Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПРО БОГАТЫРЯ ПЕРЕСВЕТА, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЕГО

В душе каждого куликовца живут два вечных поэтических образа - Житный Дед и богатырь Пересвет. Еще в люльке слышит малыш сказки и песни про Житного Дедушку, от него первый гостинец получает - хлебную соску. А когда мальчик впервые вскарабкается на лошадь да проедет, держась за гриву, от избы до колодца, - ему рассказывают про богатыря Пересвета. Послушайте и вы.

Ехал богатырь Пересвет на битву с ордынским царем Мамаем и остановился в поле покормить коня. Был он не простой богатырь, а человек Божий - монах. Конь кормится, а Пересвет молится. Наклонились над ним усатые колосья, шелестят на ветру, будто тоже молитву творят: "Осыпается в поле зерно, а жнецов не видно: на великое дело собрался русский народ - защитить от врага родную землю. Не снопы завтра в поле будут лежать, а воины, не колосьями станет играть ветерок, а русыми кудрями…"

Открыл Пересвет глаза, а рядом с ним, точно золотой снопок, стоит Житный Дедушка - ангел-хранитель хлебных полей. Треплется по ветру его овсяная борода, топорщатся ячменные усы, а синие глаза-васильки смотрят печально. - "Не горюй, Житный Дедушка! - говорит богатырь. - Господь не без милости. Что было - видели, что завтра будет - увидим. А нынче поработаем".

Все умел Пересвет: и Богу молиться, и с врагами биться, и всякую крестьянскую работу делать. Взял он свой булатный меч, срубил молодую березку, сделал ручку-косовище, прикрепил к мечу - коса получилась. И пошел косить пшеничное поле! Раз взмахнет, и колосьев не пучок, не сноп - целая копна! Другой раз взмахнет - еще копна… Житный Дедушка повеселел, спешит вприпрыжку за богатырем, приговаривает: "Ух, ух, хлебный дух! Не урожай - а прямо клад… спешите в поле, стар и млад!"

Остановился Пересвет на минутку, отер со лба горячий пот, глядит - сзади него снопы по полю бегают. - "Чудеса!" - удивился богатырь. А снопы один за другим, как солдаты шагают прямо к ветряной мельнице, стоявшей неподалеку от церкви, и сами в стог укладываются. Тут разглядел Пересвет своих помощников - деревенских ребятишек. Исстари на Руси так повелось: отцы уходят биться с врагом - в поле их заменяют сыновья.

Косит Пересвет ниву и слышит: у мельницы такой шум-перестук, точно на току во время молотьбы. А там и правда шла молотьба. И точно из земли выросли злотые купола пшеничного зерна. И закрутились у ветряной мельницы деревянные крылья, потекла в широкий ларь пшеничная мука… Докосил богатырь и вдруг почувствовал запах свежего хлеба, словно только что вынули из печи горячий каравай. Пошел он на хлебный запах и, правда, увидал богатырский каравай! Лежал он на двенадцати столах, на сорока полотенцах. А рядом - те, кто его испек: босоногие мальчишки и девчонки да древняя бабушка. И Житный Дед среди них.

Бабушка сказала: "Спасибо за помощь, Божий человек, от всей деревни", - она повела рукой в сторону ребятишек. - "Неужто так опустела деревня, где остальные?" - спросил Пересвет. - "Как и весь народ, ушли на битву с ордынцами. Отведай-ка нашего хлеба-соли, силы прибавится. Да озарит Господь твою душу для подвига!" А Житный Дедушка пошевелил ячменными усами: "Ух, ух, русский дух!" Отломил Пересвет от каравая поджаристую корочку, поклонился низко ребятишкам, бабушке и Житному Деду и поехал своим путем-дорогою. Куликовская битва была еще впереди…

Много по той дороге вслед за Пересветом прошло и проехало русских людей: и знатных князей, и грозных воинов, и простых деревенских мужиков. И каждый отламывал кусочек от богатырского каравая: храбрый от того хлеба становился богатырем, слабый укреплялся духом, старики чувствовали себя молодыми, а юноши - мужчинами. И победили они хана Мамая.

"Уже бо близ себе сходящееся сильныя полки, когда из большего полку татарьского выехал злой печенег, пред всеми силу показывая, ибо был подобен он древнему Голиафу… Александр Пересвет, инок, поскакал на печенега. Печенег же устремися противу ему… И ударишася крепко копии, едва место не проломися под ними, и спадшее оба с коней на землю и скончашеся" (Сказание о Мамаевом побоище).

А куликовцы и по сию пору превыше всего ставят три дела: молиться Богу, пахать землю и защищать Родину. И издревле живет в нашем народе поговорка: "Помирать собирайся, а хлеб сей".

предыдущая    следующая