Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЗАГАДКА ОЗЕРА СВЕТЛОЯР

Согласно легенде, он был построен в приволжских лесах накануне нашествия орды и таинственно исчез, когда Бату-хан подошёл к его стенам. Таинственный град Китеж… Художник Васнецов, поэты Майков и Клюев, композиторы Римский-Корсаков и Василенко обращались к теме загадочного города. Короленко, Пришвин, Мельников-Печерский писали о нём.

Летом 1890 года Владимир Галактионович Короленко побывал на речках Ветлуге и Керженце и на озере Светлояр вблизи города Семёнова под Нижним Новгородом. С этим озером и связана легенда о «невидимом граде Китеже». В путевом очерке «В пустынных местах» Короленко писал о том, что среди окрестного населения во многих списках распространён «Летописец», где рассказана следующая история. Великий князь Георгий Всеволодович, спустившись по Волге из Ярославля, построил город Малый Китеж на берегу Волги, известный затем как Городец… Затем князь, облюбовав «место зело прекрасно и многолюдно, по умолению жителей» решил воздвигнуть здесь город Китеж Великий… Князь украсил город, застроил церквами, монастырями, боярскими палатами. Затем окружил рвом и поднял стены с бойницами. Закончив дело, он вернулся к себе на Волгу. Тем временем над Русью нависли тучи, надвигалось нашествие орды. Двинулся поганый Батый; как тёмные тучи по небу, шли по Святой Руси злые ордынцы и подошли к Китежу меньшому (Городцу). Великий князь вышел с дружиною навстречу и «много дрался с Батыем», но не совладал. Ордынцы убили его брата, а сам князь отступил в леса и, перейдя реки, исчез в недавно построенном своём городе Великом Китеже. Батый потерял след великого князя и стал «примучивать» пленных, добиваясь от них сведений. Один из этих пленных, Кутерьма, «не могший мук стерпети», показал Батыю лесные проходы к Светлояру, и ордынцы взяли в осаду город Китеж. Что было потом, в «Летописце» говорится туманно. Известно только, что князь успел спрятать в озере святые сосуды и церковные реликвии, а вскоре погиб в бою. Место же волею Божией стало невидимым, его покрыли вода и лес.

Имеет ли эта легенда историческую основу? Есть ли в ней рациональное зерно? Чтобы выяснить основные исторические предпосылки возникновения легенды, решили направить экспедицию на озеро Светлояр. Была создана специальная комиссия, в состав которой во­шли учёные различных отраслей знаний, специалисты-подводники и литераторы. Комиссию возглавил кандидат исторических наук доцент МГУ Сахаров. Он заявил: «Если нам посчастливится найти Китеж на дне озера — город, законсервированный самой природой на 700 лет, который сохранил все черты и детали той эпохи, — то трудно даже представить себе, какое это значение имело бы для науки. Если же нас постигнет неудача, мы наконец узнаем, что такое «легенда о граде Китеже» — удивительная сказка или дошедшая до нас через столетия достоверная история. Наука, а вместе с ней и широкая общественность смогли бы наконец получить ответ на эту извечную загадку».

В октябре 1968 года экспедиция прибыла на Светлояр. С помощью звукового геолокатора тщательно обследовали дно. В северной части озера был выявлен участок, отличающийся от остальных. Здесь пробурили несколько скважин. Под 8-метровым слоем ила взяли пробы. В придонном слое были обнаружены остатки древесины. Ознакомившись с доставленными в Москву образцами, учёные удивились: ведь древесина под толстым слоем ила — явление необычное, уникальное, научный парадокс. Геологи никаких пояснений не дали. Археологи констатировали, что находка представляет исключительный интерес. Пришлось призвать на помощь криминалистов. Вот выдержки из документа, который они подготовили:

«18 ноября 1970 года на исследование поступили кусочки древесины. На разрешение экспертизы поставлен вопрос: нет ли на представленных кусочках следов рубки, пилки, затёсов и т.п.… Поверхность всех кусочков грязно-серого цвета, местами разволокнена, на некоторых участках имеются наслоения вещества, похожего на песок. На некоторых кусочках имеются участки со сглаженными поверхностями. С целью установления механизма образования сглаженных поверхностей был отобран один кусочек с наиболее обширным участком сглаженности… При его исследовании под микроскопом… просматриваются параллельно расположенные бороздки и валики. Гребешки валиков по высоте имеют различный уровень и переменный шаг чередования. Описанный микрорельеф плоскости характерен при образовании разреза, где валики образуют выемки, а бороздки — выступы режущей кромки (лезвия) орудия.

...Проведённым исследованием установлено, что отдельные участки представленных кусочков древесины имеют следы, соответствующие образующимся при воздействии режущих орудий, что даёт основание для определённого категорического вывода: на отдельных кусочках древесины имеются следы режущих орудий».

Таким образом доказано, что из-под 19-метрового слоя воды и восьмиметровой толщи ила озера Светлояр добыты кусочки древесины с очевидными следами деятельности человека.

Ещё не настало время говорить о том, что град Китеж найден. Тайна озера Светлояр ждёт новых исследователей. Быть может, ими станете вы, наши юные читатели?

ТЕКСТЫ «ПОГАСШИЕ» И ЗРИМЫЕ

Криминалистика — это наука о способах и методах раскрытия преступлений. Но в её активе также прочитанные тексты и рукописи, установление их принадлежности перу того или иного автора, картины мастеров прошлого, не подписанные ими, достоверность которых теперь не вызывает сомнений. Вот несколько примеров.

Криминалистами была восстановлена партитура одного из произведений П.И.Чайковского, которое считалось безвозвратно утраченным. Свои «Вариации на тему рококо», переложенные им для виолончели, композитор посвятил московскому виртуозу Фитценхагену, передав ему и нотную рукопись, и право на исполнение произведения. Но профессор консерватории В.Ф.Фитценхаген в угоду публике «исправлял», «совершенствовал» «Вариации…», придавал музыкальным фразам, как он полагал, бо´льшую эффектность и яркость. Не только отдельные такты — даже целые строки он уничтожил, написав на их месте свои.

Фитценхаген капал сургучом на строки партитуры Чайковского и сверху наклеивал полоски нотных знаков. В таком состоянии рукопись вернулась к Петру Ильичу, и это очень огорчило его. Но Чайковский ничего не мог исправить — черновиков «Вариаций…» не сохранилось. Так и вышли в свет искажённые вариации. Затем партитура хранилась у А.А.Брондукова — одного из учеников Чайковкого, от него в 1930 году попала к музыканту, профессору В.Л.Кубацкому. Последний, узнав о «хирургических» упражнениях горе-коллеги, много лет осторожно освобождал подлинник от переработок Фитценхагена. Наконец кропотливый труд был завершён. Прозвучала безсмертная музыка Чайковского. Но среди музыковедов возникли разногласия. И тогда Кубацкий обратился в Научно-исследовательский институт криминалистики.

Более 300 фотоснимков сделали эксперты. В сообщении о сотрудничестве музыканта-реставратора и опытного эксперта-криминалиста отмечалось, что были использованы новейшие достижения техники: лучи ультрафиолетовые, инфракрасные… Под чудодейственным светом восстанавливались уничтоженные Фитценхагеном нотные знаки, появлялось то, чего не мог увидеть глаз человека. День за днём возрождалась партитура Чайковского, подтверждая, что долгие годы труда Виктор Кубацкий потратил не напрасно. В академическом издании произведений П.И.Чайковского «Вариации на тему рококо» представлены так, как были написаны композитором.

По книге Ивана ЛОГВИНЕНКО «Разгаданные тайны»

предыдущая    следующая