Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПРИЧАЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДУШУ МАТЕРИ,

или Узнает ли Христа душа внутриутробного младенца?

Ребёнок уже в утробе матери чувствует и воспринимает всё, что происходит вокруг него. Особенно же — душевное состояние матери, с которой он связан как бы тысячами нитей.

Если мать исповедуется, причащается, она вместе с малышом воцерковляется, сама обретаясь и его обретая во Христе. Это освящение, совершающееся прежде, чем ребёнок крестился, имеет большое значение. Нередко думают: если ребёнок не крещён, а мать при этом причащается, то спасительная благодать малыша не касается. Некоторые полагают, что только одно Крещение открывает действие спасительной благодати на человека, и поэтому не знают, нужно ли молиться за ещё не крещённого младенца. Некоторые сомневаются в том, что материнское причащение имеет большое значение для малыша, находящегося в материнской утробе.

Если бы эти сомнения были верными, не было бы Богослужения за и для некрещёных — Литургии оглашенных, не было бы в ней молитвы верных об оглашенных и днями Великого поста Церковь не молилась бы о готовящихся к просвещению, т.е. к Крещению.

 Давайте возьмём самый простой пример. Если человек выпьет яд, не подозревая, что это яд, произойдёт ли отравление? Да, по причине действия самого яда. Но если материальное по своему свойству так действует на человека, несмотря на осознание безвредности принимаемого вещества, то неужели Причастие не имеет силы действовать? Известны случаи, когда люди по недоразумению принимали Причастие, будучи некрещёными, и последующая жизнь показывала, что это имело для них решающее значение.

Человек сотворён по образу Божию, и по этому человек в Причастии неизбежно будет преображаться, причащаться Божества. Если мы, взрослые, это не всегда ощущаем явственно, значит, ум наш не открыт в своей сродности Богу. Он охвачен узами (самоугодия мира и дьявола) и закреплён в этом нашей волей, а значит, нашим согласием с таким положением дел. Отсюда при отсутствии веры, по разности природы нашего ума и благодати Божией, не происходит нашего причастия к преображению, к славе Бога в нас.

«Мы не даём названия «человек» отдельно душе или телу, — говорит св.Григорий Палама, — но тому и другому одновременно». Человеческий разум (дух человека) — это животворная сила, пронизывающая тело, как Божественные энергии, которыми Бог пронизывает всё. Тело человека, если оно пребывает в согласии с душой, должно быть способно к «духовным расположениям». «Если тело, — говорит св.Григорий Палама, — призвано вместе с душой участвовать в неизреченных благах будущего века, оно, несомненно, должно быть причастно им в меру возможного уже и теперь, ибо и у тела есть опытное постижение вещей Божественных, когда душевные силы не умерщвлены, но преображены и освящены».

Эти слова, несомненно, относятся к любому периоду пребывания человека на земле, и тело ребёнка в утробе матери развивается правильно до той поры, пока оно открыто к духовным расположениям, идущим через душу матери. Если мать причащается Тела и Крови Христовой, то, освящая и преображая мать, Христос не может оставить безучастным дитя, с которым мать составляет единое тело. Дитя тоже освящается, очищается от скверны греха, исполняется сил в собственном духе.

Как бы ни была душа человека подавлена и извращена грехом, она остаётся личностью. Человеческий дух имеет личные свойства, личное отношение к Богу, неужели Господь эту душу, Им возлюбленную, не признает, войдя в тело матери, и между ними не произойдёт общения? — Конечно, признает и общение произойдёт.

«Вестник Боровского монастыря», Калужская область

предыдущая    следующая