Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДВОЙКА ПО ПРАВОСЛАВИЮ

о английскому у меня двойка…

- Что же ты не подтянешься, не выучишь?

- Зачем его учить? Он ведь не православный.

Бывает ли неправославное знание? Конечно, - пошлые подробности личной жизни рок- и кинозвезд, больные фантазии из области "компьютерных развлечений" и тому подобный вздор. Если же отбросить его и говорить о том знании, которое от века занимает почетное место в человеческой цивилизации, мы обнаружим, что оно по существу неотторжимо от христианского мировоззрения.

Было, однако, сравнительно недолгое время, когда вера и знание оказались как будто по разные стороны линии фронта. Об этом нам говорят книги, письма и проповеди XIX века: они предупреждают не слишком увлекаться формальными рассуждениями, не доверяться скороспелым умозаключениям тогдашних ученых кумиров публики… Но сегодня эти конфликты по большей части ушли в прошлое, и знание - подлинное знание - снова заняло свое законное место рука об руку с подлинной верой. А по другую сторону линии фронта остались такие наши недобрые знакомые, как невежество, лень, упрямство, равнодушие и тупость.

Впрочем, люди сохраняли мудрость всегда, даже в самую глухую безбожную пору, во всех странах мира. Приведем для примера суждения двух величайших корифеев науки XIX века, той самой, про которую принято было говорить, что она якобы "заменила собой религию". Английский физик Уильям Томсон (1824-1907), за научные достижения получивший титул лорда Кельвина, говорил: "Не бойтесь самостоятельно мыслить! Если ваш разум действует, то наука непременно приведет вас к вере в Бога… Вы увидите, что наука не враг, а помощник религии". Французский ученый Луи Пастер (1822-1895), открывший новые области в медицине, микробиологии и химии: "Я знаю много, поэтому я верю, как бретонский крестьянин. Если бы я знал больше, я бы верил, как бретонская крестьянка… Настанет день, когда будут смеяться над глупостью нашей современной философии".

† † †

Школьные годы - это благословенное время, когда молодая душа развивается и растет, приобщаясь к сокровищам знания. К сожалению, в нашей "взрослой" жизни мы слишком часто лишаемся такой драгоценной возможности. И от нас, взрослых, во многом зависит, насколько успешно и продуктивно пройдут эти годы у наших детей. По известной поговорке, враг не дремлет. Одним мешает нормально учиться излишняя возбудимость и безпокойный характер, другим - лень и медлительность, а третьи подхватят услышанное где-то бредовое оправдание, что, дескать, это все "неправославные науки", и поэтому можно не безпокоиться…

Думаю, нет нужды возвращаться к значению наук о природе, человеке и обществе. Верно, многое из того, что молодежь изучает сегодня в средней и высшей школе, преподается в двусмысленном, размытом виде, или даже под явным антихристианским соусом. Но тем важнее всерьез заниматься этими предметами, чтобы научиться видеть истину за идеологической шелухой. Старшие обязаны помогать школьникам и студентам, возбуждать их интерес к предмету, задавать им вопросы и в свою очередь отвечать на их недоумения. Это не всегда просто, но успех гарантирован, если следовать классическому принципу воспитания: учиться вместе с детьми.

Что же касается изучения языков, иностранных и родного, то оно не менее существенно для развития личности. Ведь способность осознанно воспринимать глубокие истины христианской веры в значительной мере определяется нашими языковыми знаниями и навыками. Еще в недавнем прошлом молодому человеку, не владеющему двумя древними и двумя современными европейскими языками (латынью, греческим, французским и немецким) было не место в высшей школе. Серьезные православные авторы в своих работах приводили латинские цитаты без перевода на русский: кому из читателей он мог бы понадобиться? И самый примитивный учебник церковнославянского языка столетней давности для начальных приходских училищ сплошь и рядом не по зубам нынешним старшеклассникам… Так что если школьник приносит домой двойку по иностранному языку, надо показать, что он получил двойку по Православию: быть может, это заставит его взяться за работу.

Остается упомянуть про одно возражение, которое нет-нет да и всплывает среди верующих, когда заходит речь об учебе, знании и образовании. Люди вспоминают про юродивых Христа ради и ставят их себе в пример: вот, мол, каков он, "истинно-христианский" путь… На это ответим словами прп.Серафима Саровского, что на тысячу юродивых приходится в среднем лишь один юродивый Христа ради. Стало быть, юродство оставшихся девятисот девяноста девяти к христианству отношения не имеет. Причем сказано это было почти двести лет назад: имеет смысл поразмыслить о том, каковы на сегодняшний день шансы встретить юродивого ради Христа среди записных двоечников.

Иеромонах Макарий