Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О ДУХОВНИЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ

Человек, пришедший к вере, крестившийся, полон желания жить новой, православной, церковной жизнью: посещать церковные службы, приобщаться святых Христовых Таин, молиться, помогать нуждающимся и делать другие добрые дела, исполняя заповеди Божии. И сразу же у него возникает множество вопросов: простых и сложных, богословских и бытовых. И тут не обойтись без опытного наставника, духовного отца, как его называют в святоотеческой литературе. Как писал свт.Феофан Затворник: "Никогда не должно оставаться одному. Прилепись к духовному отцу своему, найди единомысленного тебе, углубляйся в советы святых отцов, и ничего не предпринимай, не справившись во всех этих местах". Главными качествами старца должны быть: опыт духовный, рассуждение, терпение, любовь и смирение. Сегодня на вопросы о духовническом служении отвечает протоиерей Иоанн МИРОНОВ.

† † †

- Батюшка, многие верующие люди ищут и не могут найти себе духовного отца. Как быть?

- Господь говорит: "Ищите и обрящете, стучите и отверзется вам". Так и здесь, кто желает, тот находит. Душа человеческая - потемки, но она чувствует искренность, особенно искренность священника. Если священник искренен, человек это чувствует и прилепляется к пастырю. Потому что его душа соединяется с душой священника и раскрывается этому пастырю. Господь сказал: "Кто откроет дверь, я войду и Вечерю сотворю". Так и в духовном делании. Раз человек открывает тебе свое сердце, то становится твоим духовным чадом, доверяет тебе свою жизнь. Ко мне тысячи людей приходят. После исповеди еще несешь домой мешок грехов. Читаю по несколько часов: надо знать каждого человека. Некоторые перечисляют грехи с семилетнего возраста. Говоришь: "Может, уже каялись в этом, так не надо". "Нет, батюшка, лучше покаемся, чтобы наша душа успокоилась".

- Отличаются ли духовные советы людям с разными характерами?

- Всем один рецепт ни в коем случае давать нельзя. Нужно учитывать состояние души и здоровья, жизнь каждого человека и духовный багаж, который он приобрел за свою церковную жизнь.

- Духовничество - это отеческий совет или строгое указание чаду принять определенное решение, совершить такой-то поступок?

- Конечно, это советование. Но иногда для исправления человека нужно наложить на него хоть небольшую посильную епитимью. Но всегда нужно смотреть на состояние здоровья, духовное устроение, учитывать, насколько он пришел в вере к Господу. Вообще, чтобы дать душе полезное наставление, целиком обозреть душу человеческую. Нельзя рубить сплеча, назначая: тебе 100 поклонов, тебе 10… Часто всего-то нужно вместе с человеком поплакать, помолиться вместе с ним, поговорить.

- Полезно ли на исповеди обличение, или, наоборот, утешение?

- "Обличи, запрети со всяким долготерпением и умилением". Запрещать легко, а помочь избавиться от грехов - вот задача. Нужно не только научать, но и самому исполнять то, чему учишь. Главное - не останавливаться на половине пути, не терять того духовного достояния, которое Господь даровал тебе однажды. Когда приходят ко мне с горем, привожу такие слова поэтические:

Горя-то, горя-то сколько кругом,

Божьего света не видно.

Право, о собственном горе своем

Думать становится стыдно.

Потом спрашиваю: "Крыша над головой есть?" - "Есть". "А кусочек хлеба есть?" - "Есть". "Ноги еще ходят?" - "Ходят". "А ты оглянись, посмотри, что другие-то люди терпят. Много горше". И вот уж человек успокоился. Или Евагельского юношу вспомнишь, как он сказал: "Все заповеди Божии я исполнил от юности моея". А мы можем ли так сказать? Мы все заповеди исполняем? Да, я сам не исполнил, поэтому и говорю вместе с вами, что "мы грешники, мы Твоих заповедей не исполнили, Господи. Помилуй нас".

- Как быть, когда все одни и те же грехи преследуют. Ты каешься, а через некоторое время возвращаешься "как пес на блевотину свою"?

- Как Господь сказал апостолу Петру: прощать и до семидесяти семи раз в день. То есть Господь все прощает, если искренне каешься. Но стараться "да солнце не зайдет во гневе твоем" - каждый день перед Господом каяться, и не только на исповеди. Как потянет к привычному греху, прочитай молитву. Исправляться будешь, когда увидишь свою негодность, проявишь смирение. Не исправляешься, возвращаешься к греху - значит, еще не смирился. Ни в коем случае не ропщи. Помни: Господь тебя смиряет твоими греховными немощами. А смирению надо учиться у Матери Божией. Часто женщины говорят мне: "Батюшка, у меня смирения нет". "А ты учись у Царицы Небесной. Проси у Нее, Она научит тебя. И потихоньку все шероховатости изгладятся". Только мы должны прибегать к помощи Божией Матери по-детски безхитростно.

