Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ…

А.И.Солженицын писал: "Русский вопрос к концу XX века стоит очень недвусмысленно: быть нашему народу или не быть?.. Если дело пойдет так и дальше, то через век слово "русский" как бы не пришлось вычеркнуть из словарей". На дворе - век XXI. И русский вопрос стоит еще острее. Что делать, чтобы нам не пропасть поодиночке, чтобы жил и славил Господа русский человек? На этот вопрос отвечает директор учебно-методического Центра этнонационального образования Российского госуниверситета им. А.И.Герцена, создатель движения "Русская современная школа", доктор педагогических наук, профессор Иван Федорович Гончаров.

- Об этом уже несколько десятилетий тому назад четко сказали лучшие люди России. Иван Ильин писал: "Судьба будущей России лежит в руках русского учителя", ему вторил С.Трубецкой - первый выборный ректор Московского университета: "В школе - все будущее России, и никакие жертвы, необходимые для ее устроения и подъема, не должны останавливать правительство, которое хочет блага страны и пожелает поднять свой авторитет". Без полноценной русской национальной школы новая Россия не может быть построена. Образование обезпечивает развитие экономики, являясь базой для создания высоких технологий. Школа - первая и самая важная ступень на лестнице квалифицированного труда и культуры в целом.

- Но ведь есть уже попытки создания таких школ.

- Да, русские школы строятся по всей России, но преимущественно наугад, без погружения в ее сущность, на основе самодеятельной педагогики. Это - зло, дискредитирующее государственно значимое дело.

- И какой выход? Как, где собрать всех учителей, чтобы указать правильный путь, объяснить первостепенные задачи?

- Путь один - обучение в специальном Центре. Он уже существует. При СПб Российском государственном педагогическом университете им.А.Герцена открыт первый в истории российского образования учебно-методический Центр этнонационального образования, призванный готовить творческих национальных учителей русских и нерусских школ. В Центре отдается предпочтение подготовке специалистов для русской школы.

- А не посыплются обвинения в национализме, антисемитизме, шовинизме?..

- Исключительность русских среди остальных народов России в создании могучего государства - очевидна: русские стали единственным цементирующим, интегрирующим, государствообразующим народом. История распорядилась так, что именно русская нация явилась главной и решающей, определила само рождение и всю последующую историю государства Российского, судьбу всех нерусских народов. Да, Россия сложилась как союз равных и дружественных народов, но с русским народом в корне. И если сейчас все народы нашего многонационального государства в кризисе, то нужно в первую очередь позаботиться о восстановлении и возрождении нации-лидера. Центральная идея текущего момента - спасение России как самостоятельного государства и, как писал Ильин, "воспитание в русском народе национального духовного характера". Будет крепкий русский народ - будут крепкими и другие народы России.

А фундаментальной опорой, на которой следует строить надежное, умное национальное государство, должна стать в первую очередь русская современная школа, которая будет качественно воспитывать поколение за поколением, возрождая и совершенствуя русскую нацию. Русская школа позволит решить одну из первейших задач нашего времени - задачу сплочения, объединения всех этносов России вокруг коренной русской нации.

- Какие принципы положены в основу Русской школы?

- Русская школа зиждется на трех принципах - русском патриотизме; общероссийском государственном патриотизме; вселенской солидарности. Наш девиз: "Русская школа открыта всем! Дружелюбно, по-братски Русская школа распахивает двери всем, кто русских людей воспринимает как духовных братьев, Россию - как свою единственную Родину, а русскую культуру - как опору своей души, духовности, ума".

- Говорят "один в поле не воин". У вас есть единомышленники, помощники, последователи?

- Ну, и один в поле воин, если по-русски скроен. Но единомышленники, помощники, ученики у меня, слава Богу, есть. Им слово.

Говорит ректор РГПУ им.А.Герцена, академик Российской академии образования Г.А.Бардовский: "Нашему отечественному образованию присуще более чем тысячелетнее своеобразие. Но мы далеко не всегда сознавали наши педагогические силы и возможности и часто чисто механически перенимали чужой опыт. Вот мудрый совет русского гениального естествоиспытателя и педагога Д.И. Менделеева: "Чтобы уцелеть… и продолжать свой независимый рост, нам необходимо не только быть готовыми к отпору всякому на нас внешнему посягательству, но… надобно скорее приняться за установление твердых начал нашей образованности, которая доныне, сказать правду, бралась лишь напрокат с Запада, а не делалась нашею благоприобретенною собственностью".

