Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЛЕКАРСТВО ПРОЗЯБШЕГО ПУТНИКА

Помните пушкинские строчки из «Евгения Онегина»:

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал…

Действительно, одной из самых ярких черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром, который был своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили.

Устройства, подобные самовару, были известны ещё в глубокой древности. Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскалённый камень, вода закипала. В Европе стали появляться похожие устройства с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало. Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе, впервые появилась в России в период правления Петра I. Своим появлением самовар обязан чаю, который в Россию был завезён в XVII веке из Азии и применялся поначалу как лекарство среди знати. Со временем чай стал конкурентом сбитня — любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с мёдом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделённую на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай. Сбитенник и самовар-кухня и были предшественниками самовара. Кто его изобрёл, неизвестно. Известно лишь, что, отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник Иван Демидов захватил с собой и искусных рабочих, и медных дел мастеров. Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, и доподлинно известно, что к концу XVIII века принципы работы и само устройство самовара сформировались окончательно, причём до сих пор остаются неизменными.

Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве, но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших более 150 фасонов «чайных машин». Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.

Внешне первые самовары всё же несколько отличались от современных. В то время они предназначались в основном для использования в походных условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съёмные ножки. Наиболее распространённый объём самовара был 3—8 литров, хотя выпускались и более объёмные, для большого количества людей, — 12—15 литров. В связи с тем что на большей части территории России климат довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. Всё это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа, даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость. Между прочим, стоимость самовара определялась в зависимости от его веса, то есть чем тяжелее был самовар, тем он стоил дороже. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей.

Изготовление самовара — процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год, за исключением лета, когда работы велись на полях. Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни.

Непросто было овладеть ремеслом самоварщика. Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н.Абросимов: «Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определённого размера латунь, затем её свёртывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приёмов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер. Немало пота пролито и безсонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезёшь сдавать в Тулу фабриканту — иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжёлая, но полюбил я её, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку».

Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в том виде, каким мы его знаем. На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей — по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни безсознательно для нас самих огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шёпоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, весёлый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».

Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отражённая в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы — Пушкина и Гоголя, Блока и Горького. Самовар — это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, тёплый и сердечный покой. Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь с её звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе. Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Так что нелепый поступок А.Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром». О самоваре складывались пословицы: «Самовар кипит — уходить не велит»; «Где есть чай, там и под елью рай», — пели песни, ему посвящали стихи. А газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год о самоваре писала так: «Самовар — друг семейного очага, лекарство прозябшего путника…»

Он во главе стола — большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове пыхтит с заваркой чайник,
Внутри — воды кипящая река.

Случайно не задень его руками:
В его стальной утробе — жгучий жар!
Гостей приветит чаем с пирогами
Семьи поилец — русский самовар.

Олег КАРЕЛИН

предыдущая    следующая