Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

"ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА" В ГОСТЯХ У "ЧАДУШЕК"

Сегодня в гостях у «Чадушек» газета «Вифлеемская звезда», которую выпускают ученики воскресно-приходской школы  имени свв. первоучителей словенских Кирилла и Мефодия при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Окормляет школу священник Воскресенского храма о.Дионисий БУРМИСТРОВ. А помогает ребятам в нелёгком труде юных корреспондентов — редактор газеты Татьяна Викторовна СИНГАРИЕВА. Она рассказала, что распространяется газета только среди своих прихожан. Серьёзные и важные  статьи на первую полосу готовят батюшки — священники храма Воскресения Христова, а уж всё остальное пишут и рисуют сами ребята. Пишут о праздниках, интересных или поучительных случаях в школе и в жизни, о дружбе, о паломнических поездках, обо всём, что их заинтересовало и о чем захотелось рассказать без секрета всему свету. Мы публикуем самые интересные, на наш взгляд, статьи. Прочтите и, быть может, вам тоже захочется делать газету, ведь и в вашей воскресной школе и в родном храме происходит много интересного и замечательного.

СНАЧАЛА БЫЛА ШКОЛА

Так получилось, что воскресно-приходская школа, которая ныне существует при храме Воскресения Христова близ Варшавского вокзала, была выстроена почти на сто лет раньше, чем храм.

Здание нашей школы было построено в 1897 году «Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», возглавлял которое будущий священномученик Философ Орнатский. Городская Дума по просьбе Общества выделила участок земли у Варшавского вокзала в 1000 кв. сажень, а Министерство путей сообщения присоединило к нему ещё участок в 400 кв. сажень под постройку Церковного дома. На это место был перенесен временный деревянный храм, в котором помещалось 300 прихожан. Покровителями Общества являлись правящие архиереи Санкт-Петербургской епархии, сам Государь Император Николай II и члены августейшей фамилии. В числе почётных членов были — протоиерей Иоанн Кронштадтский, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, ещё многие известные государственные деятели.

В здании, помимо трёхклассной церковно-приходской школы на 150 детей, располагалась также воскресная школа для взрослых, безплатная библиотека с читальным залом и квартиры для служащих. Дети в школе, расположенной на втором этаже, изучали: Закон Божий, русский язык, чистописание, славянское чтение, арифметику, рисование, пение, ремёсла для мальчиков, а для девочек было открыто дополнительное профессиональное отделение — рукодельный класс, где обучали портновскому и белошвейному делу. Руководил школой со дня её основания о.Александр Рождественский. Он же в 1898 году организовал при храме Александро-Невское общество трезвости. После смерти всеми любимого батюшки школа получила имя о.Александра Рождественского.

В начале прошлого века в читальном зале стали устраиваться чтения со световыми картинами — так называли раньше немое кино — религиозно-нравственного содержания. Желающих было так много, что приходилось ограничивать вход, делая его платным. В течение года от чтений собиралась сумма свыше 1000 рублей. Деньги шли на устройство безплатной столовой для школьников, в которой ежедневно кормили более 100 детей. Кроме того, для бедных учеников приобретались одежда и обувь.

А закладка каменного храма во славу Воскресения Христова и в ознаменование бракосочетания Их Императорских величеств была произведена 25 июля 1904 года.

И.Константинова, преподаватель старшей группы Воскресной школы

Сейчас при школе работают кружки — керамики, бисероплетения, древнерусского золотого шитья, музыки и пения, есть класс флейты.

ПОКУДА СИДИТ ГОЛУБЬ

На осенних каникулах ребята нашей воскресной школы ездили в Великий Новгород. Пока ехали, преподаватели рассказывали нам о Новгороде, его истории, святителях новгородских и подвижниках благочестия. Мы узнали, что в древнем Новгороде важную роль играла торговля. Пятница — торговый день — приходилась на богослужебный день, посвящённый мц.Параскеве, и потому эта святая особо почиталась новгородцами. Узнали, что икона с изображением покровителя русских православных воинов св.мч.Георгия Победоносца на коне пришла из Новгорода… Тут мы заметили из автобусных окон, что уже подъезжаем к музею деревянного зодчества «Витославицы». Это оказался большой парк, на территории которого размещены древнерусские храмы, избы, срубы колодцев… Многие постройки сделаны без единого гвоздя, будто составлены из множества резных деревянных деталей, входящих друг в друга. Так строения долго сохраняются, дерево не прорастает мхом.

