Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«И СОЗДАЛ БОГ ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ…»

Животные Библии разделялись на четыре класса: на животных, живущих на суше, — четвероногих, больших и малых, на рыб морских, птиц небесных и пресмыкающихся. В этих классах различались чистые, употреблявшиеся в пищу, и нечистые, которых употреблять в пищу не дозволялось (Лев.11; Втор.14). Разделение животных на чистых и нечистых существовало ещё до потопа. В книге Бытия мы читаем, что Бог повелел Ною ввести в ковчег по семи пар из всякого скота чистого и по два из скота нечистого. О каких же животных упоминает Ветхий и Новый Завет? Читаем…

КАМЕЛОПАРД«Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард» (Втор.14,4—5) — животное из семейства антилоп. Камелопард новой естественной истории живёт на вершинах гор Швейцарии, Германии и Греции, находящихся на той же высоте и с тем же климатом, как и Иудейские горы. По Вульгате еврейское название этого животного переведено словом камелопард или жираф, что весьма правдоподобно. Бохарт и Гезентий говорят, что это животное принадлежит к семейству газелей, тогда как, по мнению других, это род диких коз или оленей. Изображение камелопардов встречается на египетских памятниках.

ВЕРБЛЮД — двухкопытное жвачное животное. Верблюды — корабли Аравии, морями им служит пустыня. На конце ног его — твёрдые и эластичные копыта, не дозволяющие ноге глубоко уходить в песок. В Священном Писании чаще говорится о верблюдах одногорбых (дромадерах). Пищей верблюду служит трава и колючки, а без питья он может обходиться более двух недель. Верблюжье мясо и молоко употребляются в пищу, из шерсти делают грубое сукно. Так, одежда Иоанна Крестителя была из верблюжьих волос низшего сорта. Из верблюжьей кожи делаются сандалии, ремни, мешки, меха, ранцы, а помёт употребляют для топлива. Верблюд очень понятлив и терпелив. По арабской поговорке, животное Иова (верблюд) — живое доказательство милосердия Божия к человеку.
Верблюд на Востоке с самых первых времён мира служит человеку как домашнее животное: «Вот идёт караван израильтян из Галаада, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан» (Быт.37,25). Царица Савская приходит в Иерусалим послушать Соломона, «и верблюды её навьючены благовониями и великим множеством золота» (3Цар.10,2). Стада верблюдов были признаком богатства. Иов имел 3000 верблюдов, а у мадианитян и амалекитян верблюдам «не было числа, как песку на берегу моря» (Суд.7,12). Во время войн на верблюдах возили тяжёлые орудия тех времён, на них ездили воины, на верблюдах же рассылались гонцы с грамотами от царей (Есф.13,15). В Библии слово верблюд употребляется иногда в иносказательном смысле о людях. Так, пророк Исаия, изображая славное царство Мессии по обращении язычников, говорит: «Множество верблюдов покроет тебя, дромадеры из Мадиама и Ефы». Но нельзя давать иносказательного значения слову «верблюд» в Евангелии от Матфея. Выражение «Пройти верблюду сквозь игольные уши» означало у древних особенную непреодолимую в чём-либо трудность для человека. А выражение «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» указывает на людей, занятых мелочами, но упускающих важнейшие предписания закона.

КОЗЁЛ для отпущения (Лев.16,8—10). В великий день праздника, в день очищения, у евреев совершался следующий особенный обряд: приводили двух козлов и поставляли их пред Господом; затем бросали жребий, который из козлов должен быть принесён в жертву и который должен быть отпущен в пустыню. Одного закалывали и приносили в жертву за грехи, а на голову второго первосвященник, вышедши из Святая Святых, возлагал руки, исповедал над ним грехи всего народа и изгонял в пустыню. «И понесёт козел в себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев.16,22). Значение этого обряда очевидно: он прообразовал собою вольную смерть Богочеловека за грехи всего рода человеческого и приобретённую нами через Его страдания и смерть благодать для победы над грехом и смертью.

ВОРОН (Быт.8,7) — птица из породы хищных, по закону Моисееву, как питающаяся трупами, нечистая (Лев.9,15). Ворон прежде всего выклёвывает у своей жертвы глаза, поэтому в книге Притчей говорится: «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностию к матери, выклюют вороны дольные и пожрут птенцы орлиные» (Притч.30,17). Промышляя обо всём мире, тварях, о человеке же особенно, Бог, по Священному Писанию, промышляет и о воронах: «Он внемлет крику юных птенцов ворона, требующих себе пищи от Него, и даёт им потребное» (Иов.38,41). Ной выпустил ворона, чтобы разузнать о состоянии земли; но ворон, говорится в книге Бытия, прилетал и отлетал, находя обильную пищу себе в трупах, плавающих на поверхности вод (Быт.8,7). Эта же птица послужила в деснице Промысла орудием для доставления пищи в пустыне пророку Илии, принося ему хлеб и мясо по утрам и вечерам (3Цар.17,4—6). Чёрная с отливом грудь и крылья ворона в книге Песнь Песней служат образом красоты: «…кудри его (возлюбленного) волнистые, чёрные, как ворон» (Песн.5,11).

