Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧЕТВЁРТАЯ ВСТРЕЧА

с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном 6 сентября 1994 года

В 1994 году актив Православного клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия отмежевался от антиправославных трезвеннических организаций и от тех медиков, психологов и педагогов, которые не разделяли православного мировоззрения. Однако попытки привлечь к нашей работе священнослужителей ничем конкретным, кроме сочувствия нашим целям, не увенчались. Увы, многими священниками само понятие трезвого образа жизни ставилось под сомнение и даже трактовалось как неполезное для верующих людей. Не замедлили явиться и другие скорби, ведь любое доброе дело встречается силами тьмы в штыки. Напомню в этой связи слова свт.Димитрия Ростовского: «Мы нередко для ближних своих являемся как бы бесами, ибо неразумием своим толкаем их в грехи». Вот и в нашем случае некоторыми людьми упорно размывалась чёткая гражданская позиция на утверждение трезвого образа жизни как предпочтительного. В частности, закрыли на ремонт конференц-зал Городского наркологического диспансера, расположенного на 5-й линии Васильевского острова, в котором в последние годы работал наш клуб. Да и руководство его сменили, и о совместных с наркологами действиях в перспективе речь уже не шла. Правда, нашлись добрые люди и приютили клуб в радиотехникуме им.Кренкеля.

Следует отметить, что за помощью в наш клуб — как раньше, так и теперь — обращаются в основном люди без средств к существованию или малоимущие. Ведь ни для кого не секрет, что к Православию нередко приходят те, кто утратил практически всё или очень многое из того, что имел ранее. Пока есть материальные средства и работа, человек обращается к платным услугам, старается «купить» здоровье. Когда же ничего или почти ничего не остаётся, он серьёзно задумывается о смысле жизни и начинает понимать значение Божьего промысла в своей судьбе. Естественно, что Божия помощь приходит через боголюбивых людей, однако возможности таких людей, особенно материальные, ограничены. К сожалению, ограничены материальные возможности и у нас, православных трезвенников. А в 1994 году эти сложности ещё сильнее обострились. Мы понимали, что избавиться от дурных пристрастий может только тот человек, кто желает этого избавления, а помочь ему не только можно, но и должно. В противовес нам корыстолюбивые люди объявляли себя специалистами, способными сделать даже невозможное, лишь бы к ним приходили страждущие и платили деньги. Исстрадавшимся алкоголикам, наркоманам и членам их семей хотелось верить в чудеса, и они несли безсовестным лицемерам последние деньги.

Нам же приходилось организовывать работу практически безвозмездно, да ещё в условиях полной информационной блокады. Все попытки возродить православную трезвость в городе не нашли понимания и даже отвергались как рядовыми, нецерковными согражданами, так и церковнослужителями. В этой ситуации руководство клуба приняло решение прекратить свою работу в связи с её невостребованностью. Оставалось одно: просить митрополита Иоанна снять благословение на эту работу, данное им 17 февраля 1993 года. Именно за этим я и отправился 6 сентября 1994 года на приём к владыке. На всякий случай я подготовил два документа: один от Братства «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, а второй — от Православного клуба «Бодрствование», в которых излагались программные положения нашей работы. Я пригласил на встречу с митрополитом Иоанном члена совета клуба, рабу Божию Веру.

В этот раз ждать почти не пришлось, так как владыка только что вернулся из Москвы и мало кто знал, что приём состоится. Мы пришли вовремя, и вскоре нас пригласили в кабинет митрополита. Здесь, в этом кабинете, я получил очень чувствительный урок смирения. Может быть, кто-то посчитает его малозначимым, но для меня он знаменателен. Я подошёл к правящему архиерею под благословение, сложив должным образом руки, на которые владыка, благословив меня, положил свою десницу. И тут я с ужасом понял, что вместо того чтобы склониться со смирением к благословляющей руке и поцеловать её, я приподнял её своими руками и таким образом уменьшил глубину поклона едва ли не вдвое. Я глубоко почитал митрополита Иоанна, и подобные несуразные действия были для меня весьма огорчительными. Сегодня, спустя годы, я понимаю, что владыка так врачевал мою гордыню и саможаление, прививал мне смирение, без которого нельзя совершать дела, достойные покаяния. А в тот момент я строго приказал себе при прощальном благословении не повторить этой промашки. Но, увы, действительность вновь посрамила меня: всё повторилось, как и в начале приёма, и я ушёл, коря себя за несмирение.

