Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КАК ЖИЛИ В СТАРИНУ РУССКИЕ ЦАРИ-ГОСУДАРИ

Как можно учить наших детей по существующим ныне учебникам отечественной истории? Очень уж там всё с ног на голову перевёрнуто: образы русских царей и святых, например Прп. Сергия Радонежского, искажены до неузнаваемости; многим событиям дано ложное толкование, не в пользу русского народа. Цари представлены тиранами, объедалами, притеснителями простого народа, глупыми и ленивыми, а об их набожности — вообще ни слова. А давайте посмотрим, как же на самом деле жили русские цари в допетровские времена. Об этом рассказывает в своих книгах известный русский историк Иван Егорович ЗАБЕЛИН.

Не по дому господин, а дом по господину

Грановитая палатаОни жили в Москве, в самой середине Русского царства­государства. Двор, или дворец, царей находился тоже в середине, в середине самой Москвы, в Кремле. Во дворце были богатые палаты, одна из них уцелела до наших дней — это Грановитая палата. В палатах цари принимали иноземных послов, давали им пиры. В праздники угощали там бояр и людей всяких чинов, в том числе и слободских крестьянских старост. Все палаты были изукрашены иконописанием и блистали яркими красками и позолотою.

Но в палатах цари принимали только гостей, а сами жили в хоромах не особенно обширных. Три, много если четыре, комнаты служили достаточным помещением для Государя. Перед комнатами были тёплые сени вроде особой комнаты. При входе из сеней первая комната называлась переднею, потому что она была впереди других. За нею следовала комната, где Государь занимался делами, — то, что теперь называют кабинетом. Затем следовала крестовая комната, или моленная, где государь молился утром и вечером. Возле неё находилась постельная комната, или опочивальня.

Комнаты своим простором равнялись крестьянской избе, или крестьянской клети, т. е. имели ширину и длину всего в три сажени (итого 9 аршин), как и в крестьянских избах, и всегда было в них наружу три окна. И внутри они уподоблялись той же избе, потому что у стен неотменно в них устраивались обычные лавки. Стульев в то время ещё не употребляли. Бывало в комнате одно лишь кресло для самого государя. Точно так же были расположены и хоромы царицы, которые ставились отдельно от хором царя, но соединялись с ними сенями или переходами. У царицы после передней следовала крестовая, а потом комната. Такие же хоромы ставились и для государевых детей и соединялись сенями с хоромами царицы. По старозаветному обычаю русские царицы с детьми жили вблизи Государя, но вдали от людских всенародных глаз.

Всё здание государевых жилых хором строилось в три яруса, в три житья. Средний ярус занимали вышеупомянутые ком­наты, где жил сам Государь и царица. Нижний ярус состоял из таких же комнат, какие бывали в среднем ярусе. Эти нижние комнаты назывались подклетями. Значит, и государевы комнаты, по крестьянскому смыслу, были собственно клети. Верхний ярус был занят теремами, светлыми комнатами для летнего пребывания.

Как молились и веровали

Царь Михаил ФёдоровичРаннее утро заставало Государя в крестовой, в которой молебный иконостас, уставленный иконами, давно уже освещался множеством лампад и восковых свечей, теплившихся пред каждым образом. Государь вставал обыкновенно часа в четыре утра и, умывшись, тотчас же выходил в крестовую, где его ожидали духовник, или крестовый поп, и крестовые дьяки. Духовник благословлял Государя крестом, возлагая его на чело и ланиты, причём Государь прикладывался ко кресту и начинал утреннюю молитву. В то же время крестовой дьяк поставлял пред иконо­стасом на аналое образ святого, память коего праздновалась в тот день. По совершении молитвы, продолжавшейся с четверть часа, Государь прикладывался к иконе, а духовник окроплял его святою водою.

