Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«КОГО Я ЛЮБЛЮ, ТЕХ ОБЛИЧАЮ И НАКАЗЫВАЮ»

Детям, как и Божьим цветам, нужны нежно греющее солнце, т.е. любовь, нежность, ласка родителей, но вместе с тем и влага - наставления и вразумления, а подчас и гроза - наказание.

Наказание детей есть не только право родителей - это их обязанность. Вспомним, что именно за пренебрежение наказанием порочных сыновей был наказан Богом священник Илий (1Цар.3,13).

Св.Иоанн Златоуст говорил о необходимости наказывать детей: "А те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами, и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души. Поэтому, подобно тому, как если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, то набрасываешь на уста ее узду, с силою поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что, правда, составляет наказание, но ведь наказание - это мать спасения, - так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают: связывай грешника, пока не умилостивишь Бога; не оставляй его развязанным, чтобы ему еще более не быть связану гневом Божиим. Если ты свяжешь, Бог затем не свяжет, если же не свяжешь, то его ожидают невыразимые цепи" ("О воспитании детей"). "Кого любит Господь, того наказывает", - говорится в Притчах Соломона (3.12).

Для любящего сердца приятнее и легче баловать детей; тяжело и трудно их наказывать. Поэтому наложение наказаний есть признак глубокой, деятельной любви, жертвующей своим душевным миром ради очищения запятнанной грехом духовной одежды ребенка.

Каково основное назначение увещеваний и наказаний? То же, что очищение от плевел. По словам Самого Господа, сатана постоянно засевает страсти, злые наклонности в наши души и наших детей с самого раннего возраста (Мф.13,25). Родители призваны вырывать злые ростки этого посева внушениями и наказаниями. Вырывать их тем легче, чем ранее злой росток замечен. Но если в ребенке или юноше господствуют самоуправство (порождение гордости), и он не сознает своей вины, оправдывается или смягчает ее, то злой росток не будет вырван взысканием, а только примят и заглушен. В этом случае наказание должно быть серьезным, чтобы надолго запомниться. Ап.Иуда указывает: "…к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте…" (22,23).

Как рано надо начинать наказывать детей и как это делать? Соломон пишет: "Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его" и: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" (Притч.19,18 и 13,24). О том же говорит и народная мудрость: "Наказывай дитя, пока оно лежит поперек лавки, поздно будет, когда оно ляжет вдоль лавки". Итак, наказание за проступки обязательно уже для самого раннего возраста. Однако воспитание детей в Новом Завете должно совершаться в духе любви, кротости и милосердия. Поэтому бить ребенка не надо. Наказание может быть более чувствительным и действенным, чем удары. Такими наказаниями могут быть лишение на определенное время игр, книг, развлечений, удовольствий, сластей, посещения знакомых, постановка в угол, принудительное сажание на стул на время и т.п.

Мать затворника Задонского Георгия имела обыкновение наказывать мальчика Георгия за невнимание в Церкви земными поклонами и непозволением обедать с собою. Старец архимандрит Гавриил (Спасо-Елезаровской пустыни) рассказывал, как отучила его матушка от шалостей. "Бывало нашалишь, а матушка и скажет: "Вот ты все не слушаешь, шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу. Ты своими шалостями грехи выращиваешь - потом и сам с ними не сладишь". А молодость берет свое: как ни удерживаюсь - опять и нашалю… Тут матушка станет на колени перед образами и начинает со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться: "Господи, вот я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушает меня. И сам погибнуть может и меня погубить… Господи, не оставь, вразуми его…". А я стою возле, притихну, слушаю ее жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жаль. "Матушка, а матушка… я больше не буду", - шепчу ей несмело. А она все просит Бога обо мне. Я и сам уж начну молиться рядом с матушкой".