Вот так, братья и сёстры, мне было наглядно явлено, что моё почитание владыки Иоанна — ничто, а плоть моя господствует над духом. И эта моя духовная немощь особенно ярко проявилась на фоне света, который являл митрополит Иоанн. И сегодня я помню это чувство и благодарю Бога, который дал мне возможность понять происшедшее и устыдиться самого себя за несмирение, ибо, понимая собственное состояние, в дальнейшем легче работать над собой. А тогда после благословения владыка пригласил нас к столу и сразу же протянул руку в сторону моих бумаг. Я машинально отдал свои листочки и начал говорить о клубных делах. Я рассказал о фактическом отсутствии поддержки в трезвенной работе со стороны священства, которое на словах не против трезвости, а на деле не прилагает серьёзных усилий, чтобы организовать прихожан на противостояние пьянству, наркомании и прочим порокам, связанным с употреблением одурманивающих веществ.

Сетовал я и на то, что до сих пор не удалось найти священника-трезвенника для руководства Братством во имя святого мученика Вонифатия, которое должно бы работать при приходе, а работает при клубе «Бодрствование». С сожалением я отметил, что переход в работе на основы Православия вызвал по отношению к клубу «Бодрствование» всеобщее противодействие и от наркологов, и от специалистов по нетрадиционным методам помощи наркотическим больным, и от священнослужителей. Если это противодействие и не носит явные формы, не озвучивается перед широкой публикой, то уж всегда присутствует в формах сомнений и недоговорённостей, в виде умолчания и даже откровенной лжи. Владыка внимательно слушал, в некоторых местах моего рассказа одобрительно кивал головой, показывая полную заинтересованность в вопросе. Подводя итог, я сказал, что не ведаю, как поступить: пойти по воле обстоятельств и свернуть работу или терпеть ради Христа и продолжать начатое дело вопреки всем сложностям. Произнеся эти слова, я приготовился просить правящего архиерея снять непосильное для меня благословение по организации православной трезвенной работы. Но тут владыка Иоанн взял подготовленные мной бумаги и, практически не вчитываясь в содержание, подписал и пододвинул их в мою сторону.

О каком отказе может идти речь, когда тебе так доверяют, можно сказать, не сомневаются в тебе и в том, что ты делаешь! Я взял подписанные владыкой краткие программные документы Братства во имя святого мученика Вонифатия и Православного клуба «Бодрствование», на каждом из которых стояло краткое: «Благословляю. Митрополит Иоанн, 6 сентября 1994 г.».

Вот что было в тех документах, на которых стоит благословение митрополита Иоанна: «Санкт-Петербургское православное братство во имя святого мученика Вонифатия объединяет православных, избравших путь трезвения и укрепления семейных отношений. Способствует решению этих задач личный пример добродетельной жизни членов братства, распространение святоотеческой литературы и научных знаний, организация лекций, бесед, курсов и иных общественных мероприятий с православным содержанием».

«Санкт-Петербургский православный клуб «Бодрствование» объединяет православных, избравших трезвый образ жизни. Занятия в клубе помогают желающим преодолеть следующие пороки: пристрастие к одурманивающим веществам, спиртному, табаку и различным наркотическим веществам; пристрастие к нездоровым воздействиям на органы чувств — плотские излишества и извращения; увлечение антиистинами, ложные убеждения, следование чужой воле».