Сегодня снова многие деятели образования убеждены, что нашими педагогическими наставниками обязательно должны быть иностранцы, что России следует взять за образец некоторые зарубежные образовательные системы. Однако нам следует помнить, что часто задачи, которые решают наши школьники, непосильны для их зарубежных сверстников. Система математического образования, созданная русским ученым А.П.Киселевым (1852-1940), признана лучшей в мире. По его учебникам "Систематический курс арифметики", "Элементарная алгебра" и "Элементарная геометрия" обучают детей в Израиле и ряде других стран. По этим учебникам учились те, кто вывел Россию в число стран, лидирующих в научных исследованиях. Вспомним, что Нобелевским лауреатом 2000 года по физике стал наш соотечественник академик Ж.И.Алферов.

Сокращение числа часов на постижение словесности в школе ведет к существенному вытеснению из нее русской литературной классики. А для изучения предлагаются сочинения сомнительного качества. Предпринимаются попытки внести такие изменения в систему нашего образования, которые реально ведут к понижению его уровня, особенно в области словесности, физики, математики. Поэтому первое дело, которое предстоит высшему педагогическому образованию, - это совершенствование своей системы национального воспитания, образования, просвещения и обучения. Подготовка воспитателей русских детей, как и детей других народов России, в национальном духе есть главная цель.

Наш педагогический университет первым в России поставил перед собой неотложную задачу создания Центра этнонационального образования, выполняя завет К.Ушинского "создать национальную систему воспитания, сделать русские школы русскими".

Проректор по учебной и воспитательной работе педуниверситета им.А.Герцена С.Б.Смирнов: "Россия переживает кризис личности учителя. Новой школе нужен новый учитель - с русским духовным характером, с русским разумом и умом, с русским сердцем, русской творческой силой, с русской педагогической жилкой. Об этом говорили еще К.Д.Ушинский, Ф.М.Достоевский, И.А.Ильин и другие русские педагогические мыслители. Центр этнонационального образования РГПУ им.А.И.Герцена приступил к реализации этой цели: разработана "Доктрина Русской национальной школы", создан принципиально новый, национально ориентированный учебный план, опубликована серия программ по ряду новых национально ориентированных предметов и факультативов, подготовлены учебно-методические пособия; практикуются современные методы обучения слушателей".

Секретарь Союза писателей России Владимир Крупин: "Создание Центра русской национальной современной школы - огромное дело… в борьбе за то, чтобы школа наша воспитывала настоящих людей, а не биороботов".

Почетный спикер Совета Федерации И.С.Строев, посетив Русскую национальную школу им.И.Тургенева, №24, г.Орла (научным руководителем которой является профессор И.Гончаров), заявил: "Я впервые вижу школу, где так честно, так откровенно и правдиво подняли голос в защиту русской души. Как важно сейчас поднять дух народа, как важно сделать так, чтобы люди воспрянули, разогнулись, сказали себе: мы выживаем. Мы пройдем все реформы, и мы останемся славянами, русским народом".

- Так что же предлагает, кого готовит ваш учебно-методический Центр этнонационального образования?

- Для уже действующих русских школ на курсах будет предложена "лестница" новых педагогических идей. Работник научно-методического центра и помощник директора по опытно-экспериментальной работе может пройти на курсах школу квалифицированного исследователя и создателя новой школы. В Центре можно пройти и разовую индивидуальную стажировку сроком от недели до месяца. Центр имеет возможности вести обучение в регионах, по договоренности с Комитетом образования и институтом развития образования.

На курсах вы овладеете новыми национально-ориентированными предметами, положенными в основу курсов "Русская национальная современная школа": русское Православие; Основы православной культуры; этнография русского народа; этнография народов России; русская цивилизация; светочи России; святыни России; культура русской традиционной семьи; русский деловой человек на службе России; национально-религиозные основы русского предпринимательства; искусство живого русского слова; культура деловых отношений Запада в свете традиций России; русская идея… - всего 24 предмета. А сердцевиной национально-патриотического воспитания являются три предмета, освоение которых дается в новом свете, - русский язык (как явление национальной культуры), история России (в контексте мировой), русская словесность (в контексте мировой).

Милости просим директоров школ направить на курсы двух лучших учителей; одно место бюджетное, второе - платное.

- Какие конкретно программы разработаны Центром на текущий учебный 2004-2005 год?

- Программ - пять. Ноябрь - предпринимательская деятельность и дополнительные образовательные услуги в средней школе. Декабрь - создание и управление Русской школой. Январь - учебный план Русской школы (стандарт образования в Русской школе, пути его воплощения). Март - словесность в русской школе (новая программа и специфика ее освоения). Апрель - традиционная история России (программа и методические рекомендации).

И помните - Россия нуждается в квалифицированных, национальных и благородных кадрах. Без воспитания и образования таких людей нам суждено прозябание - духовное и материальное.

Адрес: 191186 СПб, РГПУ им.А.И.Герцена, ул.Мойка, 48, корп.20, ком.113.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА