Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О СКАЗОЧНОЙ ПРОФЕССИИ И РУССКОЙ ИГРУШКЕ

ИГРУШЕЧНАЯ ВОЙНА

Нельзя не писать об игрушках, которые сейчас настойчиво изобретаются для детей несведущими людьми. А может быть, сведущими? Ведь именно игрушка сейчас является орудием в информационном уничтожении ребёнка. Да, детям объявлена война, она идёт на уровне игрушек… Каждая игрушка имеет свою суть, несёт определенный смысл. Какой смысл несут «покемоны» и «пикегуты», нетрудно догадаться. А следом на экранах телевизоров появились из тонкого мира игрушки-мутанты — «телепузики», которые являются прообразом так называемых инопланетян. Но в Православии для них имеется точная характеристика: бесы. Ласково названные «телепузиками», они пытаются сродниться с заюшками и лисичками-сестричками — героями из мира реального. Но сами-то покемоны, телепузики и другие чудовища — из тонкого, иллюзорного мира. И их внешность говорит сама за себя: каков образ, такова и суть. Как хитро мир зла внедряется в детские души! Что это? Отражение нашего времени или проявление сути человека?
Во все времена человек окружал себя атрибутами, имеющими глубокий смысл. Через добрые игрушки дети впитывали положительные качества того образа, который несла игрушка. И наш ванька-встанька напоминал русскому Ивану, чтобы тот не залёживался, а вставал после любого падения и вновь устремлялся к любви, свету, творчеству… показывая тем самым пример остальным народам.
Так что выметать нужно без сожаления с наших территорий непрошеных уродливых гостей — игрушки-мутанты, чтобы они не превращали наших славных, умных детишек в дегенератов, не уводили их от действительности.

Татьяна ЛИТОВКИНА, воспитатель, «Вознесение»

 

Зима. Наша деревенька на краю леса погребена под снегом. Окна изукрашены махровыми морозными узорами, и надо долго дышать, чтобы оттаяло «окошечко» размером с пятачок. А что там увидишь? Неистовый танец вьюги-завирухи да сугробы, сугробы, сугробы… Страшно и тоскливо. Тогда дед вытаскивал из сундука заветный мешочек, высыпал на столешницу разноцветные фигурки, дети устраивались на лавках — наставал час потехи. Мы играем в бирюльки… Эта полузабытая картинка сибирского детства всплыла, когда я встретилась на Рождественской выставке в Александро-Невской лавре с игрушечницей Еленой Ивановной БАРЫШЕВОЙ.

Мы — народ ванек-встанек

— Какая у вас странная и сказочная профессия. С чего вдруг решили игрушки мастерить? Разве мало их в магазинах?
— Мы с мужем не просто игрушки делаем, мы народную игрушку возрождаем, ту самую, которой много веков подряд играли русские ребятишки. Игрушку, которая воспитывала русский дух, русское миропонимание. Какие у вас глаза недоверчивые — не верите, что игрушка на такое способна? А вспомните-ка ваньку-встаньку. Знаете легенду, как родилась эта игрушка? Эту легенду пересказал в стихах поэт Е.Евтушенко. Однажды татарский хан взял в полон русского мастера-кукольника и приказал за ночь придумать новую игрушку. Утром мастер представил ваньку-встаньку.
На кошме не кичливо
Встал простецкий, не злой,
Но дразняще качливый
Мужичок удалой.
Хан прижал его пальцем
И ладонью помог.
Ванька-встанька попался.
Ванька-встанька — прилёг.
Хан свой палец отдёрнул,
Но силён, хоть и мал,
Ванька-встанька задорно
Снова на ноги встал.
Хан игрушку с размаха
Вмял в кошму сапогом
И, знобея от страха,
Заклинал шепотком.
Хан сапог отодвинул,
Но, держась за бока,
Ванька-встанька вдруг вынырнул
Из-под носка!
Хан попятился грузно,
Русь и русских кляня:
«Да, уж эта игрушка
просветлила меня…»
Хана страхом шатало,
И велел он скорей
От Руси — от шайтана
Повернуть всех коней.
…А в пылище прогорклой,
Так же мал, да удал,
С головёнкою гордой
Ванька-встанька стоял.
Из-под стольких кибиток,
Из-под стольких копыт
Он вставал неубитый —
Только временно сбит.
Опустились туманы
На лугах заливных,
И ушли басурманы,
Будто не было их.
Ну, а ванька остался,
Как остался народ,
И душа ваньки-встаньки
В каждом русском живёт.
Мы — народ ванек-встанек.
Нас Сам Бог уберёг.
Нас давили, пластали
Столько разных сапог!
Они знали: мы — ваньки,
Нас хотели покласть,
А о том, что мы встаньки,
Забывали, платясь.
Мы — народ ванек-встанек.
Мы встаём — так всерьёз.
Мы от бед не устанем,
Не поляжем от слёз.
И смеется не вмятый,
Не затоптанный в грязь
Мужичок хитроватый,
Чуть пока-чи-ва-ясь.
Почему ваньку бьют, а он встаёт? — Потому что Иван — «дурак», «глупец»… был бы умный, лежал бы себе тихонечко и не «прыгал». Примерно так размышляют иные взрослые. «Голова пустая, вот и встаёт», — говорят другие. «Низ тяжёлый», — строят догадки третьи. Правильный ответ иной: «Верх лёгкий». Вятский священник о.Андрей Кононов рассказал: «Однажды, я задал этот вопрос игумену монастыря: «Почему ванька-встанька встаёт?» Тот ответил: «Душа чистая. Каяться умеет!» Лёгкий «духовный» верх этой игрушки устремлён к небу, туда, откуда изливается Слава Господня. Надо жить по ваньке-встаньке. Согрешил, упал — не томись в гордыне, не закосневай в психоаналитических оценках своего поступка, не надейся на исцеляющий елей времени, обратись к Богу, встань, покайся.

Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем
— Ныне многие воспринимают народную игрушку как нечто фольклорное, отжившее свой век и годное разве что на сувениры. Вот компьютерные игры, трансформеры, Барби — это круто, современно.
— Ой, как это неправильно. Это всё равно что живую душу объявить отжившей и пустить на сувениры. Не так они просты, как кажутся, — игрушки, придуманные предками. Все народные игры благотворно воздействуют на психофизические структуры ребёнка. Вот «ладушки»: дети, стоя друг против друга, быстро ударяют по ладоням напарника в разных сочетаниях, отчего улучшается кровообращение мозга головы. Народная игрушка хвори лечит, в учёбе помогает. Например, волчок. Не юла, а именно волчок. От юлы, которая приводится в действие винтовой ручкой, какой прок? А волчок, похожий на репку или клубничку, будет вращаться, только если ты применишь силу и сноровку — ладонь складывается в лодочку, а потом резко разжимается с вращательным усилием. Такое движение будит нервные окончания, которых много у нас на пальцах и на ладони. Вспомните себя в детстве: если не получалась задачка, что вы делали? Верно, почёсывали ладошки или крутили в руках ручку… Кстати, игра с волчком вырабатывает красивый почерк, ведь плохой почерк способствует допущению орфографических ошибок, а пока старательно букву выводишь — успеваешь задуматься о правильном написании. Я часто слышу в канцелярских магазинах просьбы мам: «Дайте что-нибудь для улучшения почерка». Родные мои, да вспомните про волчок!
Мы с мужем в помощь родителям рисуем красочные открытки, на которых изображены народные игрушки и стишки о них. Например: «Зима. Природа — чудодейство. Волчок крути и созерцай. Красивый почерк у ребёнка через забаву развивай».
Кстати, все игрушки мы делаем только из дерева. Такая игрушка, в отличие от железной и пластмассовой, — тёплая, живая, ласкает ручки ребёнка. Вот пирамидка — деревянный штырёк с широким основанием, на который надевают разноцветные кольца. Всё будто бы просто и понятно. Так, да не так. Ведь если самый маленький диск поместить на низ пирамидки, а самый большой — наверх, пирамидка упадёт. Так игрушка рассказывает ребёнку о гармонии и иерархичности бытия. Ребёнок усваивает это, хотя слов таких ещё не знает. Диски — всех цветов радуги, это поможет поведать ребёнку о Божественном мире. Венчает пирамидку белый шарик — символ Бога, ниже маленький жёлтый диск — символ ангельских чинов, ещё ниже красный — символ святых, далее голубой — символ неба, богородичный цвет, зелёный — символ человека и «всякого дыхания», коричневый — символ земли.
А как много музыкальных игрушек! Эта, похожая на аккуратную поленницу дров, так и называется: «дровки» — старинный русский музыкальный инструмент. Каждое «брёвнышко» издаёт какую-либо ноту, а вместе получается стройная мелодия. «Дровки» — прародительница современного ксилофона — делалась, как правило, из берёзы, у которой звонкий, светлый голос, будто сама Русь поёт.
— А школьникам чем игрушка помочь может?
— Народная игрушка ещё до школы знакомит детей со многими предметами, например, с физикой. Катальную горку, по которой пасхальные яйца катают, видели, играли? Я выросла в деревне Гусево под Новгородом, так мы с горки шарики скатывали. Приноровившись, можно легко попасть в цель — другой шарик, ямку, выкопанную в земле, или воротца, построенные из кубиков. А вот с яйцом сложнее. Яйцо не шар. Его траекторию трудно рассчитать, оно не катится по прямой — яйцо юлит. Эта игра развивает не только меткость, но и знакомит с азами физики.
— А бирюльки? О них упоминают с негативным подтекстом — мол, «хватит в бирюльки играть». Так говорят о ленивых, нерадивых.
— Бирюльки — семейная игра, которая сплачивает взрослых и детей, дарит радостные минуты общения, когда, разделившись на две команды, вы крючком вытаскиваете из кучи бирюльку за петлю. Задача — не пошевелить соседние бирюльки. Их можно делать в виде фруктов, овощей, знакомя детей с миром сада-огорода. А можно в виде геометрических тел. Так ребёнок начинает понимать, что такое объём. Ведь есть разница — круг, на бумаге нарисованный, или шар (мяч), квадрат или кубик… Следующая игра — «чудесный мешочек». В мешочке парные фигурки. Вытащив, к примеру, кубик, нужно вслепую нащупать в мешочке такую же фигурку. Это развивает тактильную память, мелкую моторику пальцев.
— Я была в интернате для слепых и слабовидящих детей. Там перед детьми ставят миски — с рисом, фасолью, гречкой, горохом — и дети на ощупь учатся определять, что в миске. Вот бы им ваши игрушки! Да и домашним деткам тоже. Но их нет в магазинах.
— Сделайте сами, своими руками. Лоскуток дома и сухая ветка в лесу всегда найдутся. А главное, эта чудная работа по превращению коряги в игрушку сплотит семью, поможет вам заглянуть в мир ваших детей, вдохнуть его аромат. И пусть игрушка получится неказистой — не горюйте, зато она будет родная, своя, потому что сделана не в далёком Китае из вредной пластмассы, а в том месте, где вы живёте, из таких знакомых и родных материалов, которые окружают ребёнка с детства. Не сомневайтесь, она станет у ребёнка самой любимой.

