Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Божье дело

СВЕТ В ОКОНЦЕ

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: …сруби ее… Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я не окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк.13.6—9).
Мы много говорим, но мало делаем угодных Богу дел. Мы говорим, что у нас растёт потерянное поколение. Что же, оно само по себе растёт, как в поле сорная трава? Нет, это мы высадили саженцы в садах своих. Значит, должны ухаживать за ними и обязательно прививать, чтобы не выросли дички безплодные. Деревца прививают молодыми, пока зелень нежна и податлива. Так и душа ребёнка — с раннего детства жаждет любви, и заботы, и понимания. Отчего дети стали злы? Почему не умеют дружить, сочувствовать чужой боли? Да потому, что это — наши дети, впитавшие в себя, как губка, все наши пороки. Чтобы воспитать морально здоровое поколение, нужно являть собою пример добродетели.
А что на деле? По вечерам в наших домах загораются «голубые огоньки», семьи усаживаются перед телевизорами, смотрят фильмы ужасов, мистику, эротику. И в сознании людей происходят страшные изменения…
Вы знаете, что такое эхо? В физике это явление описано как отражение волн. Мы посылаем сигнал (гнев, обиду, раздражение…), и они отражаются на нас от наших детей (отзеркаливаются). А как мы разговариваем с детьми! «Это что у тебя за бардак? На что похожа твоя комната? Сейчас же прибери! И выкинь эту дрянь отсюда!» Немудрено, что в ответ получаем упрямое: «Не хочу, не буду». Как же быть? — Не раздражайтесь. Пусть каждое слово, обращённое к ребенку, будет исполнено терпения, любви и мудрости. Вы всё это сами отлично знаете, просто позабыли за суетой. Отдохните, почитайте сказки… для себя. А потом подойдите к зеркалу и внимательно на себя посмотрите. Нахмурьтесь, подожмите губы. Что, хороши? А теперь улыбнитесь. Правда, так лучше?! Да, мы неплохие актёры. А дети не умеют скрывать свои чувства: они плачут, если им больно, и смеются, если весело. Они безхитростны и чисты, говорят, что думают, и очень страдают от жестокости взрослых.
Не делайте из ребёнка престижную игрушку, дайте им побыть детьми. Ведь сколько взрослых, которые не наигрались в детстве, которым мама не пела колыбельных, не читала сказок! Прошлое не вернёшь, не исправишь. И многие родители мстят своим детям за своё несчастливое детство: «Меня били, и я бью. У меня этого не было, и они обойдутся…» А лучше наоборот: «Меня не ласкали, а я буду. Меня не учили любить, а я научу этому своих детей и найду время, чтобы поиграть с ними. Я никогда не стану при них ругаться, не появлюсь в нетрезвом виде». Даже если очень устали — поиграйте с детьми. Общаясь с ними, мы молодеем и здоровеем.

Кому нужны эти сказки?
Почему детская чистая душа рвётся в мир сказки? Сказки дают ребёнку жизненный опыт: они проживают с героями те или иные жизненные ситуации. Увы, для большинства родителей воспитание детей — это накормить, обуть, одеть, дать образование. На общение — ни времени, ни сил. Какие уж там сказки! Но вспомните Пушкина, Аксакова, Ершова… Возможно, они не стали бы теми, кем стали, если б не их Арины Родионовны, Дуняши и Параши.
Читайте на ночь детям сказки,
Будите в детях добрый свет.
И не жалейте детям ласки —
Для вас мой дружеский совет.
Ведь жнём мы то, что сами сеем…
 Дети не просто слушатели. Они спрашивают: «А что было бы, если бы Иван не пошёл туда? А Баба-Яга стала плохой, потому что её никто не любил?» Дети примеряют на себя костюм сказочного героя и вместе с ним побеждают дракона. Ребёнок учится не бояться, сострадать, защищать, преодолевать и побеждать. А главное — верить, что добро сильнее зла, а любовь творит чудеса. Зная своего ребёнка, подберите сказку, которая научит его бороться с развивающимися в нём пороками — ленью, неаккуратностью, непослушанием. Но делать это нужно очень тонко. Пусть ребёнок сам решит, на кого из героев он хочет быть похожим. Не вешайте на дитя ярлыки: «Болван, лентяй, неряха…» Ваши слова могут стать несправедливым приговором. Ведь дети ещё не знают, что взрослые могут «ошибаться». Да и как в детскую головку может прийти мысль, что взрослые могут бояться жизни, обманывать и предавать? Чистая детская душа ищет Света. Дайте его ребёнку. Нет своего — прочтите добрую сказку.
Взрослые, не учите детей своих подлости!
Властные, не учите их злобе и зависти!
Сильные, не учите звериной жестокости!
Мудрые, не толкайте детей к пропасти!
Грешные, научите детей состраданию.
Слабые, научите любви и вниманию.
Старые, научите терпенью и кротости.
Слышите?! Оттащите детей от пропасти!
Сколько в мире несчастных людей.
Сколько вдов и седых матерей,
И отцов, не любивших детей.
Русские народные сказки — это наша культура, ценнейшие архивные материалы для изучения национальных традиций и правил домостроя. Послушайте, как герои общаются между собой: «голубь ты мой сизокрылый», «любушка моя», «ладушка», «свет в оконце», «радость моя», «матушка», «батюшка», «братец», «голубица», «свет очей моих», «счастье несказанное». Как нам в жизни не хватает этой дивной красоты! В сказках герой отправляется за тридевять земель искать счастья. Он подвергается опасностям, с ним происходят удивительные вещи. В конце концов он возвращается домой и видит, что дома его счастье, его друзья, его место. Зачем же он ходил? Чтобы повзрослеть, набраться ума? А может быть, чтобы почувствовать, как ему одиноко на чужбине и что только дома он может быть самим собой?