ЖУРАВЛЬ (Иер.8,7; Ис.38,14) — большая голенастая птица, упоминается в означенных двух цитатах вместе с аистом и ласточкой — тоже перелётными птицами. По закону Моисееву журавль или цапля считались птицами нечистыми (Лев.11,19; Втор.14,18). Пророк Исаия указывает на хорошо известный каждому жалобный крик журавля, курлыканье во время перелётов, которому и уподобляет стенанье царя Езекии во время его болезни. Иеремия говорит об уме и смышлёности журавлей: «И журавли наблюдают время, когда им прилететь, а народ мой не знает определения Господня». Отечество их — умеренный пояс, но они часто перелетают отсюда и из Африки в Азию. Питаются растениями, зёрнами гороха, гречихи, но не пренебрегают червями, жуками, лягушками, мышами и змеями. Журавль при нападении на него обороняется ударами крыльев и сильных ног и клювом.

ЖАБА (Исх.8,2) — земноводное животное, из рода безхвостых лягушек, встречаемое на берегах озёр, прудов и болот и питающееся червями, насекомыми… Жабы были посланы на Египет в наказание фараону за его нежелание отпустить израильтян в землю обетованную. Жабы наполнили собою дома, спальни, постели, печи и квашни египтян. Издыхая громадными массами, они отравляли воздух зловонием. Жаба почиталась у египтян священным животным и изображалась сидящею на водяной лилии, или лотосе. Так «священное животное» сделалось орудием Божеского наказания.

КИТ упоминается в Священном Писании дважды: Ион.2,1; Мф.12,40. Еврейские названия «танин» и «левиафан» не выражают собою понятия о ките в том смысле, какон разумеется в зоологии, но означают вообще необыкновенно большое, чудовищное морское животное. Под китом, поглотившим Иону, многие естествоиспытатели разумеют акулу — большую хищную рыбу, нередко встречаемую в водах Средиземного моря, — для подтверждения чего они приводят следующие доказательства: акулы во время бурь обыкновенно следуют за кораблями, тогда как киты, как животные мирные и трусливые, при виде опасности скрываются в глубину морскую; гортань и желудок акул способны к большому расширению и они нередко проглатывают целиком людей живыми, тогда как кит, преимущественно водящийся в северных морях, обладает совершенно противоположными свойствами: его горло и желудок очень тесны и он вообще довольствуется мелкими морскими животными. Да и само греческое слово, которым перевели еврейское слово, в древности служило общим наименованием больших морских рыб и животных. Впрочем, для всемогущества Божия нет ничего невозможного. Преподобного Иону по воле Божией чудесно мог поглотить действительно кит, равно как чудесно Иона мог пробыть в чреве кита три дня и три ночи и потом чудесно же быть выброшенным из его утробы живым и невредимым во образ тридневного погребения и воскресения Христа Спасителя.

КУРОПАТКА — из породы куриных, с серым или отчасти красноватым оперением, короткими крыльями и небольшой головою, бегает очень скоро. Летает хорошо, но редко поднимается высоко. Населяет все страны Старого света, за исключением Крайнего Севера.
Эта птичка-невеличка упоминается в Библии три раза: 1Цар.26,20; Иерем.17,11; Сир.11,30. Первый раз: Давид, преследуемый Саулом по горам и скалам пустыни Зиф, жалуется ему на несправедливость гонений и с горечью замечает, что царю недостойно гоняться за ним, «как гоняются за куропаткою по горам». Во второй цитате пророк Иеремия уподобляет человека, приобретающего неправдою богатство, куропатке, садящейся на чужие яйца. В третьей цитате с «куропаткою в западне» сравнивается сердце надменного, который, как лазутчик, подсматривает падение ближнего. В этих словах указывается на способ ловли куропаток: охотники расставляют сеть подле клетки, в которой посажены уже пойманные куропатки, и они призывают своим криком других.

