Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПЯТАЯ ВСТРЕЧА

с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном 31 октября 1994 года

О намечающейся встрече митрополита Иоанна с православной общественностью города сообщили мне сродники. Встреча должна была состояться в Концертном зале у Финляндского вокзала, и я, конечно же, поспешил туда. Помню удивительно праздничное настроение, царившее в фойе зала. Все доброжелательно присматривались друг к другу, надеясь найти новых друзей и единомышленников. Я встретил своих старинных знакомых. Мы заняли хорошие места недалеко от сцены и стали ждать. Зал постепенно заполнялся, и вот появился митрополит Иоанн. Он благословил зал и начал встречу с разговора о смысле жизни, желая осветить важнейший для православных вопрос — о спасении.

Некогда древнее человечество оказалось в «яме греха». Люди направляли свои взоры к Небу с просьбой о спасении, призывали Бога на помощь. Так готовилась почва к приходу на землю Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. То, что сделал Христос, не зависит от наших достоинств и добродетелей. Это — дар Божий, который можно представить в виде цепочки: вера — покаяние — крещение — Церковь Христова. В этой взаимосвязи и открылся путь к спасению. Вспомним, что Церковь освящена Духом Святым в день Пятидесятницы, а главенствует в ней Христос. Для спасения надо уверовать, что Он — Истинный Бог и Истинный Человек.

Если обратиться к главе 15 Евангелия от Иоанна, то легко понять, что все мы — ветви на лозе Христа. И если ветвь поражается чем-то инородным, то заболевает и засыхает. Остаётся только её сжечь, как непригодную для плодоношения. Именно в таком больном состоянии находятся протестанты и сектанты разного рода. Этих людей, во-первых, поражает желание приспособить веро-учение под свои мудрствования. А не надо выдумывать. Надо использовать то, что заповедовал нам Христос. Господь дал нам Евангелие, начертал пути спасения на все времена и для всех народов.

Второе, с чем не согласны противники Православия, — это наша готовность к страданиям. Мы уверены, что в терпении спасаются души. Нельзя ждать лёгкости, безболезненности текущей жизни. Враг рода человеческого силён, и в трудах своих по искушению людей не знает ни сна, ни отдыха. Одно из наиболее эффективных средств в его арсенале — это лицемерие и ложь. Откройте главу 24 Евангелия от Матфея. Иисус предупреждал своих учеников: «…берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф.24,4—5). Таким образом, приход всевозможных совратителей в нашу страну был предсказан Господом, и мы должны бодрствовать, чтобы не прельстили нас погубители душ, лжепророки.

Господь говорит и о нестроениях среди народа: «…и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга…» (Мф.24,10). Не то ли мы видим сегодня и среди нас, когда не можем иметь мира даже в семье, среди сродников? Это положение пока не улучшается, а, наоборот, даже ухудшается. Поэтому нам уместно готовить себя к наказанию Божию за содеянное, надо готовить себя на всякое время к Апокалипсису.

Перед всеми нами открыт путь борьбы со страстями и похотями. Мiр, к сожалению, лежит во зле, поэтому не надо удивляться, что на любые православные действия против мiра грехолюбивого сразу же реагирует гордость житейская озлоблением и агрессивными действиями, огорчительными для верующих. Если мы будем об этом помнить, то сможем со смирением и любовью принимать и переносить эти огорчения. Нельзя забывать и того, что Господь может отодвинуть или, наоборот, приблизить сроки неизбежного Страшного суда. И это будет зависеть от нас, от мирности или немирности нашего душевного состояния. Сейчас же у большинства людей присутствует душевная неустроенность, в людях царят озлобление и недовольство. Для того чтобы в душе был покой, её следует наполнить добродетелью.

Воевать со злом следует активно, и обязательно с помощью Божией. А это значит, что жить нужно с молитвой, призывая Бога в делах своих, чтобы всё служение человеческое было богоугодным. Именно таким и представляется путь ко спасению для каждого человека. Спаси, Господи!

После вступительного слова владыка Иоанн обратился к запискам, поступившим из зала. Я расскажу об ответах, которые он дал, а суть вопроса будет понятна из этих ответов.

Многие хотели бы единодушия в крещёном народе, но единодушия не было и нет. К сожалению, нет пока и предпосылок к нему на ближайшее будущее. Если бы было единодушие в народе, то, попостившись, он вышел бы с иконами на бой с силами зла. Молитва наша маломощна, посты необязательны для большинства, поэтому, не соблазняясь, будем молиться в храмах и в домах своих. Наберёмся терпения.

† Целовать икону нужно с благоговением, с верой. А с какого края вы поцеловали икону — не так важно. Это относится и к передаче свечей. Совершенно не имеет значения, какой рукой вы её передаёте. Старайтесь только поменьше сбивать людей с молитвенного настроя, особенно во время чтения Евангелия.