«Где родился, там и пригодился».
Сказка, прочитанная ребёнку своевременно, научит его понимать мир и не осуждать людей за их слабости. Бывают страшные сказки, но с хорошим концом. Главное — дослушать до конца. Так ведь и в жизни бывает: вчерашние безвыходные положения сегодня кажутся пустяками, если мы не испугались прожить их. Сказка учит: не беги от трудностей, встреть врага лицом к лицу, совершай поступки, достойные высокого звания Человек. Через сказку ребёнок входит в мир, где кроме мамы есть другие люди и звери, где добро борется со злом. Детям непременно нужно читать сказки, иначе душа ребёнка недополучит чего-то важного в самом начале своего становления. Вспомните Ассоль. Почему состоялись её «Алые паруса»? Да потому, что она девочкой встретила доброго сказочника и поверила в чудо. Вера в чудо — как вера в Бога. Научите своих детей верить в чудеса, расскажите о великой силе любви, для которой нет невозможного. Таких примеров достаточно: «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Русалочка»… Спешите к ребёнку, пока он зовёт вас, чтобы не услышать потом: «Уйди, не мешай».

Дети — наши учителя и воспитатели
 Порой трудно бывает не сорваться на крик, не отшлёпать. Но повремените с расправой, остыньте. А после найдите нужные слова, объясните, почему нельзя так делать. Вспомните себя: вы всегда пользовались плодом чужих проб и ошибок? Нет. И ребёнку нужен личный негативный опыт, разумеется, под вашим наблюдением. Ребёнок должен быть уверен, что в случае нужды ему есть к кому обратиться за помощью, которая последует незамедлительно. Родительская вера и молитва сильнее злобы всего мира. Между родителями и детьми должна быть непрерываемая связь, как невидимая нить. Большинство матерей вспомнят случаи, когда с их детьми случались несчастья и они это чувствовали, находясь за сотни километров. Часто эта ниточка оказывалась нитью Ариадны и выводила на свет заплутавшее дитя.
 Знала мать, Кого молить за сына,
И нашла заветные слова.
И душа наполнилась Любовью,
И от сердца ниточка легла.
Стала эта нить дорогой к дому.
И от края сына увела.
 Ребёнку очень важно говорить о том, что вы его любите, подчёркивая при этом, что он должен оправдать ваши надежды, стать вам опорой в старости. Неплохо советоваться с детьми, даже малыми, по серьёзным жизненным вопросам. Вы увидите, что дети могут давать полезные и мудрые советы.

Неупиваемая чаша
 Ребёнок растёт, и меняются приёмы общения с ним. Другие игрушки, другие книжки. Как легко общаться с ребёнком, если диалог построен на доверии, если вы любите своё дитя. Но бывает иначе… Приведу рассказ педагога, который вызвал мать хулигана. Выслушав «правду» о сыне, она гневно обратилась к чаду, сидевшему низко опустив голову: «Ты харю-то подними да в морду учителю бельмами своими погляди!» И смех, и слёзы… Увы, мамы с детьми заниматься не успевают, папы зачастую пьют горькую или зарабатывают деньги на чужбине. И сидят в подъездах и дворах обделённые дети, которых не целовали перед сном, не брали на руки, не читали сказки и никогда не говорили: «Радость моя, свет в окне, зайчик мой, котёночек ласковый, надежда моя, помощник мой, утешение моё». Мы стыдимся быть нежными, прячемся за маску суровой строгости и столько теряем…
Какое счастье для ребёнка, если его родители не превратились в тупых взрослых с набором дежурных фраз: «Ешь, одевайся, иди… Не дружи, нельзя… Туда, сюда, прямо… Бездарь, дурак! Безжалостный зверь!» Кого в итоге вырастили такие папа с мамой, понятно по последней фразе. Странная вещь: мы любим людей за то добро, которое им сделали, и ненавидим за зло и боль, которые сами же им причинили. Это относится и к детям. Всё, что с нами происходит в жизни, исходит из детства. Мы недополучили любви, нам не читали сказок — мы выросли робкими, страдаем от одиночества, но не позволяем себе дружить, любить, доверять. Мы не знаем, что любовь творит чудеса: поднимает нас на невидимых крыльях и уносит в светлую мечту детства. Вспомните это дивное ощущение полёта и радости, оттого что мы любимы. И мы поднимаем кубок светлой любви и даём всем, кто хочет пить. И все пьют, а он не пустеет, из него плещут через край свет, и любовь, и чудесная сила детских веры и чистоты. Наверное, это и есть «Неупиваемая чаша».
Елена ПОТЕХИНА, Ивановская область

следующая