Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧУДО, ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ В ВЕКАХ

О. Митрофан, склонился на наши просьбы, заметив, с каким глубоким вниманием и интересом мы его слушали. Было видно, что и сам он был глубоко взволнован, найдя в нас благодарных слушателей, которые не из праздного любопытства расспрашивали его, а искренне желали услышать истину о Благодатном Огне. Все же несколько минут постоял он в задумчивости, словно, все еще колеблясь и размышляя, стоит ли продолжать свой рассказ или лучше его прекратить. Пока он так стоял, погрузившись в свои мысли, мы заметили, как вдруг изменился его лик, изможденный аскетическими подвига ми. Лицо его просияло. Вероятно, старца в сию минуту незримо посетила Божественная Благо дать, радостная улыбка заиграла на его лице Чистый взор его глаз внезапно изменился, глаза его заискрились и засверкали. Он посмотрел на нас с большой нежностью и продолжил:

— Как вам сказать, ведь природу Благодатного Огня невозможно определить. Трудно было бы сказать, что Он такое. Он безграничен и неопределим. В прошлом, насколько мне помнится, многие писали о Благодатном Огне. Писал о нем Хризостом Пападопулос в своей «Истории Иерусалимской Церкви». Писал Фемелис по случаю 100-летнего юбилея Храма Живоносного Гроба Господня. Сохранилось его описание службы Великой Субботы, т.е. Доследование Благодатного Огня. Занимался, если мне не изменяет память, Благодатным огнем также Адамандиос Кораис в своей работе «Диалог о Благодатном Огне в Иерусалиме». Большое и достохвальное послание было написано Никифором Феотокисом Михаилу Ларисеону, вопросившему его о Благодатном Огне. В Кодексе за номером 1457 имеется весьма важный, но не изученный трактат «О Благодатном Огне», написанный Неофитом Кавсокаливитом. Писали и другие авторы на эту тему, к сожалению, моя старческая память не сохранила всех их имен.

Мы были поражены знаниями, которыми обладал о. Митрофан относительно Благодатного Огня, но он прервал наше восхищение словами:

— Я не буду приводить вам здесь ни подробностей относительно Благодатного Огня, имеющихся у всех названных авторов, ни того, как каждый из них относился к этому непонятному и необъяснимому явлению. Скажу лишь, что одни из них пытались дать научное объяснение этому явлению, другие же просто описали его как исторический факт. Я же могу вам рассказать о том, чему меня научил мой собственный опыт за долголетний срок моего служения здесь и постараюсь описать вам поподробнее то, что сам сподобился увидеть моими собственными глазами.

Вера моя в Бога была и есть великая. Она меня вознесла на высоту Божией Благодати. Сия Благодать Божия заполнила ужасную пустоту, образовавшуюся во мне, ибо я понял, что из бездн моей внутренней пустоты возникали все мои сомнения, разного рода помыслы и недоумения относительно Благодатного Огня. Разве и теперь мало таких же подобных мне людей, ощущающих в себе эту внутреннюю пустоту, которая мучает их, не давая покоя?

Да, Господь меня сподобил увидеть Благодатный Огонь! И после этого та ужасная пустота, которая годами мучила, подавляла и терзала меня, нарушая мой внутренний мир, вдруг заполнилась. Я ощутил, как все мое существо внезапно было буквально пронизано Божественной стихией Благодатного Огня. После этого мне уже не было более и тени сомнений. Я видел то, чего редко удостаивается видеть человек.

Когда в 1925 году я получил назначение на должность Стража Гроба Господня и оказался, как уже упоминал об этом, под духовным руководством отца Анатолия, тогда невольно задался вопросом: «Что есть Благодатный Огонь?».