Далее путь лежал в Варлаамо-Хутынский женский монастырь. К сожалению, мы плохо знали дорогу, к тому же усиливалась вьюга и дорога становилась все хуже видна. И тут, видимо, по молитвам прп.Варлаама, нам встретились люди, которые сами предложили показать нам дорогу до самой обители… Мы все приложились к многоцелебным мощам св.Варлаама Хутынского, а священник из монастыря о.Макарий отслужил молебен и подарил нам иконочки-календарики, освящённые на мощах преподобного. Потом мы пошли к чудо-горочке, которую при жизни прп.Варлаам наносил своей шапочкой. Люди, страдающие различными немощами, в особенности болезнью костей, лежат на этой горочке и по вере исцеляются от своих недугов. А недалеко от монастыря находится источник прп.Варлаама. Там мы набрали воды и поехали в Кремль.

 Вот они — ров, мощные древние стены, большие вечевые колокола — отголоски былой новгородской вольницы. В Кремле — храм святой Софии — святыня новгородская. На наружной стороне стены храма мы заметили небеленую часть — это византийская плинфа. На Руси храмы не белили, а оставляли плинфу, которая представляет собой чередование строительных материалов так, что получаются полосы. Здесь мы приложились к св.мощам свт.Никиты Новгородского, св.Феодора, брата св.кн.Александра Невского, свт. Иоанна, св.прп.кн.Анны — жены Ярослава Мудрого и её сына, прп.кн.Владимира — строителя Софийского собора. На кресте храма св.Софии сидит голубь. Есть предание, легенда, что «покуда сидит голубь — стоит Новгород».

 Маша РАДЫШ, 15 лет, 2002 г.

ТЯЖЕЛА ТЫ, ШАПКА ОТШЕЛЬНИКА

 В ноябре мы ездили в Тихвин, посетили два монастыря: Богородичный Успенский и Антониево-Дымский. В Успенском монастыре есть чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская», которая пришла по воздуху и указала место будущей обители. Правда, сама явившаяся икона исчезла в годы революции, и теперь в монастыре список с неё, перед которым наша группа отслужила молебен. Потом мы немного гуляли и заметили, что Успенский собор монастыря немного напоминает Новгородскую Софию, а колокольня — это миниатюра колокольни Новгородского прославленного храма. И это не удивительно, потому что раньше эти земли принадлежали Новгороду и здесь пролегал путь «из варяг в греки».

У ворот Антониево-Дымского монастыря, дорогу к которому нам показал послушник Аркадий, нас встретил пёс Дозор. Меня поразило, что жёлтую часовню, примостившуюся на берегу Дымского озера, венчает крыша в виде железной шляпы. По преданию, св. прп.Антоний Дымский (прославившийся тем, что построил Дымский монастырь на берегу озера возле кельи, в которой жил как отшельник) носил железную шапку весом 3 кг 200 г и не снимал её ни днем, ни ночью. Сейчас монастырь выглядит как в начале его постройки — ни стен, ни храма. Стоят только кельи для братии и колокольня. На озере ещё есть камень, на котором любил молиться святой Антоний. К сожалению, сейчас камень ушёл под воду.

Мы приложились к мощам преподобного и вернулись домой.

Игорь ЗАГОРСКИЙ, 12 лет

НОЧЬ В КОСТРОМЕ

В июле я попала в паломническую поездку по Золотому Кольцу Москвы. Ночевали мы всю неделю в поселке Борисоглебск, но в ночь с 16 на 17 выехали в Кострому на литургию. Ехать было далеко, и наш батюшка о.Максим прочитал молитвы ко Святому Причащению и исповедовал паломников прямо в автобусе.

 Вот и Кострома. У ворот Ипатьевского монастыря стоял народ, ожидающий митрополита. Когда владыка прошёл через ворота, все двинулись за ним. Многие поднимали цветы, брошенные под ноги митрополиту. Вскоре и у нас в руках запестрели взятые с земли цветы. На улице было холодно, и мы поспешили в храм, который оказался больше, чем казалось с улицы. Слева от Царских врат стояла чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, украшенная цветами. Мама шепнула, что этой иконой митрополит Филарет благословил на царство Михаила — первого царя из династии Романовых. Рядом с Феодоровской находилась икона царя-мученика Николая — последнего царя этой династии.

