Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

МИР НЕ БЕЗ ДОБРЫХ ЗВЕРЕЙ

Человек сначала жил с Богом в раю и ничего не боялся. Он знал все растения и всех животных. Звери, птицы и рыбы были его друзьями. Но однажды человек не послушался Бога и нарушил заповедь Его (Быт.3), и рая на земле не стало. Человек и все животные, птицы и рыбы стали несчастными. Многие животные враждуют с человеком. О том, что человек жил в ладу с природой, даже со страшными хищниками, мы узнаём из рассказов о жизни святых.
 Про авву Феофана Египетского есть такой рассказ: «Выходя по ночам в пустыню, он был окружён толпами зверей. Черпая воду из своего колодца, он поил их. Очевидным свидетельством тому было то, что вокруг его келии виднелось много следов буйволов, антилоп и диких ослов». Преподобная Мария Египетская жила в пустыне, населённой дикими зверями, и они не трогали её. А когда она умерла, дикий лев пришёл и вырыл ей когтями могилу. Преподобный Сергий Радонежский и Преподобный Серафим Саровский кормили хлебом своих друзей — медведей. Так выполняли святые и праведники повеление Господа: «Проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16,15). Они вели эту проповедь своим милостивым отношением к живой твари. Они несли «благую весть» животным своею любовью к ним и этим восстанавливали ту дружбу, которая была у них с человеком до его грехопадения. Под влиянием обновлённого человеческого духа обновлялся и дух животных. Они теряли свою свирепость, делались послушными человеку. У них даже просыпались стыд, совесть, раскаяние… Не верите? А вот почитайте рассказы о совестливой волчице и раскаявшемся медведе.

Раскаявшийся
медведь
 (Из летописи Хутынского монастыря XVIIвека)
 Главным источником существования бедного Хутынского монастыря, что близ Новгорода, были хорошие паст-бища, пожертвованные соседним боярином. И порешили иноки завести овец для пользы. Шерсть с них давала одежду братии и доход от продажи излишков.
 Но вот в соседнем лесу поселился медведь и стал жестоко обижать бедных иноков, похищая их овец. Послушники-пастухи не раз докладывали настоятелю о чинимых медведем обидах. Но старец отвечал только, что медведям ведь тоже надо что-то есть. Но вскоре стали находить овец просто растерзанных и даже не съеденных. Доложили о том настоятелю. «Э, это уже озорство. Ради потехи губить не позволю», — проговорил старец и, взяв посох, пошёл один в лес. На следующий день изумлённая братия увидели настоятеля, идущего из леса в сопровождении огромного медведя. «Пусть лежит у крыльца, не трогайте его. Завтра мы пойдём с ним в Москву на суд к Патриарху», — сказал старец. На следующий день он отправился в Москву, следом покорно поплёлся косолапый. Шли они через сёла и деревни, и везде народ, удивляясь странной процессии, страшился медведя, а вот животные не боялись совершенно. Собаки подбегали и обнюхивали его, пасшийся в поле скот поднимал головы и с любопытством смотрел. Так добрели они до Москвы. Вошёл старец на Патриаршее подворье, попросил доложить о себе. Патриарх принял его.
 «Я к тебе, Святейший отец, пришёл с жалобой на нашего обидчика, — принимая благословение Патриарха, сказал настоятель. — Рядом с обителью поселился медведь и ведёт себя непотребно — похищает наших овец больше, чем съесть может, — ради своей звериной страсти потешается над кроткой Божией тварью. Вот я и привёл его к твоему Святейшеству на суд». — «Кого привёл?» — недоумевал Патриарх. — «Да нашего обидчика. Он у ворот дожидается твоего суда. Внуши ему, Владыко, что такое поведение зазорно для создания Божия». — «Брат, зачем же ты трудился вести его ко мне, если он так повинуется тебе, что пришёл за тобою в Москву? Запрети ему сам». — «Да что я такое? Нет, запрети ему ты своими святительскими словами не чинить больше обиды неповинной твари». Патриарх вышел на крыльцо, а настоятель пошёл к воротам и скоро вернулся, сопровождаемый своим косматым обидчиком. Медведь стал перед Патриархом, смиренно понурив голову. Подивился Патриарх такой покорности зверя и обратился к нему, как к разумной твари: «Хутынский настоятель приносит жалобу на твоё зазорное поведение: ты обижаешь бедную обитель, похищаешь её достояние и позволяешь себе озорство, не пристойное никакому созданию Божию. Отныне чтобы ты не смел трогать монастырских овец! Господь силён и без этого пропитать тебя».
 Суд кончился. Настоятель поклонился в ноги Патриарху и повернул домой, а за ним потрусил и медведь. С этого времени он никогда уже не трогал монастырских овец, а в случае недостатка в еде смиренно являлся в ту же обитель, прося пропитание, в котором братия никогда ему не отказывала.