† Мир святых ЕДИНОЦЕЛ, поэтому нет разницы, возле какой иконы стоять и молиться. Важнее иметь глубокую любовь и веру, пребывать в молитве и сокрушении сердечном.

Священник — это пастырь. Он пасёт овец Христовых — прихожан своего храма, прихода. Отсюда слово «поп» — пастырь овец приходских, или, другой вариант, — пастырь овец православных. Но и наёмник тоже пасёт, но пасёт плохо. К сожалению, есть пастыри, служащие как наёмники, то есть плохо пасущие вверенное им стадо овец Христовых, больше обез-
покоенные личным благополучием. К ещё большему сожалению, бывает и худшее, когда «пастырь» уподобляется волкам и расхищает стадо Христово. О сути этого явления нам говорит апостол Павел в главе 11 Второго послания к Коринфянам: для таких «лжеапостолов, лукавых делателей… конец… будет по делам их» (2Кор.11,13,15). И всё же в большинстве своём пастыри нашей епархии стараются служить по совести, с любовью пасут вверенные им приходы.

† Для того чтобы стать духовным сыном какого-либо пастыря, не нужны особые действия. Специально этот факт согласовывать не надо. Эти отношения устанавливаются на доверии, по Божиему Промыслу, в процессе церковного общения.

† Болезни бывают различные, по разным поводам, в том числе бывают и неисцеляемые, по попущению Божию. В этом случае остаётся только молиться за болящего и ждать, что пошлёт Господь. Таким образом Господь нередко посылает человеку «узду», удерживающую его от греха. Грехолюбец по желаниям своим и согрешил бы, но здоровье не позволяет. Аналогичным образом человек отвращается от грешных дел и по молитвам сродников или людей, пострадавших от злых дел этого человека. В этом случае болезнь служит не только «уздой» от греха, но и средством вразумления, призывом к покаянию.

† Надо различать исповедь — церковное Таинство и открытие помыслов, то есть способность принимать помыслы. Это дар Божий. Таинство Исповеди предшествует Святому Причастию. Право исповеди и отпущения грехов даётся любому священнику при его рукоположении. Однако далеко не всякому священнику можно открывать свои помыслы, изливать свои душевные немощи и настроения, потому что для священника это может стать непосильной ношей.

В личной жизни священники — обычные люди со своими человеческими слабостями, у многих из них недостаточно жизненного опыта, а книжные знания ещё не подкреплены деятельной молитвенной жизнью. Для такого духовного делания, как принятие душевных помыслов и благословение душеполезных советов, нужен опытный кормчий, живущий по Богу многие годы.

† Учить людей Православию, несомненно, надо. Но порою бывает так, что и желание есть, и планы есть, но помещения нет, да и люди плохо идут. В таких случаях предстоит немало поработать.

† Жатвы много — делателей мало. В епархии служат всего около 400 священников. Этими силами невозможно организовать регулярное изучение Библии и отвлечь народ от западных проповедников. Поэтому нужна помощь образованных, подготовленных к работе с людьми мирян. Такие люди, желающие участвовать в православном просвещении жителей города и области, могут обращаться непосредственно в канцелярию Епархиального управления.

† Воскресенье — праздник, заменивший ветхозаветную субботу. Православные почитают и субботу, но главный праздник недели — воскресенье. Работать в церковные праздничные дни можно (кроме Пасхи), но работать не для себя, а для бедных, для нуждающихся людей, то есть совершать богоугодные дела. А в остальных случаях надо славить Бога, посещать церковь, отдыхать с семьёй.

Фраза «просить у Отца Моего во имя Мое» означает просить у Святой Троицы через Господа Иисуса Христа.

Нам не нужен нацизм как форма противостояния народов и народностей. Нам нужны любовь и взаимопонимание. Если мы будем любить свой народ, то не будем вредить народному благу и здоровью, будем укреплять Отечество своим добрым служением, а в итоге народ наш окрепнет и будет вызывать должное уважение среди других народов, и никто не рискнёт обидеть нашего гражданина.

† Народными средствами лечения пользоваться можно, но не колдовскими заговорами. При лечении болящих молитвы применять полезно, если это молитвы православные. Это относится и к боголюбивым простецам из народа, к бабушкам и дедушкам, имеющим огромный опыт лечения травами и другими народными средствами. А вот экстрасенсы, восточные целители, «чудотворцы» разного рода — это иное. Все они призывают неблагодатные силы, от них следует держаться подальше.

† Относительно пророчеств о грядущих событиях надо помнить, что святые действуют по воле Божией. Вспомним библейское предсказание пророка Ионы о грядущей гибели Ниневии. Жители города услышали пророка Иону и покаялись, как призывал пророк. Бог принял покаяние и отложил суд над городом до тех пор, пока новые поколения горожан опять не впали в нечестие. Тогда пророчество было исполнено во всей полноте.

