Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном 17 февраля 1993 года

Моей первой встрече с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном предшествовала длительная работа, связанная с поиском приверженцев трезвого образа жизни в среде священства. Сейчас-то мы знаем многих батюшек-трезвенников, хотя они смиренно несут пастырское послушание, не подчёркивая своих достоинств. Так что многие прихожане и не догадываются об этой стороне их православного служения. А тогда, в начале 90-х годов, даже имена священников-трезвенников дореволюционной России были сокрыты от нас, трезвенников-мирян, обратившихся к Православию. Но мы никак не могли поверить, что в Русской Православной Церкви не было и нет пастырей-трезвенников.

Сведения об истории православной трезвости мы разыскивали в святоотеческой литературе и доступных печатных изданиях. Из житийной литературы собирались скупые сведения о святых и святынях, имеющих от Господа особую силу помогать от недуга пьянства. Петербургские православные трезвенники пытались также найти иконы и молитвы, прибегая к которым можно было бы помочь пьющим людям. Поиски эти неотступно продолжались с 1987 года, хотя, к сожалению, с небольшими результатами. Но Господь всегда помогает настойчиво просящим, делая это через других людей. Так получилось и в нашем случае: помощниками нашему делу неожиданно стали сотрудники журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» под руководством главного редактора митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна и ответственного секретаря Николая Кузьмича Симакова.

В 3-м и 4-м номерах этого журнала за 1991 год появились материалы, которые открыли нам глаза на историю православной трезвости. Это были статьи об о.Александре Рождественском и храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала, о замечательном православном педагоге конца XIX века Сергее Александровиче Рачинском, а также о святом мученике Вонифатии.

В это же время раба Божия Мелитина Анатольевна Ладинская привезла из паломнической поездки в Серпухов несколько фотографий иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Это было настоящее чудо, так как петербургские православные трезвенники безуспешно исходили все храмы города в поисках какой бы то ни было информации об этой иконе. Теперь же нам была дарована возможность молитвы перед этим чудным образом Пресвятой Богородицы. В короткий срок были переизданы известные в дореволюционной России акафисты «Неупиваемой Чаше» и святому мученику Вонифатию, а также молитвословия святым об исцелении от недуга пьянства и сопутствующих ему пороков. В храме Богоявления на Гутуевском острове была написана первая в городе икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», а затем начались регулярные богослужения у этого образа. Мы также обратились в храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала, где до революции был центр православной трезвости всероссийского значения — Александро-Невское общество трезвости. Однако в те годы враг не дремал, внося множество нестроений в работу прихода этого храма. Так что не до трезвости было его клирикам и прихожанам. Но, понимая особую важность для православного Петербурга храма Воскресения Христова, владыка Иоанн направил туда настоятелем своё духовное чадо — иеромонаха (ныне игумена) Пахомия (Трегулова).

Мы глубоко благодарны отцу Пахомию, который 13 февраля 1993 года передал владыке Иоанну прошение от членов клуба трезвости памяти Г.А.Шичко (так прежде назывался Православный клуб «Бодрствование») с просьбой о духовном назидании. Владыка не замедлил с ответом, пригласив меня, как председателя клуба, для собеседования в свой кабинет в здании Духовной Академии уже 17 февраля.

Кто бывал на приёме у владыки в те годы, знает о том, как много людей находилось всегда в приёмной митрополита Иоанна. Причём были там не только и не столько священники, сколько миряне — со своими неотложными, важнейшими для них личными делами. И для всех у правящего архиерея доставало внимания, хотя слово его нередко было по-отечески суровым и нелицеприятным.

В приёмную владыки, которая представилась мне домовой церковью, я входил с большим волнением. Перекрестившись, невольно встал на колени перед образами. Потом огляделся. Слева было помещение помощника владыки — он-то и указал мне на дверь, за которой находился кабинет митрополита. Я не замедлил войти.