Приближалась Пасха. Все предыдущие годы я находился далеко от Гроба Господня, был я скорее зрителем или одним из тех многих тысяч паломников, стекающихся сюда, чтобы помолиться в эти великие Страстные и Пасхальные дни. Но со времени моего назначения Стражем Живоносного Гроба все для меня в корне изменилось. Теперь я не был просто зрителем, наоборот, я самым активным образом участвовал в торжествах Страстной Седмицы, ибо на мне всецело лежала ответственность за порядок проведения службы и за Последование Благодатного Огня.

Должно сказать, что старец мой, о. Анатолий, был очень строг. Он не терпел непослушания и требовал немедленного исполнения всех его распоряжений. Еще более не терпел он колебаний или сомнений. Когда стала приближаться Страстная Неделя, он самым строгим образом сказал мне:

— Слушай внимательно, что я тебе скажу—   и что ты должен будешь делать в Великую Субботу. В этот день появится Благодатный Огонь на Живоносном Гробе Господнем, ибо Он является вечным Его источником. Ровно в 9 часов утра ты возьмешь пять килограмм чистейшего воска, на этом воске предварительно совершалась Божественная Литургия в течение сорока дней. Этот воск предназначен исключительно для Великой Субботы. Ты подготовишь его следующим образом: его следует растопить в одном сосуде, употребляющемся специально для этой цели. Приготовление такого количества воска занимает целых два часа. Необходимо, чтобы ровно к 11 часам закончилось его приготовление, так как им будет опечатан вход в Кувуклию во время Последования Благодатного Огня. А ровно в 10 часов утра в Великую Субботу в Храм Живоносного Гроба Господня войдет Блаженнейший Патриарх.

Он будет идти в сопровождении всего духовенства греческой Патриархии. Впереди шествия будут нести патриаршее Знамя нашего Православия, которое хранится здесь с древнейших времен — со времени образования первой Иерусалимской Церкви. Вслед за знаменем будут нести сверкающие золотом кресты и золотые рипиды с шестикрылыми херувимами. Специальная стража Патриарха будет одета в традиционные весьма красочные костюмы. Они будут держать специальные жезлы в руках, ими они будут ритмично ударять по земле, открывая путь шествию и охраняя Патриарха от возможных инцидентов, которые неизбежно случаются при стечении огромной толпы народа.

Имей в виду, что на тебе лежит теперь вся ответственность за точное соблюдение и исполнение всего сказанного мною. Впервые за столько лет я не буду участвовать в этой церемонии. Ты должен будешь выполнить эту миссию. Отнесись к ней со всей ответственностью. В противном случае, как ты, так и я, доверивший тебе сие служение, должны будем уйти из Патриархии. Будь внимателен, о. Митрофан.

Я уверил старца, что выслушал его с большим вниманием, и что ни одно слово не ускользнуло от меня. Убедившись в искренности моих слов, он продолжил:

— Когда Патриарх придет в Храм Воскресения Христова, он поднимется по ступенькам и пройдет в алтарь, где сядет на Патриаршем троне. Тогда латиняне, армяне, абиссинцы, копты, сирийцы, — все представители инославных вероисповеданий — тоже пройдут в алтарь вслед за Патриархом и приложатся к его руке. Если же они не сделают того, что положено делать по установленному чину того дня, то они будут лишены права получить Благодатный Огонь из рук Блаженнейшего Патриарха. Сам по себе этот факт замечателен для Православия, ибо в нем отражается официальное признание того, что только Православие обладает Истиной, что только оно хранит в целости Апостольское Предание.

Когда-то армяне хотели получить это преимущество. То есть они хотели лишить православных права получать Благодатный Огонь. Они полагали, что можно купить эту привилегию или дать выкуп за сей Дар Божий!

