Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КАК ВЫГЛЯДЕЛ ИИСУС ХРИСТОС

Касательно наружного вида и лица Иисуса Христа Священное Писание упоминает только о Его одежде. Хитон Его, или нижняя одежда, был не шитый, а весь тканый сверху донизу. По преданию, хитон этот — рукоделие Божией Матери. Изображение лица или определённого верного образа Иисуса Христа в древней Церкви, кажется, не было, может быть из опасения обвинения в идолопоклонстве как со стороны язычников, так и от иудеев. В древней Церкви преимущественно употреблялись символические изображения Христа и Его Церкви и общества верующих. Сюда относятся: чаша, дверь, крест, якорь, агнец, виноградная лоза, корабль, голубь, рыбы, пастырь и овцы и другие. Из преданий об образе Спасителя первое и главное место занимает предание о Нерукотворном Образе Спасителя, который получил от Самого Господа владелец Эдесский Авгарь. Сказание о сём образе изложено подробно у Иоанна Дамаскина в Слове об иконах и в его «Точном изложении веры». По сказанию одного из очевидцев, видевшего этот Образ в Генуе, куда он в XIV веке был перенесён из Константинополя, «образ этот имеет величественный и чудный вид; на нём отражается Божественное величие и слава, так что взирающий на него очаровывается и благоговеет перед ним. С средины довольно большого чела спускаются по обеим сторонам направо и налево тёмно-русые и почти чёрные, не слишком густые, но довольно длинные и несколько курчавые на оконечностях волосы; борода чёрная, но небольшая; брови также чёрные, но не совсем круглые; глаза живо блестящие и проницательные, как бы испускающие светлые лучи из себя, так что думаешь, что они смотрят на тебя со всех сторон каким-то приятным и нежным взором. Нос прямой и правильный; усы едва покрывают верхнюю губу, так что прекрасно очерченные и приятные уста виднеются безпрепятственно. Колорит лица черноватый и смуглый, так что трудно узнать настоящий цвет его, особенно на челе, на носу, между глазами и на щеках; но, с другой стороны, легко видишь, что образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство подражать не может, и многие известные художники признавались, что нет никакой возможности нашими красками передать цвет святого образа сколько-нибудь сходно с оригиналом» (Труды Киевской Духовной Академии 1866 г.). Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, иначе убруса, празднуется Святой Церковью 16 августа.

Кроме сего Нерукотворенного Образа, посланного Господом к Авгарю, был другой древний образ, известный под именем нерукотворенного образа Вероники. Предание о сем образе говорит следующее: когда вели Господа на Голгофу на крестные страдания и кровавый пот лил с лица Его на землю, одна из множества со слезами сопровождавших Его женщин, проникнутая скорбью сострадания, снявши с головы своей платок, поднесла его Господу, чтобы он вытирал им кровавый пот с лица Своего. В благодарность за сие Господь отпечатлел на платке этом черты лица Своего, изнурённого болезнью и страданиями, и подал ей на память, как залог любви и благодарности. И таким образом это был другой нерукотворенный образ Христа, на котором Господь изображён в терновом венце. Предание и о сем образе восходит к древнейшим временам. Также из очень древних преданий сохранилось сказание о статуе Спасителя, поставленной в Кесарии Филипповой, упоминаемой в Евангелии, женою кровоточивою в благодарность за своё исцеление. Статуя эта представляет собой медное изваяние женщины с преклонёнными коленами и с простёртыми вперёд руками, представляющей подобие молящейся; против неё из того же металла фигура мужчины, красиво облечённого в двойную мантию и простирающего руку к женщине; тут же представляется растущая трава. Св.Евсевий видел эту статую в бытность свою в Кесарии Филипповой (Церковная История. Кн.VII, гл.18). В древней Церкви были и другие изображения Спасителя: таков образ, писанный евангелистом Лукою, о котором в IX веке упоминает ученик Феодора Студита, монах Михаил, и другие. И так на основании преданий о нерукотворенном образе Спасителя, или на основании незримого образа Христа, какой рисуется пред нами на вдохновенных страницах Евангелия, или по чувству только христианского благочестия, издавна, с самых первых веков христианства, образовался в Христианской Церкви такой тип, такой образ Христа, который чувствуется соответствующим или близким к первообразу. Тип этот проходил через все века; он вдохновлял художников; он является на памятниках всего Византийского художественного периода.

 † † †

Представления, сообщаемые нам о лице Господа Иисуса Христа Его учениками, также возвышенны и величественны. Из них явствует, что Он владел величайшим спокойствием, безпримерною ясностью ума, сдержанным благоразумием, соединённым с живым, глубоким энтузиазмом. Он не отличался ни порывистым, живым, пламенным характером Исайи и Иезекииля, ни сильной, по временам могучей энергией законодателя Моисея, — нет, всё Его существо дышит неизменным спокойствием и миром; пылающий и пожирающий огнь древних пророков заменяется в Нём лёгким дуновением, тихим веянием духа в непрерывное посвящение Своей души Богу. В духовной атмосфере, до которой поднимаются в известной степени только немногие из нас и только на некоторое время, постоянно Он ходил как в Своей собственной жизненной стихии. Подобно солнцу на ясном небе, Он шествует, тихий и безмятежный, верным, положенным путём, никогда не отступая от него и всюду разливая животворный свет и жизнь. Сам о Себе Господь наш Иисус Христос засвидетельствовал: «Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин.18,37).

Библейская энциклопедия.
Изд. Свято-Троице-Сергиевой  Лавры 1990 г., по трудам и изданию архимандрита Никифора, 1891 г.

предыдущая    следующая