.17-19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершенными в храме Божием, есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом - поруганием храма Божия: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят: а этот храм - вы" (1Кор.3.16-17).

Хорошо заранее озаботиться вопросами предстоящего погребения, посетить храм Божий и узнать обо всем необходимом. Тогда в трудный час вы будете поступать правильно, как должно для пользы духовной вашей и ближних ваших. Но можно ли считать после похорон, что наши обязанности полностью исполнены? Если усопший дорог нам, то мы должны и в дальнейшем проявлять заботу о душе его. По православной традиции нам необходимо на третий, девятый и сороковой день после кончины вновь поспешить в храм Божий, чтобы призвать братьев и сестер наших к соборной молитве об усопшем на Божественной литургии и совершить о нем панихиду. В течение всех 40 дней по смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь.

Но как сделать, чтобы молитва наша была услышана, чтобы дорогому нам усопшему были прощены согрешения его вольные и невольные, чтобы он удостоился благой участи со всеми святыми, от века угодившими Богу? Нам необходимо измениться, начать жить подлинной церковной жизнью, обязательно посещать воскресные и праздничные Богослужения, подавать на церковное поминание записки об упокоении наших близких, постоянно прибегать к Таинствам церковным, соблюдать посты, регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.

Дорогие братья и сестры! Наша земная жизнь должна быть подготовкой к Жизни Вечной, исканием прежде всего Царства Божия и правды его. Мы глубоко скорбим, когда расстаемся с близким человеком, которого любили и почитали. Но смерть не есть уничтожение жизни, а только дверь в истинную, вечную жизнь. И вера в эту вечную жизнь, и молитва успокаивают наши сердца, соединяя воедино Церковь Небесную и земную. Тех же родственников усопших, которые пренебрегли своими христианскими обязанностями, призываю всерьез задуматься о вечности, о своей загробной участи и раскаяться в своих согрешениях, связанных с нерадением о душевном благе усопших близких своих, прибегнуть к таинствам Исповеди, Причащения и принять на себя посильный усердный молитвенный подвиг.

Призываю на всех Божие благословение и напоминаю: у нас есть великое сокровище - благословленный Матерью-Церковью древний погребальный обряд, содержащий дивной силы молитвословия.

Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, с сокр.

предыдущая    следующая