Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СВЯТЫЕ АНГЕЛЫ ИЛИ «АНГЕЛОЧКИ»?

О чужебесии в церковном искусстве и использовании священных изображений для рекламных целей…

Хочется спросить людей, конструирующих свои мысли при посредстве русского языка: нормально ли для человека именовать существа, безмерно превосходящие его святостью, разумом и силой, словами с определённо выраженным уменьшительно-ласкательным значением? Законно ли в нашем языке присутствие слова, а наипаче выражаемого им «понятия», «ангелочек»? В церковнославянском языке, естественно, ни такого, ни даже близкого ему по значению слова нет. В русском языке оно появилось из потребности отразить реалии чуждой Православию западной культуры, а именно живописные и скульптурные изображения якобы Ангелов Божиих, которые были скопированы с языческих «амуров» художниками и скульпторами так называемого Возрождения. То была агрессия для христианского сознания Европы, однако она быстро привилась под высоким покровительством папского двора. В России же указанная традиция стала скорее частью субкультуры, не совершив переворота в религиозном сознании, а только слегка его подточив. Тучные младенцы с крылышками не прижились в нашей иконографии и остались в виде «амурчиков» светских салонов XVIII — начала XIX века.

Однако через двести лет после своего культурно-религиозного поражения в России «амурчики» через двуногих носителей своей эстетики стремятся взять реванш над русским религиозным сознанием. Мы имеем в виду с каждым годом умножающиеся в количестве и широте выбора поделки якобы религиозного предназначения некоторых художников и ремесленников. Ладно бы они продавались в сувенирных лавках и разных светских магазинах. Однако указанный товар предлагается в храмах Божиих, он развозится оптом по епархиям Русской Православной Церкви. Это пресловутые «ангелочки» в виде упитанных младенцев или каких-то гермафродитов с крылышками, это изображения святых в печатной продукции, скорее похожей на комиксы, это чайные ложечки с изображением Пресвятой Богородицы или Ангелов, это браслеты с изображениями Господа или святых.

Весь этот псевдорелигиозный хлам засоряет наше сознание, незаметно подтачивает страх Божий и благоговение к святыне. Будет ли ребёнок, с младых ногтей окружённый игрушками-«ангелочками», священными лицами, изображёнными наподобие комиксов, поедающий кашу серебряной ложкой с изображением Богоматери, иметь здравые религиозные понятия? Это весьма сомнительно. Скорее всего, в него будут заложены семена дерзости, готовые дать плоды богоборчества. Когда пытаешься вразумить торговцев, объяснить, что они способствуют разрушению церковной традиции и сеют соблазн, последние всегда выставляют «железный» аргумент: «Людям это нравится, люди это берут». Я, конечно, не беру. Но ведь речь идёт не об огурцах или помидорах, которые действительно могут нравиться или нет. Речь о предметах религиозного почитания. Через эти, как некоторым представляется, «мелочи» либерально-демократические ценности вламываются в Церковь, неся в неё дух революции. Хотят властвовать над умами, вытесняя законную в Церкви Христовой власть Святого Духа. Когда человеческим пристрастиям, а наипаче стихии свободного рынка, приписывается в Церкви какой-то авторитет (покупают — значит, хорошо), нам угрожает серьёзная опасность.

Однако вернёмся к Ангелам. Прп.Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет: «Они сильны и готовы к исполнению Божественной воли, и вследствие быстроты, присущей их природе, тотчас повсюду оказываются, где бы ни повелело Божественное мановение; и оберегают области земли; и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом; и распоряжаются нашими делами и помогают нам. Вообще же, и по Божественной воле… они выше нас и всегда находятся около Бога».

О должном отношении человека к Ангелу Божию выразительно сказано в Книге Судей, где повествуется о подвиге Гедеона: «…Ангел Господень скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! Потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу…» (Суд.6,21—23). Будет ли ребёнок, воспитанный в окружении «ангелочков», так относиться к Ангелу Божию? Он будет ждать льстивой улыбки, а не грозного обличения своих грехов, и, скорее всего, примет служителя сатаны за «Ангела светла».

Православная иконографическая традиция изображает Ангелов Божиих не в виде упитанных младенцев и не в виде гермафродитов, а в виде юношей, ополчившихся на брань, в виде могущественных воинов Небесного Царя. Они преисполнены мужества, а не расслабленности; они решительны и молниеносны. Вот описание Архистратига Господня из Книги Иисуса Навина: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч. Иисус подошёл к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю…» (Нав.5,13—14).

Кто жаждет уничижения Божиих Ангелов среди людей; кому доставляет удовольствие презрение к святыне? Разумеется, это бесы, в своё время поверженные на землю Архистратигом Михаилом и всем воинством Божиим. Именно бесы, по словам Отцов, научили людей всякой ереси, всякому богохульству. Именно они так ругаются над своими давними врагами, побуждая людей изображать их в виде упитанных младенцев или гермафродитов с крылышками.

Не случайна связь всё более бытующих среди нас этих богохульных изображений и с языческими амурами, которым приписывалось возбуждение в людях похоти. Царь и пророк Давид сказал: «Все боги язычников — бесы», следовательно, и те самые амуры — их же породы. Через смешение понятий добра и зла достигается бесами двойная выгода: они прячутся за имя «ангелов», выдавая зло за добро; они порочат Ангелов, «переодевая» их в свою собственную наружность. Дешёвые, а уж тем более дорогие, поделки «ангелочков» выполняют ту же задачу, что в языческой древности изображения амуров, т.е. возбуждают похоть. Подобные изображения, вероятно, нравятся так называемым педофилам (упитанные младенцы) и гомосексуалистам (гермафродиты).

Свт.Василий Великий, а следом за ним Отцы VII Вселенского собора, пишет: «Честь, воздаваемая образу, переходит на первообразное». Кого же почитают приверженцы амурной эстетики, о ком воздыхают, какова при этом степень разгорячения их крови? Кому они, наконец, молятся?.. Из приведённого правила ясно, что и безчестие, воздаваемое образу, переходит на первообразное. Ясно, что неблагоговейное, пренебрежительное отношение к истинным образам горнего мiра сродни богохульству. Это новая форма иконоборчества. В древности священные изображения преследовались и уничтожались. А теперь они обезцениваются через свою доступность. Цель же иконоборцев достигается едва ли не с большим успехом. Она все та же — безчестие первообразов. Если обрывок церковного календаря или какой-нибудь афиши, оповещающей о церковном мероприятии, с изображением, например, Богоматери, попирается в толпе ногами — это безчестие первообраза. И плохо, если мы относимся к этому как к норме.

Вероятно, пришло время вводить церковную художественную цензуру — дабы: остановить всё нарастающий поток чужебесия в церковном искусстве; сократить неоправданно частое присутствие священных изображений для рекламных целей. Притом хорошо бы такой структуре иметь государственную поддержку, чтобы иметь влияние на выпуск печатной и прочей продукции, использующей священные изображения, — чтобы постепенно сокращалось количество храмов, тем более икон на таре, которая после употребления продукта выбрасывается в мусорные контейнеры. Ведь таким образом происходит поругание святыни, а следовательно, и оскорбление религиозных чувств православных христиан.

Иерей Сергий КАРАМЫШЕВ

предыдущая    следующая