Ещё перед отъездом я плохо себя чувствовала, у меня была повышенная температура. В храме было жарко и душно, но мне показалось, что служба длилась недолго, потому что сверкающее паникадило, огоньки свечей, батюшки в праздничных одеяниях и светлые улыбки молящихся сливались в одно неописуемое торжество. Когда пропели «Отче наш», храм ожил, родители стали будить спящих малышей. Вот и батюшки вышли с чашами в руках из алтаря. Причастившись, мы пошли к выходу, чтобы не мешать другим. Всем, кто был на службе, на память подарили иконки Царских мучеников. Мне было радостно приложиться к кресту и получить иконку. Выйдя из храма, мы пошли к киоску, где всем выдавали пирожки и воду. Получив ещё и эти подарки, мы направились к своему автобусу. По дороге наш автобус догнал Крестный ход, который шёл с севера России. Мужчины несли огромную икону Божией Матери «Державная». Водитель остановил автобус, и мы, забежав вперед, успели пройти под иконой.

Как только широкая Волга, вся в корабельных огнях, осталась позади, я уснула. Когда приехали, мама разбудила меня, и оказалось, что от температуры не осталось и следа.

Галя СКУДАРЕВА, 12 лет

ПО ХРАМАМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Рис. Мордовца Виктора, 11 л.24 января мы ездили на экскурсию «Православные храмы Ленинграда, действовавшие во время Великой Отечественной войны». Представьте, 1941-42 годы, осаждённый город, постоянные бомбежки, дома без отопления, воды и света, страшный голод. Но среди большого горя, постигшего Ленинград, все же оставалось одно чудесное утешение для измученных жителей. Это десять действовавших православных храмов — Николо-Богоявленский морской собор, Спасо-Преображенский собор, церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, Князь-Владимирский собор, церковь св.вмч.Димитрия Солунского в Коломягах, Князь-Владимирская церковь в Лисьем Носу, Спасо-Преображенская церковь Шуваловского кладбища, Никольская церковь Большеохтинского кладбища, Свято-Троицкая церковь в Лесном, церковь св.прав.Иова Многострадального на Волковом кладбище. Мне было интересно узнать, чем помогала церковь людям во время блокады. Оказывается, несмотря на жуткий холод и голод, службы не прерывались, священники, сами едва живые, подбадривали, укрепляли дух людей. Но не только молитвой церковь помогала ленинградцам. При приходах создавались отряды, которые помогали слабейшим, распределяли мизерные приношения прихожан. Церкви стали пристанищем для людей, оставшихся без крова, и для тех, у кого не было сил дойти до дома. Людей размещали в подвалах храмов, утешали, отогревали, давали кипятка…

Ещё мы много узнали о случаях чудесной помощи святых и Божией Матери жителям осаждённого города.

Катя УМАНСКАЯ

И ЛЕБЕДА НА ПАСХУ

 …После панихиды по жертвам блокады мы сели в автобус, и экскурсовод Анна Александровна начала грустный рассказ со слов «Слава Богу за всё». Она рассказывала о том, как мучительны, нечеловечески тяжелы были эти 900 дней для ленинградцев. Но даже в таком положении люди оставались милосердными и сострадательными. Когда все были ослаблены холодом и голодом, было особым подвигом помочь другому человеку, например, довести более слабого до его дома. Особенно меня поразил рассказ про то, как во время блокады была создана Дорога Жизни, по которой ехали грузовики с мукой. Однажды у одного грузовика сломался мотор. Поломка была небольшая, но вот беда — у водителя закоченели руки. Тогда он облил их бензином, поджёг, починил мотор и благополучно довёз груз.