Когда в 1517 году по Р.Х турки захватили Иерусалим, армяне решили, что им представился подходящий момент для выполнения давно задуманного ими плана. Они хотели воровским образом лишить православных их преимущества, заключавшегося в получении Благодатного Огня. С этой целью армяне обратились к турецкому управляющему Святого Града и предложили ему огромное количество золота. Таким вот нечестным образом они думали лишить православных их привилегии и стали требовать от турков запретить православным вход в Храм Гроба Господня в Великую Субботу, чтобы самим получить Благодатный Огонь. Управляющий согласился и удовлетворил их просьбу. Приказ его был строг и не подлежал измене — случай был беспрецедентным и коварным. Трудно передать словами печаль православных, ибо наступила Великая Суббота, а Храм Воскресения Христова был для них закрыт. Патриарх со всем клиром стоял вне Храма возле его входа. Как всегда в эти святые дни в Иерусалим стеклось множество народа, прибывшего со всех концов земли, чтобы принять участие в торжественной службе Великой Субботы и дождаться Благодатного Огня. И вот вместо этого православный народ стоял вне Храма и горько плакал и рыдал, моля Бога явить чудо и скорбя о неслыханной дерзости армян, не допускавших Патриарха внутрь Храма.

Между тем вблизи от Храма Воскресения находился высокий минарет, на который взобрался мусульманский эмир, чтобы понаблюдать сверху самому за тем, что будет происходить около Храма. Борьба между христианами различных исповеданий вызвала в нем любопытство, и он решил проследить сам за тем, что же произойдет между армянами и православными в этот день.

Патриарх, упав на колени, стоял около Храма и держал в руках два пучка из тридцати трех свечей. Слезы градом текли из его глаз, и, обратившись к Богу с горячей молитвой, он произнес: «Господи, Ты зришь сию несправедливость, услышь молитву чад Твоих. Яви славу Твою. Сотвори чудо и не лиши верующий народ Твой Благодатного Огня».

О. Анатолий посмотрел мне в глаза и спросил:

— Думаю, что ты видел Колонну, которая находится слева от входа в Храм. Заметил ли ты, что она треснута и потемнела?

- Да я это заметил, — сказал я. — Более того, заглянув внутрь Колонны, я почувствовал, что из нее исходит тот же знакомый мне дивный аромат, который я ощутил на Голгофе. Там этот аромат исходит из отверстия, где водружен Крест Христов.

— Из этой трещины, продолжал о. Анатолий, вышел Благодатный Огонь и в ту же секунду раздался оглушительный гром, сопровождаемый бурным дыханием ветра.

Многие неверующие, недоумевая, задают вопрос: «Разве может Благодатный Огонь покрывать чернотой те места, к которым он прикасается, как это происходит при горении обычного, естественного огня?»

Но не следует забывать, что Благодатный Огонь по истечении короткого времени после его появления приобретает свойства обычного, естественного огня, а из всякого пламени естественно исходит дым.

— Тогда я спросил Старца: почему же тогда его называют Благодатным?

— Потому что он исходит из Живоносного Гроба Господня, никто его не возжигает. Он появляется силою и действием благодати Духа Святого. Яркий пример сему схождению Благодатного Огня мы видим в день святой Пятидесятницы, когда на учеников Христовых сошел Благодатный Огонь в виде огненных языков.

Так вот, в ту же минуту, когда в глубокой скорби душевной Патриарх произнес слова молитвы к Богу, стоя возле колонны, вдруг раздался оглушительный шум, подул сильный ветер, колонна треснула, и появился Благодатный Огонь в виде светлого облачка, которое остановилось перед Патриархом. Патриарх с великим благоговением и верою поднял свечи, которые держал в руках и возжег их от этого удивительного, сверхъестественного Огня.

— Можешь ли ты себе представить, что тогда началось? Весь православный народ, весь клир церковный со всеми находившимися здесь архиереями стали прославлять Бога громкими голосами, доходившими до небес. Раздался торжественный колокольный звон. Ликовала вся природа, радовалась вся тварь. Ликовали Небо и земля. Все возносило хвалу и благодарение Истинному Богу. Никакими словами невозможно описать невыразимую радость того дня.