Владыка поднялся из-за стола, вышел навстречу и преподал благословение. Потом он предложил мне сесть, сел сам и приготовился слушать. Признаюсь, до этого момента я был словно во сне, а тут приободрился и изложил суть вопроса, стараясь говорить кратко. В общем-то, это был повтор прошения, с которым мы обращались к митрополиту ранее. Однако я счёл своим долгом ещё раз напомнить о волнующих нас проблемах и о том, что в своей работе мы попросту зашли в тупик.

Рассказал о нашем клубе, о его истории и проблемах. О том, что клуб объединял последователей ныне покойного русского учёного Геннадия Андреевича Шичко, который разработал уникальную систему избавления людей от пьянства. Члены клуба трезвенники, и мы считаем для себя необходимым полностью отказаться от употребления спиртных напитков, потому что видим страшное лицо пьянства, грядущую национальную катастрофу, а также огромное число разрушенных уже сегодня человеческих судеб.

Шичко был крещёным, но не воцерковлённым человеком. Однако жизнь он прожил достойно — не зная Священного Писания, делом утверждал слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.14,21). Геннадий Андреевич и своих учеников призывал к таким поступкам. Но, к сожалению, не все его последователи исповедуют безкорыстие: среди «шичковцев» и «шичкующих» немало людей корыстолюбивых, любым путём стремящихся к известности и самоутверждению. Этим они пачкают не только трезвенное движение, но и память Шичко.

В нашем клубе, основанном Геннадием Андреевичем, не забыты его заветы и принципы жизни. Хорошо помним мы и его безкорыстные труды ради соотечественников. В клубе еженедельно собираются люди, желающие трезвого общения, ищущие доброго совета. Ежемесячно проводятся десятидневные курсы по избавлению от пьянства и курения, где главные средства — личный пример трезвости и некурения членов клуба, научные знания, а также ведение дневника по установленной форме.

Геннадий Андреевич умер в ноябре 1986 года, а с ноября 1987 года руководить клубом пришлось мне. В мою задачу, кроме проведения трезвенных занятий, входит и соблюдение традиций клуба, а также обобщение накопленного опыта. Осознав, что трезвость без обращения к вере отцов, к Православию, не даёт ожидаемого успокоения душе человеческой, 17 июля 1988 года я крестился. Следом крестились многие члены клуба, а ранее крещёные стали ходить в храмы, причащаться Тела и Крови Христовой. В то время окормлялись мы в основном в Казанской церкви (Московский проспект, 100) у священника Александра Григорьева, хотя некоторые члены клуба ходили в храмы по месту жительства.

По мере воцерковления мы поняли, что дурные пристрастия многолики. Кроме одурманивающих веществ человека разрушают нездоровые воздействия на органы чувств, а также абсурдизмы — нелепые, зловредные убеждения. В силу этих соображений мы искали более точные средства реализации своих убеждений. Так появился у нас термин «тверезость» — от слова «твердь», небо. Призывая к тверезости, мы исповедуем устремление к преодолению не только пьянства, но и всех нездоровых пристрастий в жизни.

Поведал я владыке и о том, что нас очень тревожит безпрепятственное распространение в городе антихристианских, якобы «оздоровительных», систем жидовствующих, то есть приверженцев человекобожия, когда обожествляют человека и поклоняются ему, как идолу. Такие люди безпардонно лгут о своих «успехах», увлекают людей в экстрасенсорику, применяют различные варианты гипноза и психологического принуждения, то есть склоняют сограждан к демонизму. В частности, в трезвенном движении страны тогда была очень популярна система Порфирия Иванова, основанная на народных приёмах лечебного воздействия холодом. Однако приверженцы этой системы, называющие себя «ивановцами», навязывают молитвы, в которых вместо Господа призывается Порфирий Иванов, практикуют «сухой пост» в субботу и так далее… Мы, православные люди, противодействуем сектантским лжеучениям, хотя и понимаем важность природных лечебных факторов, приносящих облегчение страждущим людям.

Эти и другие сомнения, с которыми нам, к сожалению, не к кому было обратиться, и побудили нас побезпокоить владыку.

