Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

АПОЛЛОН КОРИНФСКИЙ О КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНЕ

Аполлон Коринфский — бытописатель, поэт и перелагатель народных сказаний в своей книге «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц» писал о колыбельной песне:

«В Тверской губернии на старой-кондовой Велико-Руси, записана любопытная колыбельная песенка.

Бог тебя дал,
Христос даровал,
Пресвятая Похвала (Богородица)
В окошечко подала, —
В окошечко подала, —
Иванушкой назвала;
Нате-тко —
Да примите-тко!

— запевается-начинается эта песенка. Продолжается она обращением к близким ребенку людям: «Уж вы, нянюшки, уж вы, мамушки! Водитеся, не ленитеся! Старые старушки, укачивайте! Красные девицы, убаюкивайте!» Вслед за этими увещевательными словами, с которыми-де подала малютку в окошечко «Похвала», идет самое убаюкиванье: «Спи-се с Богом, со Христом! Спи со Христом, со Ангелом! Спи, дитя, до утра, до утра, до солнышка! Будет пора, мы разбудим тебя. Сон ходит по лавке, дремота по избе; сон говорит: «Я спать хочу!» Дремота говорит: «Я дремати хочу!» По полу, по лавочкам похаживают, к Иванушке в зыбочку заглядывают, — заглядывают, спать укладывают…» Многое множество других колыбельных песен распевается на Руси и над мягкой постелькой барского дитяти нянюшками-мамушками, и над холщевою или лубяной зыбкой будущего пахаря-хлебороба Русской Земли. И в каждой песенке, кем бы она не пелась, чувствуется нежная любовь к маленькому существу, несущему в мир улыбку солнца, озарявшего потерянный рай праотцев человечества. И каждая-то песенка, тихим журчанием ручейка льющаяся над колыбелью, встречает «случайного гостя земли» приветливым обещанием всяческих благ земных. Некоторые сулят ему, — хотя бы он и был детищем бедняка, и в глаза не видывавшего никаких приманок жизни, — что он «вырастет велик, будет в золоте ходить, будет в золоте ходить, серебро носить, нянюшкам-мамушкам, девушкам-красавицам пригоршни жемчуга дарить» и т.д. В других утешают будущего крестьянина тем, что он «будет воевать-богатырствовати, службу царскую служить, прославлятися». Третьи сулят убаюкиваемому нечто иное, более близкое к осуществлению: вроде вятской песенки, начинающейся упоминанием о «куньей шубе», будто бы лежащей «на ногах» ребенка, и о «соболиной шапке» — у него «в головах», но вдруг совершенно неожиданно переходящей к почерпнутым из окружающей действительности словам:

Спи, посыпай, на повоз поспевай!
Доски готовы, кони снаряжены…
Спи, посыпай, боронить поспевай!
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем, боронить сошлем
В чистые поля, в зеленые луга!..

Когда ребенок начинает из засыпающего под звуки песен «несмышленыша» превращаться в пытающегося проявлять сознательное отношение к окружающему (принимается «гулить»), — к колыбельным песенкам присоединяются «потешные». Ими мать (или нянька) забавляет дитятю, отвлекая его от слез и крика, к которым будущий человек питает немалую склонность — и в палатах-хоромах, и в избах-хатах. Тут народное песенное слово изощряется на всевозможные лады, объединяя в себе и напев, и сказку, и скороговорку, и даже игру. Появляются действующими лицами таких песен-утех и «сорока-белобока», варящая кашу да гостей созывающая, и кошка, выходящая замуж «за кота-воркота», и «коза рогатая, молоком богатая», и «петушок-золотой гребешок, масляна головка», и «долгоногий журавель», что «на мельницу ездил, диковинки видел», и «зайчик-коротеньки ножки, сафьяновы сапожки», и ворон, сидящий на дубу, играющий «во трубу», и многое-множество других зверей, птиц и невидали всякой. Прислушивающийся ко всему этому ребенок вводится в неведомый ему дотоле, пробуждающий в нем пытливость, мир природы, непосредственно связанный с жизнью крестьянина. Надолго, если не навсегда, запоминаются с детства эти песенки потешные, после которых ребенок начинает «становиться на ножки», ходить и лепетать своим детским, день ото дня все более и более богатеющим языком».

предыдущая    следующая