 В нашей семье тоже сохранилось воспоминание о маленьком чуде, которое произошло на Пасху в 1942 году. Дедушка мой во время блокады был маленьким мальчиком и жил со своей мамой на Васильевском острове недалеко от Академии Художеств, где было бомбоубежище. Накануне праздника к ним в гости пришла знакомая, которая жила за Невской Заставой, и принесла лебеды на Пасху. В этот день фашисты особенно часто бомбили город. Когда в очередной раз была объявлена воздушная тревога, дедушкина мама сказала: «Не пойдем в бомбоубежище. Уж как Бог даст». И оказалось, что при этом обстреле снаряд попал в бомбоубежище, причём именно в то место, где обычно на матрацах во время обстрелов находилась наша семья. Но в этот день мои родные остались дома и славили Господа.

Саша СМИРНОВ, 12 лет, 2004 г.

БЛЮДО

При нашем храме Воскресения Христова до революции духовно окормлялось Общество трезвости, ставшее в 1914 году Всероссийским братством, насчитывающим в своих рядах 70 000 человек. Случайно мы узнали, что в семье потомков митрополита Японии Сергия (Тихомирова) хранится мельхиоровое блюдо, подаренное ему от Общества трезвенников. Созвонившись, мы отправились на самый край города — станцию метро «Ленинский проспект». По скользкому льду добрались до точечного высотного дома и очутились в уютной квартире, где нас приняли как самых дорогих гостей, напоив чаем с разными вкусностями. Осматриваясь, мы невольно залюбовались дивно вышитыми иконами, и хозяева квартиры Мария Леонидовна и Борис Александрович Моховы сообщили нам, что это труды дочери Веры, выполняющей заказы по золотому шитью для разных храмов и монастырей.

И, конечно, в семье бережно хранится память о Владыке Сергие. Мы рассматривали пожелтевшие от времени фотографии, переложенные калькой, но как бы нам ни хотелось иметь такие фотографии, мы не посмели попросить вынести их из семьи для пересъёмки. Зато мы с интересом выслушали рассказ…

После смерти святителя Николая Касаткина на его место был назначен Сергий Тихомиров, который возглавлял миссию с 1912 по 1945 годы. Отцом о.Сергия был новгородский священник Алексий Тихомиров, награжденный за постройку храма в Гузях наперсным крестом. В семье было три дочери и четыре сына. Трое сыновей стали священниками, и один из них — о.Иоанн, протоиерей Благовещенского собора, мученически погиб на Соловках.

Владыка Сергий родился в 1871 году, и после окончания в 1892 году Новгородской Духовной семинарии поступил в СПб Духовную академию. В 1895 году пострижен в монашество, в один год посвящен в сан диакона и иеромонаха, в 1896 году после окончания академии со степенью кандидата богословия назначен инспектором СПб Духовной семинарии. Этот год нам особенно интересен, поскольку надпись на блюде тоже 1986 года: «Наш. Проповеднику от.Сергию. 25.09.1896 от благодарных трезвенников», далее торговая марка — «Мельхиор. Торговый дом П.И.Оловяннишникова. Сыновья». Если заглянуть в церковный календарь, то увидим, — на этот день приходится память Сергия Радонежского, так что у нас есть все основания утверждать, что трезвенники поздравляли о.Сергия с Днём ангела. Можно предположить, что выпускник Академии многократно читал перед ними проповеди.

Перед отъездом в Японию в 1907 году блюдо, которым владыка, по всей видимости, очень дорожил, было подарено сестре Олимпиаде, бывшей замужем за сокурсником о.Сергия по академии Дмитрием Львовичем Тогатовым, преподавателем иностранных языков и математики в Духовном училище в Тихвине. О том, что к памяти митрополита Сергия в семье относились трепетно, говорит тот факт, что в эвакуацию в г.Куйбышев во время Великой Отечественной войны среди немногих вещей было взято и это блюдо. Затем по наследству семейная реликвия перешла к дочери — Марии Львовне, в замужестве Устиновой, а затем и к внучке, сегодняшней хозяйке — Марии Леонидовне Моховой, дочери Устиновых.

В 1996 году в Духовной академии в СПб прошла конференция «Православие на Дальнем Востоке», на которой Мицуо Наганава посвятил памяти митрополита Сергия отдельный доклад.

Прощаясь, добрейшая Мария Леонидовна призналась: «Когда бывает трудно, я мысленно прошу владыку о помощи и всегда получаю утешение».

Татьяна ЗАЛЕТОВА, Анастасия РАДЫШ

предыдущая    следующая