— Владыко, благословите нас, ради Христа, на продолжение начатого, то есть на трезвенную работу на основах Православия. Дайте нам верные ориентиры в трудах наших, чтобы избежать гибельных, тупиковых путей, не скатиться в сектантство, что мы, к сожалению, наблюдаем на примерах многих наших друзой по трезвости. Спаси Господи! — примерно так закончил я своё обращение.

Владыка внимательно слушал, иногда останавливал, уточняя некоторые детали. Видя его заинтересованность и открытость, я говорил всё как есть. Иногда даже с излишней ревностью, за что владыка меня порой мягко укорял — дабы я не впадал в уныние от множества встречающихся сложностей, а мужался и показывал в этом пример своим друзьям по трезвенному служению. Потом он дал вразумительные ответы на все поставленные вопросы. Я постарался не только понять, но и записать сказанное владыкой Иоанном. Он благословил клуб на работу на православной основе и призвал: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк.13,37).

Владыка отметил, что слово «трезвость» в последние годы изрядно испачкано непоследовательными действиями властей и разного рода провокациями, а потому благословил нас впредь называться клубом «Бодрствование». В этот момент произошло как бы крестное православное на-именование нашего клуба, поэтому мы и считаем владыку Иоанна крёстным отцом клуба, а также движения «бодрствующих во Христе» православных трезвенников страны.

При определении нового наименования клуба митрополит Иоанн отметил, что не видит ничего плохого и предосудительного в самом понятии «клуб», лишь бы работа велась в православном русле. Владыка подчеркнул, что для православных христиан на первом месте стоит содержание — «елей веры», поэтому православной работой можно заниматься и в клубах, и в обществах, и в братствах, не обращая внимания на то, что враги Церкви стараются опорочить эти формы служения.

— А вы не смущайтесь, работайте по-православному, сказал владыка. Программу деятельности клуба он благословил словами апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5,8). Владыка призвал расширять сферу работы клуба, больше заниматься православным просвещением. Очень сожалел он, что мало сейчас просвещённых православных людей (подчеркнул владыка Иоанн) среди мирян, которые могли бы в понятных словах проповедовать Православие. Обязательно надо готовить таких людей, в том числе и из среды трезвенников, ибо «жатвы много», а «делателей мало».

— Надо бы таковых иметь хотя бы по десять человек на каждого священнослужителя, — уточнял владыка, — а сейчас в епархии наоборот: на десять священников разве что один такой подготовленный мирянин имеется.

Когда я пересказываю эти слова православным людям или священникам, то часто вижу, что они сомневаются: а так ли это? Бог им судья, как и мне, но митрополит Иоанн сказал именно так. Я с ним вполне согласен, ибо «просвещённым православным» никак не назовёшь знатока Священного Писания и преданий Святых Отцов, если своей жизнью он не подтверждает приверженность Православию. Поясню, что речь шла о мужчинах, а это значит, что просвещённый православный из мирян в условиях недостатка священнослужителей очень часто рукополагается в сан.

На вопрос об «ивановцах» владыка ответил, что в основном это временно блуждающие в поисках Христа хорошие люди. Надо за них бороться, убеждать в преимуществах веры отцов — Православия. Поэтому не стоит демонстративно от них отделяться, а надо стараться переводить их действия на православный лад. Так, при обливаниях холодной водой и купаниях в проруби следует творить канонические православные молитвы, и тогда суеверный обряд за ненадобностью отпадёт сам собой.

Владыка пояснил, что «сухой пост», то есть пост без приёма пищи и воды, в течение какого-то времени проводить можно, но в установленные Православной Церковью дни, то есть по средам и пятницам. Желательно на это испросить благословение священника, но ни в коем случае нельзя совершать «сухой пост» в субботу и воскресенье, когда у православных людей праздничные богослужебные дни.

В то же время митрополит Иоанн указал на то, что не следует переубеждать тех, кто упорствует в своих заблуждениях, в том числе и сродников. Он подчеркнул, что не нужно впустую тратить силы и время: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…» (Мф.7,6). Надо помогать тем, кто просит о помощи, кто желает спастись. Тем же, кто упорствует, можно сказать один раз, второй, а потом — отойти, чтобы не вызывать у них грех богохульства. Ибо и на нас ляжет этот грех, так как мы его спровоцировали своими неразумными приставаниями.

