Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Многих молодых мам волнует вопрос: когда начинать учить ребёнка тем или иным жизненным навыкам? И надо ли учить?
Возьмём простой пример. Как научить ребёнка убирать за собой игрушки, затем заправлять кровать, убирать со стола, а позже — прибирать своё рабочее место, помогать в уборке по дому?
В обучающей литературе для молодых мам говорится, что начинать приучать к порядку ребёнка можно с двух лет. Причём весь процесс заключается в том, что собирает игрушки мама, что она и делала все эти два года, а ребёнок слегка помогает. То есть начинает работать система «делай, как я», и в итоге ребёнок вовлекается в уборку всё больше и больше. Очень правильная система, но один момент заставляет насторожиться: как ребёнок воспримет, что в полтора года ему ещё разрешали бросать вещи как попало, а в два у него вдруг появляются обязанности? Именно в этом вопросе заключается причина того, что система эта работает не очень хорошо: многие мамы как убирали всё сами, так и убирают. Ответ на приведённое выше недоумение в том, что решение его должно исходить не от родителя, а от ребёнка. Как так? Да дело в том, что в случае с наведением порядка пресловутый момент чаще упускается, чем опережается. Замечали ли вы, что примерно в годик у ребёнка появляется неуёмная тяга вкладывать маленькие штучки в большие? Матрёшки, коробочки, да что там — вся домашняя посуда берётся в оборот. И маме остаётся только поощрить этот интерес и немного его направить: в какой-то момент приостановить безконечный цикл рассыпания и собирания и сказать: «Какой ты молодец: всё собрал! Какой у нас порядок в комнате! Теперь можно идти кушать (спать, гулять)».
Но уж если вы решили следить за чистотой, не уходите кушать, спать или гулять, не прибрав в детской комнате вместе с ребёнком, если он не справляется сам. Иначе всё безполезно.
Матрёшка была любимой игрушкой моего сына на втором году жизни в течение полугода, если не больше. Кроме того, за это время мы вдоволь натренировались раскладывать по трём разным коробкам мячики, машинки и игрушечных зверей — а это уже, к слову, развитие математического мышления на материале множеств.
К полутора годам сын помогал мне развешивать выстиранное бельё и с великим удовольствием выбрасывал мусор в ведро, и никогда ему не приходило в голову разбросать содержимое ведра по квартире, забросить куда-нибудь бельё или ещё что учинить. Ибо зачем? Он же знает, как этим нужно пользоваться!
К двум годам, когда якобы надо только начинать приучать его к порядку, у ребёнка уже вырабатывается условный рефлекс, и он даже может проявить творчество и вкус в этом, казалось бы, скучном деле: «Мама, давай это поставим сюда, так красивее».
К совсем уже сознательному и кризисному возрасту трёх лет, когда ребёнок уже не помещается поперёк лавки и воспитывать поздно, как давным-давно поняли наши предки, когда ребёнок мог бы вдруг отказаться наводить порядок, — он этого не делает. Ему просто не приходит в голову, что можно взбрыкнуть, отказаться, ибо привычка — вторая натура, как говорили древние римляне, особенно если эта привычка выросла на благодатной почве собственного интереса, а не была навязана. Как-то одна опаздывающая куда-то мама донельзя удивила своего трёхлетнего ребёнка фразой: «Да ладно, пускай валяется, потом уберём». Но вовремя опомнилась и дала малышу сделать всё как полагается. Дети ведь как известный герой фильма «Человек дождя»: если привыкли, то «сначала кленовый сироп, потом блинчики» — и никак иначе.
Сейчас я вижу, как теперь уже наша младшая дочка проходит самую первую стадию освоения порядка: безконечно вкладывает, складывает, перекладывает, собирает игрушки, пока мама не прервёт цикл. Её приводит в восторг, что мама может её о чём-то попросить: положить игрушку в коробку, поставить вещь на её место, что-то подать — а она может это понять и сделать! Это же так здорово! Исполнение пятой заповеди — почитания родителей — естественно присуще ребёнку, и задача родителей сложна и проста одновременно: не отвратить его от этого.
Как её выполнить, эту задачу? Думается, логичнее всего обратить свой пристальный и критичный взор не на ребёнка, а на себя самого, на воспитание собственной души и превращение своих пороков в добродетели. Пока мы заняты этим важнейшим из дел, наши дети растут гораздо спокойнее, развиваются гармоничнее и чувствуют себя счастливее, чем когда мы играем с ними в воспитателей и воспитуемых.
И ещё один очень важный момент. Например, если нас волнует, с какого возраста нужно начинать с ребёнком рисовать, это свидетельствует об одном: сами мы рисовать не хотим. Если мы безпокоимся: поскорей бы научить ребенка читать, — значит, нам лень читать ему вслух по вечерам, но ведь именно совместное чтение с родителями прививает ребёнку любовь к книге. Если мы спрашиваем, когда нужно начинать с ребёнком молиться, — значит, мы сами молимся мало и плохо и нам нужно указание сверху: «Начинай молиться через два месяца! А пока можешь отдохнуть». Если нас интересует, в каком возрасте нужно начинать вести с ребёнком духовные беседы и рассказывать о Боге, это значит, что наш ребёнок нас ещё об этом не спросил. А не спросил он по одной из двух причин: либо он ещё слишком мал и этот вопрос не созрел в его голове, но обязательно созреет, либо мы ведём духовную жизнь такого качества, что ему и в голову не приходит что-то такое у нас спросить.
Итак, воспитание детей, на мой взгляд, состоит из двух моментов: воспитывать самого себя и, с любовью наблюдая за ребёнком, ловить момент. Момент появления потребности, на которую можно и нужно ответить со всем старанием.
Маргарита КОВАЛЕНКО