Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

1 сентября — День знаний
РУССКИЙ УЧИТЕЛЬ

Размышления известного русского философа Ивана Ильина о предназначении учителя актуальны и сегодня.
В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания — ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах. Образование само по себе есть дело формальное. Оно даёт формальные умственные умения — сосредотачиваться, читать, писать, считать, описывать, анализировать, исследовать, проектировать. Оно развивает память и даёт ворох отвлечённых сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа. Всё это необходимо и полезно, но недостаточно; всё это служит и злодеям для их дурных целей. Философ Гераклит был прав: никакое «многознание не научает иметь Ум». Образование одной памяти рассудка оставляет человека полуобразованным и безпринципным, придавая ему самомнения и изворотливости. Полуобразование уводит от духа и от Бога. Безпринципность ведёт на службу к дьяволу.
Всякое образование начинается с грамоты и школы. Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя — преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Важнейшая задача русского общества и правительства — выдвинуть кадр народных учителей, идейно преданных своему делу, способных не только «обучать», но и духовно воспитывать, и спаянных единством национально-патриотической убеждённости. Русский народ, изживший смуту в страданиях и унижениях коммунизма, с радостью и доверием пойдёт за этим кадром.
Русский учитель должен продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твёрдо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую солидарность, Православие, чувство ответственности, патриотизм. И самое обу-чение должно происходить на духовно-воспитывающем материале сведений и фактов. Самая идея преподавания должна быть обновлена, а методика обучения — разработана заново. Всё, что воспитывает духовный характер человека, — всё хорошо для России, всё должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. Всё, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами.

предыдущая    следующая