Владыка Иоанн благословил официально зарегистрировать в канцелярии епархии программные положения клуба, чтобы у крещёных не было сомнений, что клуб «Бодрствование» имеет церковное благословение. Поскольку предоставленную владыке программу нашей работы потребовалось перепечатать, то зарегистрирована она была спустя неделю после этой встречи, то есть 24 февраля 1993 года, за № 124, со следующим текстом:

«Клуб «Бодрствование» проводит занятия на основах Православия по избавлению от дурных пристрастий:

пьянства, курения, токсикомании и других пристрастий к одурманивающим веществам, разлада нервной системы и органов чувств (пристрастия к зрительным и половым извращениям, обжорства и других расстройств органов чувств), саморазрушительного следования чужой воле, приверженности антиистинам и призывам лжепророков (варианты гипнотических поражений, нарушения связей между родителями и детьми, зомбирования и т.п.)».

Его Высокопреосвященство поручил духовное окормление клуба иеромонаху (ныне игумену) Александру (Фёдорову), настоятелю церкви святой Екатерины в Академии художеств. Мне было удивительно услышать от митрополита Иоанна полные заботы слова о молодом иеромонахе:

— У отца Александра много трудных послушаний. Но лучше него для вас у меня сейчас нет. Он вам поможет, но поберегите его — обращайтесь только тогда, когда это действительно нужно.

Признаюсь, я до сих пор несказанно благодарен владыке за то, что он порекомендовал нам хотя и молодого, но деликатного и доброго пастыря. За немногие встречи отец Александр сумел дать членам клуба такой духовный настрой покаяния, который не оставляет нас и до сих пор. На встречи с батюшкой приходили и молодые, и умудрённые возрастом и житейским опытом люди. Отец Александр давал чёткие и правдивые ответы на все многочисленные вопросы. И был настолько убедителен, что я не знаю членов клуба, которые были на встречах с ним и не пошли путём воцерковления…

Примерно через час, когда разговор наш завершался, я осмелился вновь обратить внимание владыки на приведённую им евангельскую фразу «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». Я спросил владыку Иоанна, применительна ли она к близким сродникам, не желающим трезвиться и посещать храмы Божии? Он подтвердил, что эта мысль в полной мере относится к самым близким сродникам:

— Скажите один раз, скажите второй, но в третий раз не надо, ибо свиньям не нужны жемчуга, они жаждут пищевых отходов, помоев. И если вы настойчиво будете предлагать своим близким людям совершенно чуждые им святыни вместо житейских похотей, то бойтесь, «чтоб они… обратившись, не растерзали вас», — закончил владыка мысль цитатой из Евангелия от Матфея (Мф.7,6).

Заметив моё недоумение, ибо я спрашивал о своих детях, владыка Иоанн задал встречный вопрос: «А что, вам лучше будет, если родная свинья покусает, а не соседская?».

«Обида именно от близких людей, которые, не приемля святынь, живут как бы в свинском состоянии, особенно огорчительна. Хотя понятно, что такие люди до времени попросту не понимают, о чём им пытаются рассказать», — пояснил он.

Владыка чутко уловил, что меня расстроили его слова, и добавил в утешение: «Когда речь идет о близких сродниках или дорогих для вас людях, за которых вы несёте сердечную ответственность, то увещевания можно и должно повторять, но следует предварительно выдержать приличную временную паузу. Если вновь не будет нужного результата, опять терпите, молчите до времени, а потом снова скажите должное. И так до тех пор, пока позволит ваша жизнь».

…Всё когда-то заканчивается, закончился и мой первый визит к владыке Иоанну. Казалось, прошли минуты, на самом же деле — более часа. Я ещё раз попросил прощения за безпокойство. Владыка улыбнулся и благословил меня на всё доброе.

Спаси Господи!

предыдущая    следующая