Как волчице стыдно стало

 Видели мы одного чудного мужа. Он жил в маленькой пещере, в которой возможно было помещаться только одному человеку. К нему во время его трапезы обыкновенно приходила волчица, и редко когда зверь этот ошибался, не попадал в обычный час употребления пищи. Ожидала всегда волчица у входа в пещеру столь долго, доколе пустынник не выносил ей остатков от трапезы своей: тогда она лизала его руки и уходила, как бы исполнив долг свой и получив утешение. Случилось, что святой отлучился на довольно продолжительное время из пещеры, провожая посетителя — брата, и возвратился только к ночи. В этот промежуток приходила волчица к обычному часу трапезы. Ощутив, что келия пуста, что господин её находится в отсутствии, она вошла в пещеру, тщательно отыскивая обитателя. В пещере висела корзинка из пальмовых ветвей с пятью хлебами. Из этих хлебов один волчица достала и съела; затем, совершив преступление, ушла. Пустынник, возвратившись, увидел, что корзинка повреждена и что недостаёт одного хлеба. По оставшимся крохам от съеденного хлеба он легко угадал виновного. Справедливость подозрения подтвердилась последствиями: в следующие дни волчица не приходила по обычаю своему, не решаясь в сознании дерзновенного поступка прийти к тому, кому она нанесла оскорбление.
 Прерванное знакомство с воспитанницею огорчало пустынника. Призванная его молитвами, она, по прошествии семи дней, возвратилась и села, по обычаю, пред пещерою в то время, как пустынник употреблял пищу. Однако смотрите, какова была стыдливость кающейся! Волчица не осмелилась подойти так близко, как подходила прежде, но сидела вдали, опустив глаза в землю по причине глубокого стыда, чем ясно выражала, что просит прощения. Пустынник, сжалившись над нею, приказал ей подойти ближе и, ласково погладив рукою по голове печальную, угостил её удвоенным количеством хлеба. Получив прощение, волчица развеселилась и снова начала исполнять принятую ею на себя обязанность — посещать пустынножителя.
 Воззрим в этом отношении на силу Христа, Которому повинуется всё, даже лишённое разума, пред Которым укрощается всё зверское: волчица находится в услужении! Волчица сознаётся в согрешении воровством! Волчица подчиняется действию стыда по причине сознания! Призванная, она приходит, подставляет голову, понимает, что ей подано прощение. Это — Твоя сила, Христос!
 То достойно неутешного плача, что звери ощущают Твоё величие, — не ощущают его человеки.
 Свт.Игнатий БРЯНЧАНИНОВ. Отечник 
 В животных вложена своя доля разума. А у высших животных, как, например, у собаки, имеются и такие свойства души, как самоотверженная любовь и такая преданность человеку, которая не останавливается перед тем, чтобы отдать жизнь за человека. Но такие чувства характерны не только для собак. Вот послушайте правдивый рассказ о добром медведе.

Как медведь
«печкой» работал
 Митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) везли в ссылку. В одну глухую ночь он был выброшен из вагона на полном ходу поезда. Стояла снежная зима. Митрополит упал в огромный сугроб, как в перину, и не расшибся. С трудом вылез из него, огляделся: лес кругом, снег и никакого признака жилья. Он долго шёл цельным снегом и, выбившись из сил, сел на пень. Мороз пробирал до костей сквозь изношенную рясу. Чувствуя, что начинает замерзать, митрополит стал читать себе отходную.
 Вдруг видит: к нему приближается что-то очень большое и тёмное, всмотрелся — медведь. «Загрызёт», — мелькнула мысль, но бежать не было сил, да и куда? А медведь подошёл, обнюхал сидящего и спокойно улёгся у его ног. Теплом повеяло от огромной медвежьей туши и полным доброжелательством. Но вот он заворочался и, повернувшись к владыке брюхом, растянулся во всю длину и сладко захрапел.
 Долго колебался владыка, глядя на спящего медведя, потом не выдержал сковывающего холода и лёг рядом с ним, прижавшись к его тёплому животу. Лежал и то одним, то другим боком поворачивался к зверю, чтобы согреться, а медведь глубоко дышал во сне и обдавал его горячим дыханием. Когда начал брезжить рассвет, митрополит услышал далёкое пение петухов. «Жильё близко», — мелькнула радостная мысль, и он осторожно, чтобы не разбудить медведя, встал на ноги. Но тот поднялся тоже, встряхнулся и вразвалку побрёл к лесу. А отдохнувший владыка пошёл на петушиные голоса и вскоре дошёл до небольшой деревеньки.
 Царства Божия святые достигали ещё на земле. Поэтому и животный мир около них становился таким, каким он будет в Небесном Царствии. Особенно поучительной является история льва прп.Герасима, который сжалившись над диким львом, вынул из его лапы занозу, промыл и перевязал её. Лев с тех пор не отходил от преподобного, слушался его во всём и питался только растительной пищей. Когда святой Герасим умер, лев не мог более жить и от скорби умер на могиле преподобного.
 В Царствии Небесном, по словам пророка Исаии, «Волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис.11,6—8).