«Шёпотное место». Там живут игрушки
Где и как хранить игрушки? Послушаем советы о.Андрея Кононова. Как решался «вопрос о месте» в крестьянских многодетных семьях? Очень просто. Во владение старым и малым отдавались печка и полати. Печка в русской традиции — сердце избы, душевный центр дома. В ней пекут хлеб и варят еду. С печки виден весь мир. Ребёнок, никому не мешая, может смотреть на всё, что совершается в доме. На печке рассказывают сказки, там плачут от обиды, согревают озябшее тело, там самое «шёпотное место», за занавесочкой. Полати тоже хороши. Высоко, уютно, сладко. Они словно балкончик над печкой, телу тесновато, а душе просторно. А захотел побегать, попрыгать, вся улица — ваша, ребячья.
Игрушка должна храниться в кованых сундуках, в расписных ларях, на худой конец, в добротно сколоченных ящиках. А чаще всего мы даём ребёнку драную коробку от пылесоса или ТV, и будь доволен. Дитя сваливает в неё всё своё добро, а потом, когда приходит час игры, долго ищет необходимую ему игрушку. Да, печален младенец или отрок, у которого нет для игрушек своего места. Ведь ребёнок осмысляет своё присутствие в мире через принадлежность к материальным объектам. Если вы запихиваете его игрушки в какой-нибудь угол, то это вы его сживаете со света, его уторкиваете, не даёте ему проявить себя, бытийствовать в мире — для него нет «места». Поэтому так радостно за тех отцов и матерей, которые идут на собственное утеснение, но выделяют достаточное пространство в доме для становления детской души. Они воспитывают не только будущих попечителей своей старости, но и уверенных в себе людей, которые, став взрослыми, найдут своё «место» в своём Отечестве.
Подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая