![]()
Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Касательно наружного вида и лица Иисуса Христа
Священное Писание упоминает только о Его одежде. Хитон Его, или нижняя одежда,
был не шитый, а весь тканый сверху донизу. По преданию, хитон этот — рукоделие
Божией Матери. Изображение лица или определённого верного образа Иисуса Христа в
древней Церкви, кажется, не было, может быть из опасения обвинения в
идолопоклонстве как со стороны язычников, так и от иудеев. В древней Церкви
преимущественно употреблялись символические изображения Христа и Его Церкви и
общества верующих. Сюда относятся: чаша, дверь, крест, якорь, агнец, виноградная
лоза, корабль, голубь, рыбы, пастырь и овцы и другие. Из преданий об образе
Спасителя первое и главное место занимает предание о Нерукотворном Образе
Спасителя, который получил от Самого Господа владелец Эдесский Авгарь. Сказание
о сём образе изложено подробно у Иоанна Дамаскина в Слове об иконах и в его
«Точном изложении веры». По сказанию одного из очевидцев, видевшего этот Образ в
Генуе, куда он в
XIV веке был перенесён из Константинополя, «образ этот
имеет величественный и чудный вид; на нём отражается Божественное величие и
слава, так что взирающий на него очаровывается и благоговеет перед ним. С
средины довольно большого чела спускаются по обеим сторонам направо и налево
тёмно-русые и почти чёрные, не слишком густые, но довольно длинные и несколько
курчавые на оконечностях волосы; борода чёрная, но небольшая; брови также
чёрные, но не совсем круглые; глаза живо блестящие и проницательные, как бы
испускающие светлые лучи из себя, так что думаешь, что они смотрят на тебя со
всех сторон каким-то приятным и нежным взором. Нос прямой и правильный; усы едва
покрывают верхнюю губу, так что прекрасно очерченные и приятные уста виднеются
безпрепятственно. Колорит лица черноватый и смуглый, так что трудно узнать
настоящий цвет его, особенно на челе, на носу, между глазами и на щеках; но, с
другой стороны, легко видишь, что образ имеет что-то сверхъестественное, чему
человеческое искусство подражать не может, и многие известные художники
признавались, что нет никакой возможности нашими красками передать цвет святого
образа сколько-нибудь сходно с оригиналом» (Труды Киевской Духовной Академии
1866 г.). Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа
нашего Иисуса Христа, иначе убруса, празднуется Святой Церковью 16 августа.
Кроме
сего Нерукотворенного Образа, посланного Господом к Авгарю, был другой древний
образ, известный под именем нерукотворенного образа Вероники. Предание о сем
образе говорит следующее: когда вели Господа на Голгофу на крестные страдания и
кровавый пот лил с лица Его на землю, одна из множества со слезами
сопровождавших Его женщин, проникнутая скорбью сострадания, снявши с головы
своей платок, поднесла его Господу, чтобы он вытирал им кровавый пот с лица
Своего. В благодарность за сие Господь отпечатлел на платке этом черты лица
Своего, изнурённого болезнью и страданиями, и подал ей на память, как залог
любви и благодарности. И таким образом это был другой нерукотворенный образ
Христа, на котором Господь изображён в терновом венце. Предание и о сем образе
восходит к древнейшим временам. Также из очень древних преданий сохранилось
сказание о статуе Спасителя, поставленной в Кесарии Филипповой, упоминаемой в
Евангелии, женою кровоточивою в благодарность за своё исцеление. Статуя эта
представляет собой медное изваяние женщины с преклонёнными коленами и с
простёртыми вперёд руками, представляющей подобие молящейся; против неё из того
же металла фигура мужчины, красиво облечённого в двойную мантию и простирающего
руку к женщине; тут же представляется растущая трава. Св.Евсевий видел эту
статую в бытность свою в Кесарии Филипповой (Церковная История. Кн.VII,
гл.18). В древней Церкви были и другие изображения Спасителя: таков образ,
писанный евангелистом Лукою, о котором в
IX веке упоминает ученик Феодора
Студита, монах Михаил, и другие. И так на основании преданий о нерукотворенном
образе Спасителя, или на основании незримого образа Христа, какой рисуется пред
нами на вдохновенных страницах Евангелия, или по чувству только христианского
благочестия, издавна, с самых первых веков христианства, образовался в
Христианской Церкви такой тип, такой образ Христа, который чувствуется
соответствующим или близким к первообразу. Тип этот проходил через все века; он
вдохновлял художников; он является на памятниках всего Византийского
художественного периода.
† † †
Представления,
сообщаемые нам о лице Господа Иисуса Христа Его учениками, также возвышенны и
величественны. Из них явствует, что Он владел величайшим спокойствием,
безпримерною ясностью ума, сдержанным благоразумием, соединённым с живым,
глубоким энтузиазмом. Он не отличался ни порывистым, живым, пламенным характером
Исайи и Иезекииля, ни сильной, по временам могучей энергией законодателя Моисея,
— нет, всё Его существо дышит неизменным спокойствием и миром; пылающий и
пожирающий огнь древних пророков заменяется в Нём лёгким дуновением, тихим
веянием духа в непрерывное посвящение Своей души Богу. В духовной атмосфере, до
которой поднимаются в известной степени только немногие из нас и только на
некоторое время, постоянно Он ходил как в Своей собственной жизненной стихии.
Подобно солнцу на ясном небе, Он шествует, тихий и безмятежный, верным,
положенным путём, никогда не отступая от него и всюду разливая животворный свет
и жизнь. Сам о Себе Господь наш Иисус Христос засвидетельствовал: «Я Царь; Я
на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий,
кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин.18,37).
Библейская энциклопедия.
Изд.
Свято-Троице-Сергиевой Лавры 1990 г., по трудам и изданию архимандрита
Никифора, 1891 г.