Святая вода привозилась иногда из весьма отдалённых мест, из монастырей и церквей, прославленных чудотворными иконами. Вода эта называлась «праздничною», потому что освящалась в храмовые праздники, совершаемые в память святых, во имя которых сооружены были храмы. Почти каждый монастырь и многие приходские храмы, по отправлении такого праздне­ства, доставляли праздничную святыню, икону праздника, просфору и св. воду в вощанке (восковой сосудец), в царский дворец, где она подносилась лично Государю. Таким образом, праздничная вода не истощалась круглый год.

После моленья крестовый дьяк читал духовное слово — поучение из особого сборника слов, распределённых для чтения в каждый день на весь год. Сборники эти известны под именем Златоустов, или Златоструев. Они составлялись из поучений отцов Церкви, и преимущественно Иоанна Златоуста, отчего и назывались Златоустами. Окончив утреннюю молитву, Государь выходил здороваться с царицею в её переднюю или столовую. После того они слушали в одной из верховых церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню.

Между тем с утра же рано собирались во дворец все бояре, думные и ближние люди — «челом ударить государю» и присутствовать в Царской Думе. Обсудив с боярами дела, Государь в их сопровождении шествовал, часу в девятом, к поздней обедне в одну из придворных церквей. Если же тот день был праздничный, то выход делался в собор, или в храм, или монастырь, сооружённый в память празднуемого святого. В общие церковные праздники и торжества Государь всегда присутствовал при всех обрядах и церемониях. Поэтому и выходы в этих случаях были гораздо торжественнее. Обедня продолжалась часа два. Едва ли кто был так привержен к богомолью и к исполнению всех церковных обрядов, служб, молитв, как русские цари. Один иностранец рассказывает, например, о царе Алексее Михайловиче, что он в пост стоял в церкви часов по пяти или по шести сряду, клал иногда по тысяче земных поклонов, а в большие праздники по полутора тысяч.

После обедни в обыкновенные дни в комнате Государь слушал доклады, челобитные и занимался текущими делами.

Как едали русские цари

Царь Алексей МихайловичЗаседание и слушание дел оканчивалось около 12 часов утра. Бояре, ударив челом Государю, разъезжались по домам. Государь шёл к столовому кушанью, или обеду, к которому иногда приглашал и некоторых из бояр. Но большею частью, когда не было праздничных или других каких торжественных столов, которые по обычаю призывали Государя делить трапезу и пировать в кругу боярства и всех других чинов, больших и малых, — он всегда кушал вместе с царицею. Повседневные столы бывали иногда в комнатах Государя, иногда в хоромах царицы. Иногда Государь праздновал
детские именины общим обедом в царицыных  хоромах.

Обыкновенный стол его не был так изобилен кушаньями, как столы праздничные или посольские. В домашней жизни цари представляли образец умеренности и простоты. По свидетельству иностранцев, к столу царя Алексея Михайловича подавались всегда самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага или лёгкое пиво с коричным маслом, а иногда только одна коричная вода. Но и этот стол никакого сравнения не имел с теми, которые Государь держал во время постов.

«Великим постом царь Алексей обедал только три раза в неделю, а именно: в четверг, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску чёрного хлеба с солью, по солёному грибу или огурцу и пил по стакану полпива. Рыбу он кушал только два раза в Великий пост и со­блюдал все семь недель поста… Кроме постов он ничего мясного не ел по понедельникам, средам и пятницам: одним словом, ни один монах не превзойдёт его в строгости постничества. То есть он постился восемь месяцев в году, включая шесть недель Рождественского поста и две недели других постов». Это сказывает иностранец. Такое усердное соблюдение постов было выражением строгой приверженно­сти Государя к Православию, ко всем уставам и обрядам Церкви Христовой.

Свидетельство иностранца вполне подтверждается и домашним свидетелем: «В постные дни, в понедельник, и в среду, и в пятницу, и в посты, готовят про царский обиход ествы рыбныя и пирожныя с маслом с деревянным и с ореховым, и с льняным, и с конопляным; а в Великий и в Успеньев посты готовятся ествы: капуста сырая и гретая, грузди, рыжики солёные, сырые и гретые, и ягодные ествы, без масла, кроме Благовещениева дня. И ест царь в те посты, в неделю, во вторник, в четверг, в субботу, по одиножды в день, а пьёт квас, а в понедельник и в среду, и в пятницу во все посты не ест и не пьёт ничего, разве для своих, и царицыных, и царевичевых, и царевниных именин».