С того самого дня явление Благодатного Огня стало исторически признанным фактом. Эмир — мусульманского вероисповедания, наблюдавший с минарета за всем происходящим, сразу уверовал, и сам превратился в горячего последователя Истины Православия. Увидев чудо Благодатного Огня, он громко возопил: «Велия вера христиан. Верую в Воскресшего из мертвых Христа. Поклоняюсь Ему, как Истинному Богу».

Когда он произнес эти слова исповедания веры, он спрыгнул с минарета вниз на землю и упал во двор Храма. И, о чудо! При падении с такой огромной высоты он нисколько не пострадал. Ни единой царапины не оказалось на его теле. Как только мусульмане услышали из уст эмира мужественное исповедание православной веры, тотчас восстали против него. Они его схватили и отрубили ему голову за предательство исламской веры. Магометане не желали иметь у себя предателя их веры. Христиане же, наоборот, с большой любовью взяли тело сего мученика, крестившегося в собственной крови, и погребли его, как верное чадо Православия и как исповедника веры Христовой. Честные мощи его и по сей день хранятся в монастыре Великая Панагия.

— Отче, а что же было с армянами?

— Армяне, потерпев поражение, вышли из Храма с печатью позора на лицах. Бог постыдил врагов истинной и безукоризненной веры Православной. Враги Воскресшего Христа исчезли и рассыпались как дым. Прошло много времени, пока они снова появились в мире, но их коварным планам не было дано осуществиться, лишь позор остался им в наследство от того знаменательного дня, равно как и всем другим поколениям еретиков, претендовавшим на получение Благодатного Огня.

Теперь ты узнал нечто такое, чего ты не знал до сих пор. Послушай же, в чем должно заключаться твое служение, ты должен довести до успешного конца возложенное на тебя по слушание.

Когда представители чуждых нам догматов возьмут у православного Патриарха благословение, тогда он выйдет из алтаря Храма Воскресения, направится в сторону Кувуклии и станет напротив ее входа. Там на особых местах будут сидеть посланцы со всего мира: местные городские власти, представители дипломатических корпусов, офицеры полиции, представители народа.

Между 10 и 11 утра Великой Субботы совершается строгий контроль. Особые, уполномоченные лица входят в Кувуклию Святого Гроба, над которым в виде золотой занавеси висят сорок три золотые лампады, горят они там денно и нощно: тринадцать из них принадлежат православным, тринадцать — католикам, тринадцать — армянам и четыре — коптам.

Эти лампады, как светоносные Небесные Чины осеняют собою Гроб Христа. Внутрь Живоносного Гроба входят только специально Уполномоченные лица для того, чтобы в последнюю минуту, перед тем как войдет туда Патриарх, погасить все сорок три лампады.

В день схождения Благодатного Огня установлен строжайший порядок, который веками здесь неукоснительно соблюдается. В этот день обязательно присутствуют и наблюдают за всем представители других вероисповеданий: католики, армяне и копты, вместе с ними входит в Кувуклию и православный уполномоченный. Их присутствие имеет лишь одну цель — проследить за тем, чтобы не была случайно или же намеренно оставлена зажженной какая-нибудь лампада или какой-то предмет, от которого можно было бы зажечь огонь, а также за тем, не скрылся ли там какой-нибудь человек.

Кувуклия проверяется трижды. Погасив все лампады и свечи, уполномоченные выходят из Кувуклии. Храм Живоносного Гроба Господня погружается в полный мрак. Ровно в 11 часов утра Великой Субботы совершается процедура запечатывания Гроба.

К этому времени воск, на котором предварительно совершалось сорок литургий, должен быть готов, то есть заранее расплавлен для наложения печати на вход в Кувуклию. Затем двумя огромными белыми лентами, скрещенными крестообразно, покрывают двери входа в Кувуклию, концы этих лент развеваются, украшая вход в Кувуклию. На двустворчатые двери со всех четырех сторон накладывается достаточное количество воска, а в том месте, где ленты перекрещиваются, накладывается наибольшая часть воска и вход в Кувуклию запечатывают официальной печатью Патриархии.

