Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

УРОКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Многие из вас слышали имя Адам. Адам — это человек, каким его сотворил Бог изначально. Рассказ первых глав Ветхого Завета идёт о событиях, происходивших в мире, которого мы больше не знаем, в мире до грехопадения. Поэтому, говоря об Адаме, приходится принимать во внимание, что язык этих повествований — это язык нашего времени, а сами события для нас непостижимы. Мы не знаем, что значит вдруг из небытия быть вызванным Богом к бытию, причём не актом насилия, а любовью Божией, говорящей нам: восстань из несуществования! Я даю тебе возможность быть и жить, но как ты будешь жить, кем ты будешь, зависит от твоего решения, от твоего безумия или мудрости.
Имя «Адам» значит «глина», «земля». Бог создаёт Адама из самой сущности творения. Адам не завершение всех тварей, которые до него были созданы. Нет, Бог возвращается к самым основам вещества и из него творит человека, который благодаря этому принадлежит ко всему тварному, к самой малой песчинке и к самой лучезарной звезде. Адам, по слову митрополита Московского Филарета, стоит как бы на хрустальном мосту между двумя безднами. Одна — бездна небытия, откуда его вызвало творческое слово Божие, с другой стороны — ширится, раскрывается до ужаса бездна Божественной жизни. Адам может пасть, но никогда не сможет вернуться к небытию.
Что же случилось с Адамом? В начале книги Бытия образно изложена его судьба. Адам живёт в саду, который являет собой всё мироздание, в нём два дерева, представляющие две параллельные возможности: древо жизни и древо познания добра и зла. Адаму сказано: не прикасайся к плодам древа, которое даст тебе познание добра и зла (Быт.2:17), потому что зло — это уничтожение, это то, чего нет, это зияющая бездна. Можно познать добро и вырасти свыше своей меры, но нельзя распознать зло и не разрушиться. Адама стал звать к древу змей. Змей — это опасность: он представляет собой смерть.
Приобщение в древу жизни — это приобщение к Богу. Есть выражение у ап.Павла: ум Христов. Мы должны так быть едиными с Богом, чтобы наши мысли, наше знание вещей было Божие знание. Тогда можно, привившись к Богу, сроднившись с Ним, начать понимать, какая полнота бытия в Боге и что раньше этой полноты не было — была или смерть, или небытие. Только изнутри приобщённости к Богу можно понимать, что такое добро и что такое зло.
А Адам сделал ошибку: он решил тварным образом узнать, что такое добро и зло. Он решил вне Бога погрузиться в материальный мир и посмотреть: можно жить в нём или нет? И это — опыт тысяч людей, которые отвернулись или потеряли Бога или которым Бог не был открыт — обстоятельствами или злой волей людей. Такие люди погружены в вещество и должны быть вырваны из него для того, чтобы они как бы извне могли посмотреть на него и познать его как изумительную красоту, которая постепенно раскрывается, растёт, расцветает. Но если ты сам уйдёшь ниже корней, то никогда не увидишь ни ростка, ни цветка, ни плода.
Следующий вопрос. По учению некоторых Отцов Церкви, которое совпадает с некоторыми научными исследованиями, первый человек был создан, содержа в себе все возможности и мужского, и женского бытия. То есть он не был гермафродитом в том смысле, что он был и мужчиной, и женщиной, — он был совокупностью всех тех возможностей, которые потом могли расцвести в полноте и женственности, и мужского состояния. Очень интересно видеть в Библии, что Адам был создан, жил и в какой-то момент — но не изначально — Бог привёл к нему всех существующих животных, и Адам увидел, что он — единственное существо, которое не имеет себе напарника. Он один, а у всех других существ есть женский и мужской пол. Адам осознал себя одиноким. И Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному», и, как говорится в наших переводах, «навёл на человека крепкий сон» (Быт.2:18,21).
Греческий перевод употребляет более интересное выражение: греческий текст говорит, что Адам вошёл в состояние экстаза, исступления. Вы меня спросите, какая разница? Разница громадная: уснуть — это потерять сознание и быть как бы ниже себя самого, а исступление, экстаз — это состояние, когда человек теряет себя, потому что перерастает себя, это состояние восторга по сравнению с состоянием уныния. И вот в этом состоянии восторга из Адама как бы рождается Ева. Первая их встреча замечательна. Они встречаются лицом к лицу, Адам смотрит на Еву и говорит: это плоть от плоти моей, кость от костей моих, это я — и это она. Еврейский текст в этом смысле поразителен тем, что там употреблены слова иш и иша, мужская и женская форма одного и того же слова. По-русски же, когда мы говорим «мужчина» и «женщина», мы употребляем слова очень разные. Да, Адам вдруг осознаёт, видит, что Ева — это он в женском роде, а Ева смотрит на него и видит, что это она — в мужском, и вместе они составляют всечеловека, и это называется встреча.
Русское слово «встреча» известно. Два человека, которые были в разлуке, вдруг сошлись. По-сербски «встреча» значит «радость». Их встреча — ликующая радость, ибо каждый себя видит в другом, но сознаёт двойственность: не-он и он, «он» и «она», их соотношение — это единство двух, одна личность в двух лицах.


Митрополит Антоний СУРОЖСКИЙ

предыдущая    следующая