Впрочем, несмотря на такое постничество и особенную умеренность, за обыкновенным столом Государя в мясные и рыбные дни подавалось около семидесяти блюд. Но(!) почти все эти блюда расходились на подачи боярам и другим лицам, которым Государь рассылал эти подачи как знак своего благоволения и почести. Для близких лиц он иногда сам выбирал известное любимое блюдо. Подавались сначала холодные и печенья, разное тельное, потом жареное, и затем уже похлёбки и ухи, или, так сказать, ушное.

В вечерню снова собирались во дворец бояре и прочие чины, в сопровождении которых царь выходил в верховую церковь к вечерне. После вечерни иногда слушались дела и собиралась Дума.

О бахарях, домрачеях и охоте на зайцев

Так что же, русские цари только и делали, что «думу думали и молились»? Нет, конечно. Обыкновенно всё время после вечерни до вечернего кушанья, или ужина, Государь проводил в семействе или с близкими людьми. Во время отдыха любимейшим занятием Государя было чтение церковных книг, в особенности церковных историй, поучений, житий святых и тому подобных сказаний, летописей. Особенно славился начитанностью царь Иван Грозный.

Кроме чтения цари любили живую беседу, любили рассказы бывалых людей о далёких землях, об иноземных обычаях и особенно о старине. Царь Алексей Михайлович держал во дворце стариков, имевших по сту лет отроду, и длинными зимними вечерами очень любил слушать их рассказы о старине, о событиях и делах, проходивших на их памяти, о дальних странствиях и походах. Это были так называемые верховые (придворные) богомольцы, весьма уважаемые за их благочестивую жизнь и древность лет. Особенное уважение Государя к старцам простиралось до того, что он сам бывал на их погребении, отправлявшемся с большим торжеством, обыкновенно в Богоявленском монастыре, на Троицком Кремлёвском подворье. Присутствие царя сопровождалось щедрою милостынею, которая раздавалась нищим, бедным людям, по тюрьмам колодникам и заключённым. Милостыня раздавалась также в третины, девятины, полусорочины и сорочины — дни, когда проходили панихиды.

Верховые, т. е. дворцовые («верх» значило «дворец») богомольцы назывались также и верховыми нищими; в числе их были и юродивые. Глубокое общее уважение к старцам и старицам, Христа ради юродивым основывалось на их святой богоугодной жизни и благочестивом значении, какое они имели для нашей древности. Общество благоговело пред ними, чтило их как пророков и провозвещателей Божией воли, как неуклонных и нелицеприятных обличителей. Верховые богомольцы певали Государю Лазаря и духовные стихи.

Цари Алексей Михайлович и сын его Фёдор Алексеевич очень любили церковное пение и потому особенно жаловали певчих и кроме славленья слушали разные церковные песни.

Были ещё при царском дворе слепцы­домрачеи, которые распевали сказки и былины о богатырях князя Владимира, с игрою на домре — струнном инструменте вроде балалайки. Они же играли и русские песни. Бахари, сказочники, рассказывали и песни, и сказки. Бахарь был необходимым лицом в каждом зажиточном доме.

В числе обыкновенных и самых любимых развлечений Государя была игра в шахматы и однородная с нею игра в шашки. По свидетельству иностранцев, во дворце каждый день играли в шахматы. Сколько обыкновенна и в какой силе была эта игра, можно судить уже по тому, что при дворце состояли на службе особые мастера, токари, которые занимались единственно только приготовлением и починкою шахмат, отчего и назывались шахматниками.

