Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВТОРАЯ ВСТРЕЧА

с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном 8 апреля 1993 года в Доме писателей на Шпалерной улице

В начале апреля 1993 года племянник сообщил мне, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн должен выступить в Доме писателей. К назначенному времени я поспешил на Шпалерную улицу. Признаюсь: любя владыку Иоанна, как любят доброго отца, я волновался, как встретит его в Доме писателей демократическая публика. К началу встречи зал стал полон — людьми были заняты даже проходы. И вот совершенно буднично на сцене появился митрополит Иоанн. Благословив собравшихся, он начал свою беседу. Именно беседу, ибо речью или докладом назвать его выступление было бы неправильно. Смиренный вид старца, его спокойный и несильный голос, простое обращение к залу — всё это удивительным образом растворялось в искренней вере владыки Иоанна в то, что он делает и произносит. И зал, в значительной своей части настроенный скептически, уже через десять минут стал единым соборным организмом, внимающим голосу архипастыря и боящимся пропустить хотя бы слово или не уловить интонацию.

Владыка начал с рассказа о себе, сообразуясь с той аудиторией, перед которой выступал. Он рассказал, что всегда чувствовал в своей душе художественные наклонности, в детстве любил рисовать, лет с пятнадцати писал иконы. Владыка Иоанн сообщил, что ценит художников слова, любит историческую, художественную и даже романтическую литературу. В 1951—1955 годах он учился в Ленинградской Духовной Академии и тогда же прочёл книгу «Зори над Русью». Описание пожара в Новгороде так потрясло владыку, что он до сих пор помнит этот фрагмент книги. Владыка заметил, что в зависимости от того, о чём пишет автор, он достоин признания или презрения. По его мнению, творения художников должны быть полезными, назидательными, помогать человеку в духовном возрождении. Владыка с сожалением отметил, что в нашей стране вместо душеспасительной литературы в печатных изданиях изобилуют порнография и страсти.

Далее митрополит Иоанн задал вопрос: «Что такое духовность?» — и пояснил, что вкладывается в это понятие: покаяние и вера в Евангелие, то есть очищение сердца и ума от греха. Именно в этом заключён смысл явления Спасителя в мiр; осознание цели и смысла своей жизни, чтобы таким образом отделиться от состояния разумного животного, в котором ныне пребывают многие наши сограждане; обращение к добру, то есть обретение добродетели и развитие её в любви к Богу, в любви к своему ближнему.

Владыка выделил два пути: путь монашеской жизни и путь служения в мiру. В монастыре, безусловно, спасаться легче, однако этот путь открыт не всем. Поэтому он призвал совершенствоваться в том служении, какое Бог определил каждому человеку.

Продолжая беседу, митрополит Иоанн рассказал о том, что теперь нередко говорят о благодатных состояниях. Но обычно не имеют представления об этом, потому что путь к благодатному состоянию лежит через подвиг борьбы с плотью и страстями. Он привёл в пример Серафима Саровского, три года молившегося на камне вдали от людского взгляда, ибо утихомирить мысли, достигнуть внутренней тишины очень трудно.

По мысли владыки Иоанна, благодатное состояние приходит тогда, когда внутреннее умиление, горячая любовь обнимают всё существо человека, когда появляется стремление спешить на помощь к нуждающимся, иметь смиренное отношение к людям. У такого христианина «милующее сердце», которым он любит всех.

Владыка подчеркнул, что не всякий человек одинаково воспринимает духовность. В этой связи он вспомнил притчу о сеятеле, в которой говорится, что только четвёртая часть человечества способна воспринять Слово Божие и принести плод.

Поскольку есть разное отношение к духовности, то есть и почва для сил, сеющих разобщение в русском народе. В этом вопросе владыка сослался на работу И.А.Ильина «О расчленителях России». В ней отмечается, что у России есть и давние религиозные недруги, «железной метлой выметающие Православие в мусорную яму истории», что расчленение России «начнётся немедленно после падения большевиков», что первой жертвой станет Украина, за ней — Кавказ. Враги ждут успеха от полного расчленения России на маленькие «демократии».

Ещё десятки лет назад готовились ворохи «неправдивой литературы», предполагалось, что «политические и государственные высоты будут захвачены тихой сапой». Анализируя прогнозы И.А.Ильина относительно сложившейся в стране ситуации, митрополит Иоанн сказал, что кампания по расчленению России продолжается и сейчас. На это направлены усилия всех западных проповедников, а также и доморощенных. Всем, сознающим эту угрозу, надо постараться дать возможность властям предержащим увидеть, откуда сегодня течёт зло в нашу страну. Ибо, не осознав опасность, нельзя разумно ей противостоять.

Владыка сказал далее, что планы земных властителей предусматривают сегодня сокращение населения планеты, и в первую очередь планируется сократить численность русского народа. Он считает, что мы можем и должны противопоставить этим враждебным силам укрепление семьи и укрепление государства. «Только Православная Церковь, — подчеркнул митрополит Иоанн, — способна объединить русских людей в здоровую семью, в могучее государство, как это всегда бывало на Руси».

И здесь, как отметил владыка, велика роль писателей. Ибо оружие писателей слово, поэтому надо писать, призывая к личному духовному совершенству. В стране должны укрепиться семейные традиции, брачный союз должен стать благодатным — несмотря на то что удар по семье планировался давно: ещё Маркс говорил об инкубаторах для деторождения без связи с родителями. Владыка Иоанн сказал, что он убеждён в необходимости защищать детей через укрепление семьи. Без решения вопросов семейной жизни на православной основе беды русского народа будут усугубляться.

Отмечая, что в последнее время средства массовой информации стремятся представить мерзкие пороки в приукрашенном и даже выгодном свете, владыка призвал показывать мерзости в их действительном виде. В качестве примера он указал на древнегреческий опыт профилактики пьянства, когда юношу поили вином допьяна и в ужасном виде приводили в школьный класс, чтобы остальным показать неприличие такого скотского состояния. У нас же сейчас замалчиваются последствия пороков, которые начинаются со слабостей и безобидных увлечений, а потом разрастаются и губят не только самого человека, но и весь его род.

Так митрополит Иоанн закончил своё выступление и стал отвечать на вопросы, которых было великое множество. Как сумел, я записал эти вопросы и ответы владыки, и вы можете с ними сейчас познакомиться. (Замечу также, что на многие записки он не успел ответить и взял их с собой, чтобы дать ответы в своих книгах и во время других публичных выступлений.)

Вопрос о созыве Всероссийского Земского собора.

Владыка ответил, что не может говорить от лица всей Русской Православной Церкви, но от себя лично сделает всё возможное для возрождения в народе соборности. Однако общество сегодня разобщено, поэтому Земский собор вряд ли может быть собран в ближайшие годы.

Вопрос об отношениях со старообрядцами и Русской Православной Зарубежной Церковью

Владыка объяснил, что в старообрядчестве сейчас более 300 течений, что смущает уже само по себе. Каждое течение утверждает, что именно у них истинное учение. Владыка сказал, что мы, безусловно, готовы принять старообрядцев в церковное общение, но прежде им необходимо решить ряд вопросов. Со своей стороны Русская Православная Церковь сделала для восстановления церковного мира достаточно много.

Зарубежная Русская Православная Церковь — это часть Русской Православной Церкви, а не самостоятельная Церковь. Никто и никогда не утверждал её автокефальной или автономной. Мы признаём, что они сохраняют учение, сторонятся заблуждений. В своё время, когда у нас строго карали за любую православную брошюру, они помогали нам, издавая литературу, подавали голос в защиту нашей Церкви. Поэтому при смягчении ситуации в стране была надежда собраться вместе, обсудить все неясности и устранить препятствия к церковному миру. Однако после празднования тысячелетия Крещения Руси в Зарубежной Церкви появилась какая-то зависть. Некоторые клирики этой Церкви стали обличать наших патриархов, епископов и священнослужителей за связь с КГБ. Священнослужители вынуждены были иметь контакты с этой организацией, поскольку все уполномоченные от правительства страны по делам Русской Православной Церкви были работниками КГБ. Заграничным священнослужителям сложно понять трудности в богослужении и вообще в организации церковного дела, которые были у нас в стране. Мы протягиваем руку для общения, но в ответ желания общаться нет.

Владыка рассказал, что во время поездки в США Патриарх Алексий II хотел встретиться с митрополитом Виталием, но тот отказался от встречи и даже не захотел прочесть предложенную ему статью митрополита Иоанна «Быть русским». Вероятно, у них развилась гордыня «чистоты Православия». Впрочем, может быть и так, что Зарубежная Церковь финансово зависит от каких-то сил, держащих в руках банки и не заинтересованных в том, чтобы во всей полноте нашей Церкви были мир и согласие.

Вопрос о писателе Л.Н.Толстом

Владыка ответил, что Лев Толстой, без сомнения, богохульник и вообще не был христианином. Церковь отлучила его, но не проклинала.

Вопрос о сионизме

Владыка отметил, что сам он не антисемит и ко всем народам, в том числе и к евреям, относится с одинаковым уважением. Однако любая подпольная и антинародная деятельность недопустима, поэтому её надо пресекать законными средствами. К таким антинародным и вредоносным для России движениям он и относит сионизм.