Эта процедура напоминает собой безнадежную попытку еврейских первосвященников и фарисеев, пожелавших запечатать Гроб Начальника жизни печатью, чтобы Тело Его не украли ученики. И приступив к Римскому игемону Понтию Пилату, чтобы получить законное разрешение на это, они сказали: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще, будучи в живых сказал: «после трех дней воскресну...» И Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у Гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф. 27, 63 — 66).

После того как запечатают двери Гроба, ровно в 11 часов утра Великой Субботы начинается Крестный ход вокруг Кувуклии. Ее обходят трижды. Торжественный Крестный ход сопровождается пением псалмов, весь Храм оглашается дивными, священными византийскими гимнами. Божественные звуки священных песнопений раздаются по всему Храму. Патриарх со всеми архиереями Иерусалимской Церкви, облаченными в золотые саккосы, трижды обходит Кувуклию в сопровождении всего Священного клира. Впереди процессии идут иподиаконы с подсвечниками, с шестикрылыми рипидами и с крестами в руках. Эта торжественная византийская процессия переносит паломника в иные сферы бытия. На некоторое время все предстоящие и молящиеся здесь люди становятся гражданами Неба. После торжественного крестного хода вокруг Кувуклии, Патриарх становится напротив ее входа, его в это время подвергают самому тщательному осмотру в присутствии уполномоченных представителей инославных вер, официальных лиц и всего верующего народа. Этот контроль делается для того, чтобы устранить любое подозрение на возможность присутствия у него предмета, из которого он мог бы зажечь огонь, войдя в одиночестве в Кувуклию. Ровно в 12 часов дня разрезаются ленты, и снимается печать с входа в Кувуклию и Патриарх в одном лишь подризнике, епитрахили и архиерейском омофоре, входит в Кувуклию.

— Будь внимателен, — сказал мне старец Анатолий, — заранее приготовь и поставь на мраморную плиту Гроба Господня Святую Лампаду в золотой подставке.

«Лампаду? — молниеносно пронеслось в моей голове. — Какая лампада может быть на Гробе Господнем, если Благодатный Огонь нисходит свыше?» Старец Анатолий, заметив мое замешательство, не придал ему никакого значения, и продолжал:

— Кроме этого на Живоносном Гробе должна быть положена Священная Книга, которая

хранится в Ризнице. Ты должен будешь заложить толстой свечкой ту страничку, на которой начинаются молитвы Последования Благодатного Огня.

Услыхав это второе распоряжение старца о «толстой свече», я потерял последний остаток веры, и так едва теплившейся во мне. Черное облако сомнений покрыло всю мою душу.

— Свечу? — спросил я с удивлением, выражая всем своим видом решительное недоумение. — Зачем нужна свеча?

Но тут же услыхал я строгий голос старца, который раздался, словно гром средь ясного неба.

— Где твоя вера? Где твое послушание — эта величайшая добродетель монаха? Где благоговение? Куда все это исчезло? Это дьявол борется с тобою. Это он вложил в тебя помыслы сомнения, а не благоговения. Разве ты не знаешь, что наше Православие утверждается на вере? Разве тебе не ведомо, что вера Православная выдерживает любой контроль, любое Расследование? Смотри, не погуби душу свою. Смотри, Митрофан, не играй с вещами Божественными. Делай все так, как я тебе говорю, с благоговением. Выслушай меня и исполни все мои слова со всеми подробностями. Не выставляй на посмешище народам нашу святую и непорочную веру. Будь внимателен... И встав со стула, он строго спросил: «Есть ли у тебя еще какие-нибудь вопросы ко мне?»

— Нет, — ответил я и, сделав земной поклон старцу, поцеловал его руку.

— Ну, давай, Господь с тобой. Постарайся сделать все наилучшим образом, соблюдая самый строгий порядок, делай все так, как я тебе говорил. И он ушел.

предыдущая    следующая