Змея вместо пояса

Так Паисий Святогорец рассказывал: «В одиноко стоящей каливке жил и молился добрый старец. Там водилось много змей, которые не боялись старца, подползали к нему и мешали работать. Одна змея докучала больше других. Старец, осерчав, схватил её, завязал вместо пояса и продолжил работу. В это время монах принёс ему пищу. Увидев, что старец опоясан змеёй, он закричал: «Змея!» Старец улыбнулся: «Не бойся! Ведь Христос сказал, что даёт нам власть наступать на змей, и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничто не повредит нам».
 Что таким будет некогда животный мир, говорит следующая картина из жизни прп.Павла Обнорского.
 Когда прп.Сергий Нуромский пришёл навестить последнего в его пустыньке, то увидал такую картину: «Стая птиц вилась около чудного подвижника; мелкие пташки сидели на голове и на плечах старца, и он кормил их из рук. Тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника; лисицы, зайцы и другие звери бегали вокруг, не враждуя между собой и не боясь медведя. Это было отображение жизни невинного Адама в Эдеме, владычество человека над тварью, которая вместе с нами стенает от нашего грехопадения и ожидает освобождения в свободу славы чад Божиих».
 Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. И мы должны предоставлять им пищу, кров и уход. Знаете, о чём мечтает бездомный, голодный щенок?

Что снится щенку

Щенок был одинок — он в детстве потерялся
И вот теперь с трудом в собаки выбивался,
Тут переспит, там драку обойдёт,
Где выпросит кусок, где стянет, где найдёт.
Короче говоря, жилось бедняге туго.
Бездомный, он искал в любом мальчишке друга.
Однажды увязался за одним,
Весь день сопровождал, хвостом виляя,
В глаза смотрел, подобострастно лая,
Но от порога был опять гоним.
За чьим-нибудь крыльцом, под чей-нибудь забор
Когда бы спать бродяжка ни ложился,
Один мираж ему туманил взор,
Один блаженный сон ему упорно снился,
Один и тот же сон, сегодня, как вчера:
Ошейник. Цепь. Собачья конура!
И он на привязи с утра и до утра!
 Сергей МИХАЛКОВ
 Вместе с тем мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви. Её оказывать мы им должны по заповеди Христа. Не будем же пренебрегать и этой заповедью Господа — этим мы приобретём верных нам и любящих друзей, которых, кто знает, может быть, мы встретим потом и в том мире?

Святой Власий благословляет зверей
 Покровителем домашних животных является св.Власий. Ему молятся, если вдруг заболеет лошадь или заблудится телёнок. Почему же именно к нему обращаются люди за помощью? А вот почему. В IV веке, когда император Ликиний преследовал христиан, жители г.Севастии упросили своего епископа св.Власия покинуть город, чтобы скрыться от преследований и мучений. Святой послушался любящих его людей и поселился на горе Аргеос, окружённой лесами, в которых было много зверей.
 К пещере святого ежедневно приходили дикие звери и кротко ожидали, пока он, окончив молитву, не выйдет и не благословит их. Старец выходил из пещеры и благословлял зверей, а они начинали радостно бегать, ползать, прыгать, лизали святому руки и ласкались к нему. Многие больные животные получили от него чудесные исцеления через возложения святых рук. Однажды воины императора охотились у горы Аргеос и увидели множество играющих животных, причём львы не обижали оленей, а медведи не трогали косуль. Святой Власий заметил охотников издалека. Он благословил зверей и тихо сказал им: «Убегайте скорее, а то охотники убьют вас!» Когда охотники подошли ближе, они увидели, что зверей и след простыл, а перед ними стоит седой старец. «Ты колдун! — сказали охотники. — Как ты очаровал зверей, что они слушают тебя?» — «Я не колдун, я — христианин с молодых лет. Враги веры изгнали меня из города. Мне лучше жить с дикими зверями, чем со злыми людьми, врагами Христа…» Воины схватили св.Власия и повели его к императору, по дороге же он исцелял людей и животных. Когда он уже подходил к Севастии, к его ногам бросилась бедная вдова и, плача, жаловалась, что волк похитил у неё поросёнка, единственное её достояние. Святой утешил женщину, а в сердце попросил Бога, и вот волк прибежал из леса и вернул вдове поросёнка невредимого.
 В Севастии святителя жестоко избили и отвели перед казнью в темницу. Тогда та вдова, поражённая мужеством, с каким святой Власий претерпевал страдания за Христа, заколола своего поросёнка и лучшие части принесла ему. Святитель, видя искренность женщины, благословил её и сказал: «Таким образом совершай каждый год мою память, тогда ничто из нужного в доме твоём не оскудеет. Если же и кто другой уподобится тебе и будет поминать меня, то и он тоже получит в изо-билии дары Божии и благословение Господне пребудет на нём во всё время его жизни».
 Свт.Феофан Затворник писал: «У животных есть душа, но животная. А у человека душа человеческая, высшая, как и сам человек. Животным свой чин, человеку — свой. Что же дивного, что в нас есть нечто схожее с животными? Есть схожее и с растениями, ибо питание и ращение тела есть растительное дело. Но что из этого вывести? Ничего нельзя, кроме — что всякому свой чин».

предыдущая    следующая