Владыка указал, что наше дело нелёгкое и не стоит ожидать похвал, что будут скорби и сложности. Он назвал полезной работу по организации общины православных трезвенников и возрождению прихода Смоленской церкви в деревне Высокий Остров Новгородской епархии. Для реабилитации и воцерковления людей, прошедших занятия при Православном клубе «Бодрствование», там был организован небольшой центр, называвшийся «Дом дьячка». Владыка заметил, что такая полумонастырская община может помочь многим новоначальным в воцерковлении и обретении трезвости, потому что туда их можно будет отправлять с родственниками, которые смогут помочь страждущим в их возрождении к нормальной жизни. Такой опыт было бы полезно распространить и в других регионах, в том числе и в Санкт-Петербургской епархии. В конце беседы митрополит Иоанн благословил нас на продолжение трудов по утверждению трезвения, бодрствования и по православному просвещению петербуржцев.

От членов клуба «Бодрствование» моя спутница, раба Божия Вера, подарила владыке ксерокопию редкой книги Н.Коломарова «Война за трезвое счастье России». Он обрадовался и сразу же стал листать её, потом сердечно поблагодарил и подписал для нас свою книгу «Самодержавие Духа».

Хочу отметить замечательную способность владыки Иоанна слушать собеседника. Во время беседы с ним складывалось впечатление, что рассуждения собеседника необыкновенно его интересуют, что он желает понять их и обогатиться новыми знаниями. Он мгновенно улавливал суть сказанного и в кратких, но ёмких словах подправлял, если было нужно, или поддерживал собеседника — так что каждое слово, сказанное им, кроме конкретного смысла имело ещё и продолжение, которое открывалось в будущем. Мне представляется, что так действует благодать, передающаяся от угодников Божиих простым людям, если они стремятся поступать ради Христа. Во всяком случае, если мне что-то и удавалось сделать в области православного трезвения, то в этом обязательно присутствовало участие незабвенного владыки Иоанна.

И хотя владыка уже ушёл из этой жизни, но я не сомневаюсь, что он обрёл честь у Господа и молитвенно предстоит перед Ним за всех тех, кого он благословлял на богоугодные дела.

Наглядный пример тому — случай, который произошёл со мной в 1996 году. К этому времени подошёл мой пенсионный возраст, когда требовалось подумать о будущей пенсии, для которой была нужна приличная зарплата. При моих же занятиях это было невозможно, поэтому опять встал вопрос о прекращении активной трезвенной работы. В этих обстоятельствах я вознамерился идти к новому правящему архиерею, чтобы просить о снятии с меня трезвенного послушания. И вот однажды совершенно случайно я снял с книжной полки книгу митрополита Иоанна о святителе Филарете Московском. Открыв её наугад, я увлёкся чтением, и вскоре встретил наставление святителя Филарета о том, что если архиерей благословил на конкретное послушание, а потом умер, то это благословение уже не может снять другой архипастырь. Я задумался, но спустя некоторое время решил, что ко мне это не относится: уж очень невелик и я сам, и моё послушание. Я продолжал настраиваться на визит к новому правящему архиерею, но что-то мешало мне сделать это немедленно.

4 мая 1996 года волею судьбы я оказался у церкви Трёх Святителей на 6-й линии Васильевского острова. Я зашёл в храм, помолился, приложился к иконам и подошёл к книжному стенду, на котором увидел книгу владыки Иоанна о митрополите Мануиле Лемешевском. Я взял её в руки, хотя и не предполагал покупать. Раскрыл — и замер: на титульном листе стоял автограф митрополита Иоанна. Я чётко понял, что таким образом владыка предостерегал меня от неправых планов уйти от послушания в трезвенной работе. Показал раскрытую книгу свечнице. Она опешила и принялась перелистывать другие книги, написанные владыкой, но, естественно, нигде не нашла подобного автографа. Я заплатил положенные деньги и в страхе Божием покинул церковь. У меня уже было несколько автографов на книгах и фотографиях митрополита Иоанна, поэтому его подпись я знал хорошо. Он всегда подписывался: «Митр.Иоанн» и ставил дату. В этой книге вместо обычного титулования «Митр.» был четырехконечный крестик и знакомая подпись «Иоанн», дата указана не была. Естественно, что после такого внушения о моей отставке речи уже не было. Вот так владыка Иоанн ещё раз призвал меня заниматься делом, которому я до сих пор и служу.

Жив Господь!

предыдущая    следующая