Следует учитывать, что строгое внушение и длительный разговор с ребенком с подробным разбором его проступка может быть для детей наиболее неприятным наказанием, если такие внушения проводить умело. Я задал вопрос одному мальчику - какие меры воздействия оказывали на него наибольшее влияние? Мальчик ответил: "Когда перетерпишь наказание, то переживаешь чувство, что ты расквитался за свою погрешность и более не безпокоишься за происшедшее. Когда же тебя только пристыдят, а не накажут, то чувствуешь смущение и раскаяние, и вина безпокоит совесть значительно сильнее, чем в первом случае".

Не следует пренебрегать самыми малыми проступками детей. Пусть будет мало1 наказание, но оно должно иметь место при всяком проступке ребенка. По духовному закону, если мы не пострадаем и не постыдимся за свои грехи на земле - они останутся неизглаженными из книги жизни и нам придется потерпеть за них на том свете. На этом основано Таинство покаяния - исповеди. При наложении наказания на детей необходимо, чтобы родители были в мирном состоянии духа. При раздражении человека покидает Святой Дух и теряется любовное единение душ ребенка и родителей. Кроме того, в раздражении легко погрешить несправедливостью и жестокостью под влиянием лукавого духа, владеющего раздраженным человеком. Поэтому, чувствуя гнев и раздражение на детей, наказание, разговор с ними и внушение надо откладывать до того времени, когда успокоится дух и чувство любви к ним не будет затемнено раздражением. При таких случаях св.Отцы напоминают нам, "как может сатана изгонять сатану?" (Мк. 3,23).

На опасность ожесточить детей обращением или наказанием, связанными с раздражением, указывает нам ап.Павел: "…вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф.6,4).

Образец любовного, кроткого вразумления ребенку дает Евангелие. Отрок Иисус, по мнению Матери, провинился перед Нею и Иосифом: не сказав Им ничего, Он остался в Иерусалиме после праздника Пасхи, когда Они отправились домой в Назарет. Его Мать и Иосиф разыскивали Его в течение трех дней. Прочтем в Евангелии укор Матери: "Чадо! что Ты сделал с нами? вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя" (Лк.2,48). Здесь изложение вины Отрока. Здесь укор. Но какой нежный укор, какая любовь слышится в каждом слове Матери. И когда мы увидим наших детей в чем-либо виновными, то вспомним этот Евангельский образец любовного обличения и будем подражать ему.

Прп.Серафим Саровский так говорил одному игумену: "Будь своим духовным детям не отцом, а матерью". Этими словами Преподобный указывал на необходимость проявления не столько суровости и строгости отцов, сколько нежной любви и снисходительности матери. Надо бояться как излишнего снисхождения, так и духовного разрыва - отчуждения от нас детей и их ожесточения. Такое ожесточение сердца еще не так опасно в раннем возрасте: ребенка легче уговорить, смягчить лаской или наказанием. Но для юношей это может не иметь успеха. И тогда родителям остается применить средство, которое можно назвать подвигом любви.

Пример такого воздействия имеется в летописях Оптиной пустыни. Один скитский брат перестал ходить на ночное бдение, оправдывая себя тем, что сам скитоначальник - игумен Антоний - тоже не ходит. А у последнего в это время так болели ноги, что он не в силах был стоять. Тогда игумен Антоний, несмотря на болезнь, пошел на бдение, а оттуда в келию брата. "Прости, брат, - сказал Антоний, - если ты не думаешь о своей душе, то я сам пришел вместо тебя на бдение". И поклонился брату в ноги. Когда он кланялся, из голенищ его сапог полилась кровь, так как сапоги были полны крови от открывшихся ран на ногах. Ужаснулся брат, бросился в ноги игумену, прося прощения, и с тех пор стал вставать на бдение. Пусть помнят родители этот случай…