Весьма часто Государь проводил время в рассматривании разных работ золотых дел мастеров, ювелиров, или алмазников, иконописцев, серебряников, оружейников и вообще всех ремесленников, которые что­либо изготовляли для украшения царского дворца или для собственного употребления Государя. Зимою, особенно по праздникам, цари любили смотреть медвежье поле, т.е. бой охотника с диким медведем. Раннею весною, летом и во всю осень они часто выезжали в окрестности Москвы на соколиную охоту. Эта потеха (любимая у царя Алексея Михайловича) начиналась нередко с самого утра, до обеда, и продолжалась после обеда до вечера. Вообще лето Государь проводил большею частью в загородных дворцах, развлекаясь охотою и хозяйством. Зимою он хаживал иногда сам на медведя или на лося, охотился за зайцами.

Почему русских царей водили под руки

Не из­за телесной немощи последних. Всё дело в одежде. Так как же одевались русские Государи?

Благочестивые московские цари совершали богомольные выходы в каждый церковный праздник, присутствовали при всех обрядах и торжествах, отправляемых Церковью в течение всего года. Эти выходы придавали церковным празднествам ещё более красоты и торжественности. Государь являлся народу в царском великолепии. Самые обыкновенные, почти каждодневные выходы царя к обедне и вообще к церковной службе в известные праздники были не что иное, как царственные шествия, которые возвещались особым колокольным звоном, который и назывался выходным.  

К обедне Государь выходил обыкновенно пешком, если было близко и позволяла погода, или в карете, а зимою в санях, в сопровождении бояр и прочих служилых и дворовых чинов. Великолепие и богатство выходной одежды Государя соответствовали значению торжества или праздника, по случаю которого делался выход. Относительно верхней одежды: летом царь выходил в лёгком шёлковом опашне (длиннополом кафтане) и в золотой шапке с меховым околом; зимою — в шубе и в горлатной (меховой) лисьей шапке; осенью и вообще в ненастную, мокрую погоду — в суконной однорядке. Под верхнею одеждой был обычный комнатный наряд, зипун, надеваемый на сорочку, и становой кафтан. В руках всегда был посох единороговый, или индейский из чёрного дерева, или простой из карельской берёзы. И те и другие посохи были украшены дорогими каменьями. Во время больших праздников и торжеств, каковы были Рожде­ство Христово, Богоявление, Неделя Вербная, Светлое Христово Воскресение, Троицын день, Успение и некоторые другие, Государь облекался в наряд царский. К царскому наряду принадлежали: царское платье, собственно порфира, с широкими рукавами, царский становой кафтан, цар­ская шапка, или корона, диадема или бармы (богатое оплечье), наперсный крест и перевязь, возлагаемые на грудь; вместо посоха — царский серебряный жезл. Всё блистало золотом, серебром и дорогими каменьями. Башмаки, которые надевал Государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом и украшены каменьями. Тяжесть наряда была значительна, и потому в подобных церемониях Государя поддерживали под руки стольники, или бояре.

Царь Иван Васильевич выходил к обедне в сопровождении рынд. Очевидец описывает подобный выход (1565 г.): Государь собрался к обедне. Он сошёл с дворцового крыльца, выступая тихо и торжественно и опираясь на богатый серебряный вызолоченный жезл. За ним следовало более осмисот человек свиты в богатейших одеждах. Шёл он посреди четырёх молодых людей, имевших от роду лет по тридцати, сильных и рослых: это были рынды, сыновья знатнейших бояр; двое из них шли впереди его, двое — позади. Одеты все четверо одинаково: на головах высокие шапки из белого бархата, с жемчугом и серебром, подбитые и опушённые вокруг большим рысьим мехом. Одежда из серебряной ткани, с большими серебряными же пуговицами, до самых ног: подбита она была горностаями; на ногах сапоги белые, с подковами; каждый на плече нёс красивый большой топор, блестевший серебром и золотом.

Не ради чванства одевались богато цари, но едино ради торжественности момента. В обычные же дни русские государи одевались просто и неброско.

предыдущая    следующая