Вопрос о гневе и неправде

Владыка призвал не приходить в гнев при обнаружении неправды. Надо терпеть, молиться и остерегаться впадать в гневе в неправые действия.

Вопрос о захвате Почаевского монастыря и церквей на Украине

Владыка опять сослался на работу И.А.Ильина, где он писал о том, что Запад начнёт оккупацию православных земель с Украины. Это чисто разбойничий захват, где господствует право силы. Из-за потворства захватчикам со стороны местных властей возможности Русской Православной Церкви противостоять этим захватам очень ограниченны.

Вопрос об избрании Патриарха Алексия II

Владыка совершенно уверен, что Патриарх не назначен кем-то, а избран в полном соответствии с канонами Русской Православной Церкви. Согласно этим канонам, сначала избрали двенадцать кандидатов, а затем из них отобрали трёх первых, и потом уже на Поместном соборе избрали Патриарха.

У главы нашей Церкви Алексия II особое положение, нередко требующее дипломатических подходов. На него часто давят сильные мира сего. Однако он не стоит в стороне от насущных проблем, в том числе имеет чёткую позицию в вопросе об экуменизме. Эта проблема обсуждается и на заседаниях Священного Синода, и даже на Архиерейских соборах. Как она будет разрешена, покажет время.

Вопрос об отношении ко злу

Владыка считает, что зло надо обязательно осуждать и посильно противостоять ему, но человека осуждать нельзя — так мы сами предохраняемся от ненависти. Для спасения души лучше пострадать от злого человека, чем возненавидеть его.

Владыка объяснил, что в случае нападения следует осудить в первую очередь себя: не напали бы на меня, если бы я пошёл другой дорогой или не был бы один, и т.п. Он призвал бодрствовать, делать выводы, чтобы не попадать впросак, не создавать условий для проявлений и торжества зла.

Вопрос о разброде среди властных структур в стране

Священный Синод чётко определил свою позицию: власть должна служить государству и народу. В этом смысле Ельцин нарушил клятву, в том числе и перед Патриархом, что тяжко отразилось на народе. В стране сложилось такое положение, когда трудящиеся не могут сделать накоплений, не могут купить что-то ценное, а страна стала «дойной коровой» для Запада.

Вопрос о появлении в России «Армии спасения» и прочих подобных организаций зарубежного образца

Владыка вновь сослался на И.А.Ильина, который предупреждал о недопустимости насаждения в России каких-то западных структур политического или общественно-социального характера, так как наш национальный опыт никак не стыкуется с западным, где иные человеческие ценности.

Вопрос о строительстве новых храмов в новостройках

Проектные работы по созданию новых храмов в новостройках города уже ведутся.

Вопрос о монархической форме правления

Митрополит Иоанн ответил, что он не является монархистом. По его мнению, во главе правительства России должен быть православный ра-зумный человек, а как он будет называться, не важно.

Вопрос о хищениях церковных ценностей

Владыка ответил, что не знает случаев, чтобы священник сбежал из прихода с иконами, с ценностями, хотя нехорошие люди есть и в среде священства.

Вопрос о крестах на Спасо-Преображенском соборе

Кресты на соборе православные. В разные эпохи церкви строились с разными крестами, поэтому мы признаём четырех-, шести- и восьмиконечные кресты.

Вопрос о протопопе Аввакуме

Владыка отметил, что личность протопопа Аввакума велика, но Русская Православная Церковь отвергает его учение по каноническим соображениям.

Вопрос о возможности строительства часовни на личном участке

Владыка считает, что такое строительство не возбраняется, но после строительства часовню следует освятить.

На многочисленные просьбы направить в тот или иной приход для служения иеромонаха владыка ответил, что монашеская жизнь в епархии только возрождается. Потребуются долгие годы, чтобы монашествующие обрели должную духовную мощь. Пока же в двух монастырях чуть более двадцати монахов, они сами ещё только обучаются, несут послушания. Но, Бог даст, всё будет, как должно быть.

Владыка благословил защищать православные святыни и помогать православным. В том числе он благословил отряд «Русской гвардии», уезжающий в Сербию, а также других православных, желающих помочь братьям-сербам. Благословил он и казаков Приморского хутора на охрану храмов. В конце встречи он благословил строительство церкви в одной из больниц города за счёт вкладов жертвователей, ещё раз призвал писателей как можно эффективнее пользоваться своим оружием — словом — и похвалил за хорошую работу сотрудников журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». На этом встреча была завершена, владыка Иоанн благословил зал и удалился.

А в зале осталось чувство праздника. С этим праздничным чувством, спокойные и умиротворенные, и расходились участники встречи с чудным старцем. Как-то легче стало на душе, и уже не столь зловещей выглядела историческая перспектива.

Жив Господь!

предыдущая    следующая