Родителям надо соединить любовь к детям с мудростью обращения с ними. Пример подобной мудрой уступчивости дает прп.Пахомий Великий. В одном из египетских монастырей один монах добивался должности, которой не был достоин. Игумен сказал, что прп.Пахомий не считает достойным его этой должности (хотя преподобный не говорил этого). Монах в сильном гневе повел игумена для объяснения с прп.Пахомием, когда тот был на стене, которую он возводил вокруг монастыря. Монах начал кричать преподобному: "Сойди, чтобы доказать мой грех, Пахомий-лжец". Поняв душевное состояние инока, преподобный спокойно сказал: "Прости меня, я согрешил, а ты никогда не согрешал?" Гнев монаха утих. А преподобный, узнав в чем дело, дал совет игумену: "Исполни его просьбу, чтобы душу его вырвать из рук врага". Получив то, чего домогался, монах раскаялся в своей грубости в отношении преподобного: "Бог знает, что если бы ты не был великодушен ко мне и сказал бы мне одно грубое слово, то я оставил бы монашество и сделался мирянином. Будь же благословен человек Божий, потому что Господь оживил меня через твое великодушие".

Будем помнить, что лишь любовь будет прокладывать родителям путь к сердцу детей и не отталкивать их при наказаниях. Если детское сердце не ожесточено, то совесть ребенка сама будет изобличать его. И если ребенку привита мысль о необходимости претерпеть за проступок, то он будет чувствовать удовлетворение, претерпев наказание: ведь солнце особенно приятно светит и нежно греет именно после грозы. Наказание есть страдание, а страдание очищает и просветляет душу, если переносится со смирением. Но при частом наказании детей может возникнуть опасность ожесточения их сердца, угасания их любви, отчуждения от родителей, уныние. И если нельзя избежать наказаний, то надо иметь средство, чтобы парализовать дурные последствия, которые могут проявиться после наказаний. Средства эти - похвала, поощрения и награды. Но похвала может приносить вред и развивать в детях тщеславие и са- момнение? Это так, если детей только хвалят. На похвалу нужно смотреть как на лекарство, которое можно и должно применять. Умеренно. Она является могучим средством поощрения ребенка к трудолюбию, старанию, послушанию.

Детям надо внушать, что все таланты и способности даны нам от Бога и ими нечего гордиться. От способных же больше и требуется: "…от всякого, кому дано много, много и потребуется" (Лк.12,48). В некоторых случаях потребуются уроки, подобно этому. В Дивеевском монастыре жила вдова с дочкой. Девочка была красива и часто слышала похвалу своей наружности. Это развило в ней тщеславие и склонность наряжаться. Мать попросила одну из инокинь дать девочке урок в этом отношении. При встрече с девочкой сестра и говорит ей в присутствии других: "Что с тобой, как ты подурнела?" Слова произвели на девочку глубокое впечатление, и она оставила страсть к нарядам.

Чтобы согревать в детях ревность к добродетелям, нужны различные поощрения - подарки, сласти, разумные развлечения, посещения знакомых… - как следствие их достойного поведения и прилежания. Пусть дети чувствуют, что родители справедливо оценивают их поведение. Если их проступки не остаются без наказания, то и доброе в их поведении приносит утешение и награду.

Примером просветления души ребенка является письмо восьмилетней девочки своей матери (приводится в орфографии оригинала): "Каюсь во всем. Каюсь в том, что я тебя и папу не слушала. Каюсь я, что Витю обижала. Сознаюсь в том, что когда ты уходила, то я, как будто жулик, встаю на Витину кровать и отрезаю я кусочек хлеба и ем. Каюсь я в том. Каюсь во всем. Ты дорогая мама моя, извини, ты родная моя, больше не буду, не буду я, нет. Ты не вари мне больше обед, нет не вари. А я всегда буду я варить вам обед. Буду варить и я буду любить вас, маму и папу и Витю и всех. Ты извини и прости и люби. Буду и я тебя также любить. Буду любить. Любить и любить".

Н.Е.Пестов, из книги "Современная практика православного благочестия", глава "Наказание и награды"

следующая