- Некоторых смущает, что духовник на исповеди иногда не выслушает, а сразу читает разрешительную молитву.

- Так может быть с теми, кого ты хорошо и долго знаешь, о ком всегда просишь Господа, чтобы Он наставил на путь истинный. Долго нужно беседовать с новоначальным. Ну, а если у "старинного чада" случается что-то серьезное, тогда нужно обязательно выслушать. А смущаться не надо. Исповедь - это Таинство, и священник действует так, как Бог ему на сердце положит.

- В каких случаях можно менять духовника?

- Я, например, благословляю, когда кто-то хочет от меня отойти. Недавно была у меня одна раба Божия: "Батюшка, можно я буду ходить к отцу N?" "Пожалуйста, моя сладенькая. Бог благословит". Прошел месяц, она со слезами: "Батюшка, прими меня обратно". Конечно, я принял. Запросто уходить от духовника нельзя. Но даже если обстоятельства так сложатся, что человек должен уйти, он обязан всю жизнь молиться за своего первого духовника и стараться не терять связь с прежним духовником.

- Как поступать духовным чадам, которые слышат нападки на своего духовного отца?

- Очень просто: "Вы ругаете батюшку, а он в это время молится". Помнишь, как Нафанаил говорил: "Что от Назарета может быть хорошего?" А ему сказали: "Пойди посмотри". Так нам надо ответить нападающим: "Сходите и посмотрите на плоды дел его. И сами убедитесь, есть на нем Божие благословение или нет". Но опять же кротко и смиренно это говорить надо.

- Правильно ли утверждение, что чем раньше у новоначального появится духовный отец, тем спасительнее для него?

- Правильно. Сколько было у меня молодых людей, они теперь уже - кто священник, кто диакон, кто иеромонах. Потому что рано прилепились к пастырю, а потом возрастали от силы к силе. Очень важно, когда человек живет по послушанию духовника. А кто надеется на свои силы, тому тяжело.

- Духовничество - труд обоюдный. Каким должен быть духовник и какие требования вы предъявляете к своим духовным чадам?

- Оптинский старец схиархимандрит Моисей писал: "Прямая овца не имеет рог, не имеет гласа противу пасущего ее, не бодается, не брыкается и не кусается. На пасущего не злобится, хотя бы он и наказывал ее, не противоречит, не ругается и никак никого не злословит. Пасущего же во всем слушает, пред ним спокойно и благонадежно ходит и из пределов его не выступает; особливо чуждого гласа не слушает и по чуждым не ходит. Гласа же пасущего ее так слушает и так следует ему, что никакого предрассудка не имеет, хотя бы на безоблачном месте, хотя бы на болотном ее пас, не ропщет, не злоречит и не жалуется на него".

Пастырю приходится трудиться днем и ночью. В день, когда нет службы в храме, иногда отвечаешь на сто телефонных звонков. У одного - операция, у другого - внук пропал, у третьего - сын захворал, кто-то умер. Надо каждому ответить. Я где-то читал, что если священник не слушает человека, который к нему обращается, то и его молитв Господь не услышит. Пастырь должен быть очень внимательным. Особенно когда идет служить Божественную литургию, молиться за всех, более всего за своих духовных чад. Я стараюсь молиться и о благодетелях, и о труждающихся, и об обремененных в больницах, темницах. И еще. Пастырь должен стремиться не к тому, чтобы наказать как можно строже, а к тому, чтобы человек почувствовал, что он виноват. Если это произойдет, то и небольшое наказание покажется ему большим. Надо воспитывать и учить так, чтобы обходиться без наказания.

- Люди находятся в разных духовных возрастах. Значит, и руководить "младенцами во Христе" и теми, кто находится в подростковом или юношеском духовном возрасте, приходится по-разному?

- Иди к униженным, иди к обиженным

По их стопам.

Где тяжко дышится, где горе слышится,

Пастырь, будь первым там!

А где хорошо, там и без нас хорошо. А вот где тяжко дышится… Как о преподобном Серафиме сказано: "С плачущим - плакать. Он рад унывающих нежно ободрить, их дух укрепить". Приходят ведь и пьяницы, и наркоманы… У них бывают такие страшные лица, черные даже, как будто и не может быть их перерождение. А смотришь через месяц-два - лицо становится чистым и душа светлеет. Так может человек возрасти перед Господом, что и грех ему становится в тяжесть, он с ужасом смотрит на все, что творил прежде. Духовное перерождение - великое дело. Для священника это великая радость от Господа - видеть, как люди преображаются. Но пастырь должен внимательно следить и за своей собственной душой: стоит только чуть-чуть возгордиться, и все… Как старец Оптинский говорил: "Сатана возгордился и с неба свалился, а мы возгордимся - во аде очутимся". А для всех "духовных возрастов" справедливо одно: если мы имеем покаяние, то мы приближаемся к Господу.

"Об отношении к духовному отцу"

предыдущая    следующая