Такое явление, как «порча», действительно существует. Порча — это мистическое действие злого человека на слабую душу. Чаще это умышленное действие. Но бывают и неосознанные действия сильной злой воли на душу, лишённую Божественной благодати. Помощь таким людям приходит через молитвы, потому что по внешним признакам «порча» приближается к беснованию, когда воля человека контролируется и управляется извне. Молитвы на эти случаи составили Иоанн Златоуст, Василий Великий, священномученик Киприан и другие святые. Вот этими молитвами и надо спасаться от порчи.

Шизофрения — психическая болезнь. А при психических заболеваниях на врачей уповать можно.

Человек, желающий помогать людям, страдающим от бесов, в том числе и священник, занимающийся отчиткой от бесов, должен особенно строго поститься.

† Существуют видимые проявления Божией благодати на делах церковных. Так, при освящении Софийского собора в Новгороде чудесным образом образовался радужный венец. Для верующих людей это радость, для маловеров — повод задуматься о смысле жизни.

† Молитвенная защита у нашей страны есть. Во-первых, есть наша Русская Православная Церковь, число приходов которой возрастает, а значит, возрастает и соборная церковная молитва. Во-вторых, есть пока ещё и подвижники благочестия, которые молятся за Россию. Они не известны людям, как бы скрыты от глаз людских, но зато они открыты Богу, до Которого безпрепятственно доходят их молитвы. Они и хранят Россию.

† Служение Церкви в мiре сем запрещает ей навязывать своих кандидатов на те или иные властные должности. Церковь должна спасать грешные души, в том числе и души властителей, но только добровольно, при их раскаянии.

† По церковным законам не возбраняется сжигать тело умершего человека. Однако наши традиции предписывают погребать усопших, поэтому лучше изыскивать средства, чтобы достойно проводить в мир иной умершего человека.

† Наши дорогие усопшие сродники очень нуждаются в нашей милостыне за упокой их душ. Однако не всякая милостыня одинаково бого-угодна. Желательно помогать тем людям, кого вы знаете, то есть известным вам бедным людям, которые действительно нуждаются в помощи. Особенно полезно помогать нуждающимся многодетным семьям, поддерживать боголюбивых людей, людей нестяжательных, которые не просят, но нуждаются. В то же время малополезно давать попрошайкам. Для таких желательно иметь мелкие монетки, из которых просящий милостыню вполне наберёт себе на хлеб, но у него не будет средств на водку и излишества. Милостыню знакомым желательно подавать скрытно. Например, повесив пакет с продуктами на ручку входной двери, позвонить и уйти, чтобы не заметили хозяева.

† В нашей жизни мы всё стараемся приписать то Богу, то диаволу. Но многое исходит из сердца человеческого, то есть сам человек по собственной воле бывает плох или хорош. Беда наша в том, что очень часто мы и не желаем никого слушать, кроме самих себя. Но если мы начинаем развивать духовную сторону своей личности, то нам открывается и голос нашего Ангела Хранителя, голос нашей совести. Жаль, что и в этом случае мы далеко не всегда следуем этому голосу.

В том, что возникают злые помыслы у человека, беды большой нет. Это и не грех даже, пока с этим злым помыслом человек не сочетается своей мыслью, то есть пока не задерживает этот злой помысел в своём уме. А вот против мысленного сочетания со злым помыслом следует постоянно бороться. Например, на гневный помысел следует реагировать прощением человека, на которого направлен этот помысел. Настойчивые злые помыслы прогоняют повторением в уме молитвы.

† Сны обычно не несут какого-то духовного содержания. Однако бывают сны и от Бога. Они предупреждают о каких-то серьёзных событиях в жизни человека, его ближних и даже всего Отечества. Есть сны от диавола, смущающие нас. От них надо защищаться молитвами, при нужде освящать жилище и принимать другие меры защиты от  бесовского наваждения.

Церковь всегда сострадает болящим. Однако многие болезни даются нам во спасение души. Этим же целям нередко служат и какие-то бедствия.

Владыке понравилось последнее выступление Александра Солженицына, жаль только, что он ни разу не упомянул имя Божие. «Архипелаг ГУЛаг» прочёл с интересом.

Капитализм — нехристианское, идолопоклонническое по своей сути мировоззрение. Социализм же без Православия тоже ничуть не лучше. Ибо в основе своей несёт то же дикое состояние идолопоклонства.

С Вооружёнными силами у Русской Православной Церкви отношения хорошие, во многих воинских частях идёт работа по организации религиозного воспитания воинов.

За помощью в преодолении алкогольной зависимости можно обращаться в православные храмы.

На этом встреча была завершена. Владыка Иоанн пообещал проводить такие встречи и впредь, благословил зал и удалился. Умиротворённые, благодарные слушатели покинули Концертный зал, надеясь на новые встречи с этим чудным архипастырем, желая ему здоровья и долгого служения в городе.

Жив Господь!

предыдущая    следующая