ОСЁЛ — домашнее животное, весьма часто упоминаемое в Священном Писании и составляющее предмет богатства древних евреев. В некоторых местах ослов в домашних работах предпочитали даже лошади. Кожа его замечательно толста и прочна и даже в наше время употребляется для выделки пергамента, барабанной кожи, книжных переплётов… На белых ослицах во времена Судей ездили люди почётные. Сам Господь Иисус Христос именно на ослице торжественно въехал в Иерусалим. Ослицы давали молоко, используемое в пищу и как лекарство. Запрещение в книге Второзакония «не пахать на воле и осле вместе» (Втор.22,10) основано отчасти на неравенстве сил осла и вола, но главным образом было направлено к тому, чтобы символически означить отделение иудеев от окружающих народов. Осёл в древние времена был полезен и необходим, и увести осла у сироты (Иов.24,3) было всё равно как отнять корову у русского бедняка. Своей привязанностью к хозяину осёл напоминает собаку. Потому особенно выдаётся суровость обличения пророка Исаии против Израиля: «Вол знает владетеля своего и осёл ясли господина своего». С брошенным смердящим трупом осла сравнивается у пророка Иеремии положение по смерти человека своекорыстного и безсердечного, коего не будут даже оплакивать. Пророк говорит так об Иоакиме, царе Иудейском (Иер.22,19). Место же в Книге Чисел касательно того, что ослица заговорила под Валаамом человеческим голосом, объяснить нетрудно: не всесилен ли Создатель, сотворивший человека и скот, отнять дар слова у первого и дать оный последнему?! Кроме домашних у евреев были дикие ослы — онагры (Иов.39,5). Измаил, в предречении о его образе жизни, называется диким ослом (Быт.16,12), отличающимся любовью к свободе.

РЫБА — «И сотворил Бог рыб больших… И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1,21). Рыба служила главным продуктом питания в Египте. Её ловили в Ниле в большом количестве, солили и заготовляли впрок. Различные способы ловли рыбы багром, сетью и острогой рельефно изображены на многих египетских древних памятниках. Господь изрекал угрозу Египту между прочим в следующих словах: «И восплачут рыбаки, и возрыдают все бросающие уду в реку, и ставящие сети в воды впадут в уныние; и будут сокрушены сети, и все, которые держат садки для живой рыбы, упадут в духе» (Ис.19,8—10). Последний стих указывает на искусственные рыбные бассейны в Египте, которые изобиловали рыбой. Много рыбы было во внутренних озёрах Палестины, особенно на озере Тивериадском, но в настоящее время на водах его встречается очень мало рыболовных судов сравнительно с тем, как было во время земной жизни Господа Иисуса. Иерусалим снабжался рыбою из Средиземного моря, и в нём был постоянный рынок, как то видно из названия «Рыбные ворота», которые, вероятно, находились вблизи рыбного рынка: «Ворота Рыбные строили уроженцы Сенаи…» (Неем.3,3). Изображение рыбы долгое время служило эмблемою для христиан. Греческое название «ихтис» составлено из первых букв следующих слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. По закону Моисееву из рыб чистыми признаются те, у которых есть перья и чешуя: «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли или реках, тех ешьте» (Лев.11,9). Боготворение рыб запрещено Богом: «Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира… какой-либо рыбы…» (Втор.4,16—18).

УЛИТКА. Ну кто не видел улитки, кто не пел ей в детстве песенку: «Улитка, улитка, высуни рожки, дам тебе горошка». Это мягкотелое животное имеет домик-раковину на спине. Живут в сырых и тенистых местах садов и огородов. В Священном Писании улитка вспоминается лишь однажды — псалмопевцем Давидом. По какому поводу? Ползая, улитка оставляет за собой след слизи; таким образом, чем более она ползает, тем более теряет слизи, следовательно, истощает свои силы и окончательно расплывается. Псалмопевец знал об этой особенности улиток и потому сравнивает с расплыванием улиток скорое исчезновение неправды: «Как распускающаяся улитка, — говорит он о нечестивых, — да исчезнут; да не видят солнца, как выкидыш женщины» (Пс.57,9).

ШЕРШЕНЬ — насекомое из класса перепончатокрылых, с ядовитым жалом, вроде больших ос, которые невыносимо больно кусают, обращая в дикое бегство большие стада животных. Шершней Бог послал против царей Аморрейских и этим прогнал их от Израиля: «Пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев» (Исх.23,28); «Я послал пред вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских; не мечем твоим и не луком твоим сделано это» (Нав.24,12).
Конечно, животных, о которых упоминает Священное Писание, гораздо больше. Хочешь знать какие? Полистай Библию и Евангелие, в помощь можно привлечь Библейскую энциклопедию.

предыдущая    следующая